Экономист Галим Хусаинов размышляет об эффективности поддержки ремесленничества в Казахстане.
Закон экономики гласит: чем проще продукт с точки зрения производства, тем он менее рентабелен. Потребительские базовые продукты становятся конкурентоспособными только в рамках масштабов производства. Без масштаба это ремесленничество, которое не может быть дешёвым, так как, по сути, используется ручной труд. Что понимать под масштабным производством – сложный вопрос, ведь для каждого продукта есть свой уровень масштаба. Например, скоропортящиеся продукты могут масштабироваться и на население в 300 тысяч человек, а товары длительного пользования – на 100 млн человек.
Поэтому когда мы пытаемся в рамках маленькой страны поддерживать ремесленничество, то, скорее всего, мы не увидим большого эффекта и, как только будет закончена поддержка, такие предприятия при открытых границах будут обречены на закрытие. Крупный завод в Казахстане стоимостью 50 млн долларов в мировом масштабе – ремесленничество.
Очень интересная страна Тайвань, которая именуются ещё как Китайская Республика, и эта страна до сих пор не признана большинством стран. Но это им никак не помешало развить экономические отношения и стать лидером в производстве определённых компонентов IT-индустрии, производстве нефтехимии и торговле. Если в 1952 году доля сельского хозяйства занимала 35% экономики, то сейчас – менее 3%. Население Тайваня – 23,5 млн человек. Помимо благоприятного инвестиционного климата была оказана большая поддержка капиталоёмких и наукоёмких производств со стороны правительства. И самое главное, было принято решение перехода от субсидируемого импортозамещения к экспортно ориентированному росту.
Сейчас Тайвань входит в тридцатку развитых стран, занимает 18-е место по ВВП на душу населения. При этом создание инвестиционного климата и развитие капиталоёмких и наукоёмких производств дало большой мультипликативный эффект, и доля МСБ в стране является очень большой.
У нас всегда присутствует желание наблюдать за чужим опытом, но мы больше используем не экономический опыт, а опыт потребления. Количество квадратных метров на одного жителя, ставка по ипотечным кредитам, туристические центры, цена на бензин и картофель, наличие ЛРТ или метро, высотные строения и даунтауны и так далее, но это всё уже есть следствие экономического развития, но никак не причина. Потребительские вещи должны стать следствием развитости экономики, но никак не наоборот.
Опубликовано на странице Галима Хусаинова в Facebook
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Популярное в нашем Telegram-канале
-
1🎶 Как интересно провести выходные 2 и 3 ноября в Алматы и Астане
- 4607
- 1
- 4
-
2⚠️ Доброе утро! С окончанием рабочей недели! Предлагаем обзор главных новостей за 31 октября
- 2515
- 0
- 3
-
3🤼 Казахстанский борец Нуркожа Кайпанов стал чемпионом мира
- 2271
- 0
- 50
-
4🥩🥔Сельскохозяйственная ярмарка пройдёт в Алматы на выходных
- 2226
- 0
- 9
-
5🚍 Новый автобусный маршрут запустили в Алматы
- 2084
- 1
- 8
-
6👮♂️ Казахстанца, объявленного в международный розыск, задержали в Стамбуле
- 2080
- 1
- 14
-
7⚡️ Глава государства Касым-Жомарт Токаев объявил выговор акиму Карагандинской области Ермаганбету Булекпаеву за ненадлежащий контроль за ходом подготовки к отопительному сезону.
- 2075
- 15
- 26
-
8👨⚖️ Детского тренера будут судить за хищение и отмывание бюджетных средств в Костанае
- 2129
- 3
- 12
-
9🔖 Автобус сбил девушку из-за плохого освещения в Астане: фоторепортаж с места трагедии
- 1997
- 1
- 36
-
10🛍 ЕС начал расследование против Temu
- 1970
- 1
- 28