Я предлагаю отказаться от пропорциональной системы выборов по партийным спискам. Три раза мы сталкивались с этим: в 2007, 2012 и в текущем году. Я заметил тенденцию: граждане не знают оппонентов партии "Нур Отан". Во-первых, потому что они активны только в период предвыборной кампании. Билборды с лозунгами партий – это практически всё, что мы наблюдаем.
Пропорциональная система по партийным спискам необходима в тех политических системах, где присутствует парламентская форма правления, и на основе партийных списков формируется парламент. Исходя из этого, получается, что у нас президентская форма существует просто так, видимо, для формирования парламента. Зачем это нужно? Я предлагаю последовать примеру России: в этой стране предстоящие выборы будут проходить по формуле "50 на 50". Стало быть, половина – по партийным спискам, половина – по мажоритарным. Это, на мой взгляд, более активный политический процесс, а выборы – квинтэссенция демократии.
Либо второй вариант – Вестминстерская система, построенная на принципах государственной модели Великобритании. Это демократическая парламентская система, где партии ведут борьбу на общенациональном уровне, но в округах соревнуются индивиды. В связи с этим количество индивидов определяет количество депутатов в парламенте.
Считаю также необходимым прописать в Конституции причины досрочного прекращения полномочий парламента. Самороспуск – это политический абсурд. Это прямое нарушение идеи представительства. Сначала надо спрашивать у народа, ведь именно он является источником власти. Моё мнение: самороспуск граничит с политическим преступлением. За самороспуск необходимо вводить политическую дисквалификацию партий и депутатов.
Срок легислатуры Мажилиса Парламента должен быть сокращён с пяти до четырёх лет. В Казахстане за годы независимости было семь легислатур Парламента. Верховный совет XII созыва с 1990 по 1993 годы. Он просуществовал 3,8 года. Верховный совет XIII созыва – с 1994 по 1995 годы, он был признан нелегитимным. Мажилис I созыва, январь 1996 года – сентябрь 1999 года. Мажилис II созыва просуществовал почти пятилетний срок согласно Конституции. Это единственный в нашей истории случай. Мажилис III созыва – с конца 2004 г. по май 2007 года. Мажилис IV созыва, сентябрь 2007 г. – декабрь 2011 года. Наконец, Мажилис V созыва, февраль 2012 года – декабрь 2015 года.
В 1998 году были приняты поправки в Конституцию, и срок полномочий Мажилиса был увеличен с 4 до 5 лет. Но получается, что эта норма в реальности не выполняется. Оказывается, Мажилису достаточно четырёх и даже менее лет для его легислатуры. А может быть, даже и три года достаточно.
(Мнение озвучено автором в ходе экспертного обсуждения группы "Кипр" "Выборы-2016: антикризисные меры в предвыборных программах партий")
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 5276
- 1
- 3
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 5043
- 3
- 16
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 21 ноября
- 2818
- 0
- 7
-
4🏃♀️Семейный забег пройдёт в Астане. Победители получат телевизоры, пылесосы и планшеты
- 2773
- 1
- 21
-
5‼️К смертной казни приговорили жительницу Таиланда за серийные убийства с помощью цианида
- 2421
- 1
- 28
-
6🔥Столичные пожарные потушили горящий автомобиль
- 2388
- 0
- 11
-
7⚡️Солдат впал в кому после удара сержанта: начался суд по резонансному инциденту в воинской части Отара
- 2452
- 6
- 27
-
8⚖️ Прокуратура вернула 12,5 млн тенге предпринимателям алматинского метрополитена
- 2400
- 0
- 15
-
9☄️Продажи и прибыль Temu и Pinduoduo упали: акции рухнули на 11%
- 2407
- 0
- 5
-
10🥶Ночные морозы до -23 прогнозируют на выходных в северной половине Казахстана
- 2569
- 0
- 8