Прямой эфир Новости спорта

Акимат: Дефицита угля в Алматы нет, просто не все могут его себе позволить

Власти города отчитались о регулярных доставках угля, однако жители региона продолжают жаловаться на дороговизну и нехватку твёрдого топлива.

Жители алматинского региона жалуются: уголь приходится покупать только мешками, запасы истощились, а перекупщики просят за свои услуги вдвое больше денег. Журналисты informburo.kz собрали мнения сторон, а также побывали на одной из оптовых баз города, чтобы проверить, есть ли дефицит угля на самом деле.


Утренняя разгрузка угля на оптовой базе. Очередей нет

Утренняя разгрузка угля на оптовой базе


Уголь в Алматы и области есть, считают специалисты городского акимата. Однако на этот счёт мнения перекупщиков и жителей разделились. Одни уверены, что запасы оптовых баз подошли к концу, за углём выстраиваются очереди, плавно переходящие в давку, вторые – что запасаться твёрдым топливом нужно было заблаговременно, а не с приходом холодов.


Водители грузовиков начинают собираться около оптовых баз с раннего утра в ожидании поставки

Водители грузовиков начинают собираться около оптовых баз с раннего утра в ожидании поставки


Цифры и анализ властей Алматы показал, что в целом нужды населения покрываются. В отопительный сезон 2017-2018 годов потребляется порядка 63 тысяч тонн угля. Сегодня уже законтрактовано поставок угля на 10 тысяч тонн дополнительного объёма, а на складах имеется запас в 2,6 тысячи тонн.


В среднем загрузка самосвала длится несколько минут. Однако на базу одновременно запускают лишь по три-четыре машины

В среднем загрузка самосвала длится несколько минут. Однако на базу одновременно запускают лишь по три-четыре машины


"Общая ситуация в Алматы стабильная, и население обеспечено углём на 90%. Всё, что имеется на складах сегодня, в основном закупают перекупщики. Далее они реализуют товар в Алматинской области. Это около 20-30 посёлков. Эти посёлки расположены удалённо от областных центров реализации угля. Им приходится закупать уголь в Алматы. Уголь мешками покупают только те слои населения, которые не могут позволить себе взять ЗиЛ. При нашем мониторинге и анализе баз по хранению угля в городе девять. Есть люди, которые закупаются несвоевременно или им удобно покупать уголь в мешках. Сами понимаете, что разные слои населения. Это не значит, что есть дефицит угля", – сообщил руководитель отдела торговли управления предпринимательства индустриально-инновационного развития Алматы Ерлан Омаров.

Мнения самих потребителей угля на этот счёт разделились. Например, четверо из шести опрошенных жителей посёлка Альмерек близ Алматы сообщили, что начинают запасаться ещё до наступления холодов – сентябре или октябре. Несмотря на это, каждый из них согласился, что ажиотаж вокруг угля в зимний период не утихает уже несколько лет подряд.


В среднем цена реализаторов варьируется от 12 до 18 тысяч тенге за тонну угля

В среднем цена у реализаторов варьируется от 12 до 18 тысяч тенге за тонну угля


"В последний раз я закупала уголь две или три недели назад. Кажется, что-то около 13 тысяч тенге за тонну ушло. Покупали в городе. Обычно мы стараемся запасаться заранее, но в этот раз не получилось. Про дефицит я слышала, у меня друзья в ноябре пытались купить – не вышло. Топили дровами, а что ещё им было делать?" – пожаловалась Айнакуль Туманова.

Уголь поставляется в регион два-три раза в неделю. Объём каждой поставки – около 3000 тонн угля. По данным акимата, средняя цена в зависимости от качества варьируется от 13 000 до 15 000 тенге за тонну. Однако найти товар можно и дешевле. Опрос реализаторов и просмотр объявлений в Сети показал, что стартовая цена начинается с 11 500 тенге за тонну, максимальная – 18 000 тенге. За доставку партии до пункта назначения в среднем перекупщики просят 7000-10 000 тенге. Высокая стоимость объясняется просто: на оптовых базах не протолкнуться, а потому достать уголь становится всё сложнее.


В ходе поездки давки и драк на оптовой базе замечено не было

В ходе поездки давки и драк на оптовой базе замечено не было


"Мы постоянно на связи с коллегами. Вообще на каждую поставку создаётся огромный спрос. Приходится приезжать в пять утра на точку, чтобы успеть закупиться. Регулярно тут возникают потасовки, давка. Подобная ситуация примерно каждый год, покупатель всегда есть", – рассказал водитель ЗиЛа Ерен Базарбаев.

По версии акимата, очереди на базах создаются лишь для того, чтобы не было давки при погрузке и разгрузке транспорта.

"То, что имеются большие очереди перед базами, это не очереди из-за дефицита или отсутствия угля. Это очереди физические. То есть каждая база запускает по две или три машины – на загрузку. Это просто порядок и очередность, чтобы не создавать внутри базы столпотворение из машин. Это нормальный рабочий процесс", – прокомментировал жалобы водителей Ерлан Омаров.


После нескольких часов на оптовой базе становится практически безлюдно

После нескольких часов на оптовой базе становится практически безлюдно


Последний пиковый месяц по спросу на уголь в Алматы был в ноябре. Тогда всю вину переложили на КТЖ. У перевозчика не хватало вагонов, кроме того, задержку поставок создавали сами шахты, на которых не было достаточного количества угля. Сегодня ситуация изменилась к лучшему. По последней информации, поставки угля вагонами составляют 117% от нормы. Другими словами, те объёмы, которые город потреблял ежегодно, уже обеспечены, и теперь идут поставки сверх нормы. В числовом значении речь идёт о дополнительных 7000 тонн угля для жителей области.

"Ажиотажа и дефицита угля в городе нет абсолютно. Его и не было. Был ажиотаж в Алматинской области, потому что агломерация. Те посёлки, которые находятся близ Алматы, закупаются в городе. Например, посёлки в сторону Талгара, посёлок Бесагаш. В Турксибском районе восемь баз по реализации угля. Уголь есть, он доступен", – заверили население в городском акимате.

Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Алматы в октябре начал расследование в отношении реализаторов угля. Перекупщиков проверяли на накручивание цен и создание искусственного дефицита, однако нарушения не подтвердились. При этом никаких фактов антимонопольного сговора и создания искусственного дефицита не было. Проверка подтвердила, что проблема в начале отопительного сезона была в поставке и отгрузке из карьеров Карагандинской, Акмолинской и Жамбылской областей.

14 декабря жители Алматинской области сообщили, что вновь столкнулись с дефицитом угля. Люди дежурят в машинах на базах и записываются в очереди, чтобы не остаться в морозы без топлива.

За тонну угля просят 15 тысяч тенге, за доставку – 25 тысяч. Водители объяснили резкий скачок цен тем, что ночуют на базах и даже дерутся между собой, чтобы получить топливо.

Позже акимат опубликовал ответ, в котором говорится о том, что жители региона обеспечены углём на 90%. На ценообразование и своевременную поставку угля влияет то, что до конечного потребителя уголь с месторождения доходит через посредников.

9 октября сотрудники Минэнерго провели анализ наличия бытового угля и пришли к выводу, что дефицита в Казахстане нет.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров