Наткнувшись на список книг “Что почитать по урбанистике”, где первым в списке числится труд гарвардского экономиста Эдварда Глейзера “Триумф города”, я подумала: чтобы понимать то, что называют урбанистикой, надо читать в последнюю очередь эту книгу. Такие книги и создавали долгое время тот язык урбанистики, который сегодня не вмещает в себя всю действительность городской жизни, обескровливает его и помещает город в режим модерна. В этом режиме всё должно каким-то магическим образом само наладиться. Главное – сделать это "всё" красивым, как делали в Копенгагене и Хельсинки. Другими словами, он ведёт к некритическому принятию понятий, унифицируя язык урбанистики.
И дело тут не в том, что эта отдельно взятая книга плохая, а в том, что весь язык говорения о городе сводится в таких книгах к упрощённым понятиям, которые не отражают всю конфликтность жизни в городе и всё культурное разнообразие горожан. Другими словами, говоря на этом языке, мы не можем вырваться из представления о том, что Панфилова должна быть наводнена исключительно модным фаст-фудом, фуд-траками и населена молодежью, желательно городской не в первом поколении.
Ещё острее трудности языка встали, когда разразился скандал с белкой. Алматинская белка проблематизировала для нас разные области нашей повседневности: от распределения городского бюджета до вопроса прав на городское пространство. Но самой волнующей для меня стала некоторая неадекватность языка урбанистики для хотя бы описания ситуации, не говоря о её разрешении: реакция была такой, потому что горожан не спросили. Такая постановка проблемы беспомощна, потому что возникает ряд уточняющих вопросов: кого из горожан не спросили? Каждого из более чем миллион горожанина? Подразумевается ли, что такой опрос дал бы тотальный консенсус? А если не дал бы, то как и кто должен был бы принимать решение?
Такая постановка проблемы перебрасывает нас в поле политического и высвечивает наши многолетние трудности с властью, которая почти никогда не считается с нами, организовывая нашу жизнь так, как ей удобно, и вообще действует в некоем параллельном пространстве. Мы умеем эффективно консолидироваться по крайней мере в своих высказываниях против “власти”, но как только источником проблемы становится кто-то из “нас”, монолит общественного мнения распадается на множество, которое язык урбанистики не умеет анализировать, систематизировать и работать с ним.
Признав, что город – это место конфликтов, мы не определили, каким образом эти конфликты разрешать. Что важнее: спокойствие жителей самого живого участка набережной Астаны или право горожан на это общественное пространство, которое они обживают и осваивают, когда поют и танцуют? Жители должны были знать, где покупают жильё и принять теперь пространство во всей полноте и право за нами пользоваться им в рамках разрешенного законом времени? В то время как власть приходит и уходит, акимы приходят и уходят, “мы” остаемся всегда, поэтому умение договориться между собой стоит ребром, если судить по нашим городским конфликтам. Были попытки поговорить о конфликте на языке искусства, но искусство хорошо проблематизирует, а разрешать с его помощью конфликты, по всей видимости, не получается, к тому же такой задачи оно перед собой не ставит, значит, нам нужны иные языки.
Прошедшая в Астане научно-практическая конференция “Культурный текст Астаны” была не только едва ли не единственным действительно полезным во всех отношениях публичным мероприятием в череде форумов неопределённой пользы, но она дала нам точные ответы: говорить о городе нужно на языке философии, культурологии, антропологии, социологии, истории, на языке повседневности и десятках других, а открывавшая конференцию работа публичного искусства художника Асхата Ахмедьярова под кураторством Айгерим Капар продемонстрировала, что конфликтов можно вообще избежать, если городские проекты говорят на языке качества, преданности и творческой честности. Это значит, что урбанистика так и остается областью знания, практикой исследований без определённой методологии и подходов, и каждый из нас прокладывает свой путь в познание городского сам, и чем более полифонична она, тем комфортнее нам будет жить в своих городах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1🏫 Смена электронных дневников в школах Казахстана: поиск лучших решений или борьба за рынок?
- 3302
- 4
- 30
-
2👀 Премьер Армении Никол Пашинян сбрил бороду
- 2702
- 6
- 35
-
3👨⚖️ Фигурантам дела о хищении 862 млн тенге при модернизации ураноперерабатывающего предприятия вынесли приговор
- 2419
- 1
- 18
-
4⛅️ Прогноз погоды на 15 ноября: небольшое потепление ожидается на всей территории Казахстана
- 2539
- 0
- 3
-
5✈️ В Кутаиси и Стамбул от 25 тысяч тенге: казахстанские авиакомпании объявили распродажу билетов
- 2234
- 1
- 4
-
6🇰🇷 Тяжёлое испытание: в Южной Корее сдают экзамен, который длится 8 часов и определяет будущее
- 2182
- 0
- 22
-
7👨⚖️ Многодетной матери из Конаева отказали в выдаче жилья из-за ипотеки на квартиру площадью 66 квадратов
- 2200
- 0
- 33
-
8💲Курс доллара снова вырос на бирже 14 ноября
- 2271
- 3
- 10
-
9💬💬 Массовая гибель тюленей в Мангистау: в Минсельхозе назвали предварительную причину
- 2218
- 2
- 84
-
10🛬 Аэропорт на острове Бали возобновил работу после извержения вулкана
- 2241
- 0
- 6