Прямой эфир Новости спорта

Цены на бензин: почему бы их просто не снизить?

Поддержка отечественного производителя в ущерб отечественному потребителю - перекладывание проблем с больной головы на здоровую, что приводит к "болезни" обоих

Наш народ прекрасен в своих наблюдениях и сделанных из них выводах. Уже давно подмечено, что когда растёт цена на нефть, растут и цены на бензин. Это объясняется довольно простым логическим выводом: нефть – это основное сырье для производства бензина, и если растёт цена на сырьё, то по логике должна расти себестоимость производства бензина, а за ней – и сама цена бензина. Но как объяснить, почему растёт цена на бензин, если падает цена на нефть? Народная мудрость объясняет и такое событие довольно просто: так как падает цена на нефть, производители пытаются возместить убытки от падения цены на нефть с помощью повышения цен на бензин. В итоге, как бы ни двигались цены на нефть, у цены на бензин есть только одно направление движения – вверх.

Недавно вышла довольно необычная для Единого таможенного союза новость, что с 26 августа Казахстан ввёл запрет на импорт бензина из России. Сразу возникает вопрос: почему?

"Другого пути у нас сейчас нет, потому что в противном случае мы должны будем снизить выработку на наших НПЗ. То есть мы должны поддержать или отечественного производителя или иностранного. Мы выбираем отечественного. Это временно", – объясняет нам причину нового запрета министр энергетики. Всё просто, понятно и как всегда логично: выбор сделан в пользу поддержки отечественного производителя. А кто же этот самый отечественный производитель?

В основном это три нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) в Павлодаре, Атырау и Шымкенте. Павлодарский и атырауский НПЗ принадлежат полностью АО "КазМунайГаз", а шымкенсткий НПЗ делится пополам между "КазМунайГазом" и китайскими инвесторами. Каждый завод производит примерно треть отечественного бензина. Исторически Казахстан производил такое количество бензина, которое покрывало примерно 75% потребностей страны, а еще 25% бензина импортировалось – в основном из России, то есть, упрощённо, каждый 4-й потребляемый литр бензина – импортный.

За каждым отечественным производителем стоят конкретные люди-работники. Давайте постараемся посчитать – не сколько заводов предлагается поддержать, а сколько конкретных людей стоит за данными заводами. Итак, согласно публично доступной информации, я подсчитал, что примерно 10 тысяч человек напрямую вовлечены в работу отечественных НПЗ. В стране в среднем живёт 3 человека в одной семье. Таким образом 10 тысяч рабочих мест на НПЗ – это, ориентировочно, 30 тысяч человек, живущих в семьях, где один член семьи работает на заводе. Также заводы обеспечивают заказами другие компании, в которых тоже работают люди. Ещё заводы платят налоги, из которых платятся зарплаты государственным служащим – врачам, учителям, полиции, военным и другим бюджетникам. Довольно сложно подсчитать сколько прямых и косвенных рабочих мест создают три НПЗ, но давайте грубо предположим, что из-за деятельности заводов и выплаченных налогов создаётся ещё в 10 раз больше косвенных рабочих мест. Тогда под поддержку отечественного производителя из-за запрета импортного бензина попадает предположительно 300 000 человек.

Итак, мы условно имеем 300 тысяч человек, или 1,6% от общего населения страны, которых планируется поддержать новым запретом. А что насчёт поддержки отечественного потребителя бензина? Сколько таких человек? Почему не обсуждается поддержка этой категории граждан?

В стране зарегистрировано около 4 миллионов легковых автомобилей, то есть только владельцев машин у нас примерно 22% от общего населения страны. А если прибавить к владельцам машин еще людей, пользующихся общественным транспортом, а также владельцев коммерческих машин ("бусиков" и "газелей"), то процент отечественных потребителей бензина в десятки раз превысит процент отечественных производителей бензина.

А что дает потребителям запрет на импорт бензина? Ответ очевиден: или сохранение цен на бензин на текущим уровне, или его подорожание. Если импортный бензин будет стоить дешевле или качественнее отечественного, то нашим производителям придётся честно конкурировать, то есть улучшать качество топлива, либо снижать цены.

И вот тут у меня возникает простейший вопрос: "А почему бы просто временно не снизить цены на отечественный бензин вместо того, чтобы снижать объём его производства и рыночным путём победить дорогой импортный бензин, как это бывает в странах с другим уровнем цивилизации, где цена на нефть и цена на бензин ходят в одном и том же направлении?".

Так бы отечественного потребителя поддержали, и отечественный производитель без работы не остался, и Таможенный союз пригодился.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Новости партнеров