
...Восьмой час утра. Позавтракав и собравшись, я со своей будущей супругой в предутренних сумерках иду на остановку автобуса. В 7.50 утра служебный шаттл причаливает к остановке на Тимирязева, чтобы отвезти потенциальную стюардессу в район аэропорта на очередные мозговыворачивающие занятия по технике безопасности. Меруерт готовят на бортпроводника, и со своим Operation manual она буквально спит в обнимку. Я всерьёз ревную её ко всем этим Boeing-757, Boeing-756, Airbus 319, 320 и 321. Зато понемногу и сам уже выучил, где, кто и как из авиапроизводителей хранит на борту фонарик и эвакуационный топорик. Нынче же мы на ходу пугаем окрестных сонных кошаков вопросами по порядку эвакуации. Где аварийный выход? Как его открывать? Как срабатывает надувной трап (слайд)? Что именно и когда надо кричать на двух языках своим пассажирам?
"Сome this way! Jump and slide! Hurry!" ("Сюда! Прыгать, скользить! Быстрее!"). Собственно говоря, отечественный читатель уже и без перевода должен знать, чего тут не по-нашему написано и сказано. Ведь с 2007 года триединая языковая политика с лёгкой руки Елбасы уже стартовала, так что "Лондон из зэ кэпитал" – и никаких гвоздей. Проверить свои знания английского казахстанские отпускники смогли сразу в том же далёком 2007 году – в алматинском аэропорту, в экстремальной ситуации. Помнится, именно в такие переломные моменты человек и являет свою истинную начинку. Intel inside или пустотел инсайд, так сказать.
Кстати, и тестирование 213 казахстанских отпускников на знание английского в год того Послания выпало на символичное число 07.07.07. Во время взлёта "эйрбаса" А-310 авиакомпании Atlas Jet за считанные секунды до отрыва от земли вспыхнуло табло "Отказ левого двигателя". Экипаж начал экстренное торможение и вовремя успел отменить взлёт. В таком случае несколько десятков тонн горючего в баках не даёт времени на эвакуацию: надо пользоваться надувными трапами. Бортпроводницы Atlas Jet оказались изрядно подшофе. С пьяных глаз они часть трапов запороли, слишком резко заставив сжатый газ наполнять слайд. Объяснялись сии небесные ласточки с казахстанцами на турецком и английском, ибо ни русским, ни казахским не владели. Турки лихорадочно уничтожали записи бортовых самописцев, кружили с дымящимися после экстренного торможения шасси по аэродрому. Когда борт наконец притормозил, а надувные трапы так все и не сработали, пассажиры, что покрепче, пинками выкидывали с пятиметровой высоты на бетон аэродрома всех тех, кто послабее. Тот вопиющий случай (авиационный инцидент, как его называют, – раз уж никто не погиб) вляпался в историю во всех смыслах и был увековечен сетевой народной энциклопедией.
Однако "чудесным спасением" тот факт никак не назовёшь: пилоты следовали инструкциям, экстренно затормозили, борт не стали отрывать от земли. Пассажиров с грехом пополам, но эвакуировали. Самолёт залили пеной: спасатели аэропорта сработали чётко, взрыва не было. Человеческий фактор, конечно же, испоганил очень многое в той эвакуации, но если одно звено и оказалось слабым, все остальные звенья всё же нагрузку выдержали.
Сотовых с камерами тогда, в 2007-м, было немного. Но вот теперь, в августе 2016-го жёсткая посадка борта Emirates в Дубае оказалась зафиксирована на видео и снаружи, и изнутри владельцами смартфонов.
У 777-го не вышла одна стойка шасси и, завалившись на сторону, борт сел как смог. На брюхо. Пассажиры из невыговариваемого индийского Тируванантапурама английским языком явно владели: всё-таки без малого век под британской колонизаторской пятой. На видео чётко слышны команды бортпроводника: "Leave your bags. Jump and slide! JUMP AND SLIDE!!!"
Его пассажиры наверняка понимают. И как они себя ведут? Они просто паникуют и притормаживают – задерживая всех прочих. Одни вытаскивают ручную кладь, другие норовят протиснуться – мол, excuse me – третьи – снимают на видео. Едва экипаж успел выгнать всех наружу, оставшиеся 60 тонн горючки этого Boeing-777 рванули так, что погиб один из пожарных.
Но ни один пассажир не пострадал. В заветные 90 секунд команда уложилась, как ни норовили дамочки забрать все свои клатчи до единого, а их детки – собрать свои игрушки. ЕК-521 со своими 282 пассажирами мог вполне пополнить мортиролог авиакатастроф, но теперь эту эвакуацию все авиакомпании мира будут изучать как весьма профессиональную и успешную.
Да, сумятица, паника, наверняка пара айфонов внутри сгорела, но экипаж спас всех. И только затем спаслась сама команда.
...Когда я рассказал своей стюардессе первую историю, она была для неё что называется cultural shock. Вышколенная и сформатированная западным менеджментом у себя на работе, Меруерт не могла поверить, что такое могло быть в принципе. Вторую историю мы с ней тоже детально разбирали с точки зрения профессионализма экипажа, и тут уже она осталась довольна коллегами, а копошащимся пассажирам высказала своё заочное "фэ". Нельзя так своего ангела-хранителя игнорить.
Так что как соберётесь из отпуска лететь домой, пожелайте себе в дорогу бодрую, отдохнувшую и добросовестную стюардессу. А себе – терпения и везения. "Если что" – от бортпроводника будет зависеть очень многое. Если не всё.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1❓"Треть территории Казахстана сейсмически опасна". Учёный о вероятности новых землетрясений
-
3927
-
7
-
55
-
-
2🌡Прогноз погоды на 10 апреля: дождь, гроза и сильный ветер ожидаются на западе, востоке и севере Казахстана
-
2776
-
0
-
7
-
-
3❗️От рядового агронома до партийного лидера. Токаев выразил соболезнования родным Веры Сидоровой
-
2630
-
0
-
100
-
-
4🔖 Токаев поручил министру транспорта увеличить количество внутренних и международных авиарейсов
-
2326
-
1
-
106
-
-
5⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 9 апреля
-
2459
-
0
-
7
-
-
6🥊Балауса Муздиман: Теперь хочу перебраться в США, чемпионский бой уже запланирован
-
2381
-
0
-
27
-
-
7⚡️Водный кодекс Казахстана подписал Токаев
-
2358
-
0
-
105
-
-
8⚡️Токаев провёл совещание в связи с изменением ситуации на мировых рынках
-
2350
-
7
-
110
-
-
9🌡Прогноз погоды на 11 апреля: пыльная буря ожидается в Астане и местами на севере Казахстана
-
2168
-
1
-
0
-
-
10🇨🇳🇰🇿Китай призвал Казахстан объединить усилия против новых пошлин США
-
2125
-
5
-
139
-