Этого события ждали ещё 10 лет назад. Кто ждал? По крайней мере, недоумевающие китайские соседи, которые напряжённо всматривались в противоположный берег Хоргоса, ожидая, когда же, наконец, затеплится долгожданный свет с Запада. Ну не свет, так хотя бы проблеск. Дождались?
Хоргос – узнаваемый бренд нового Казахстана. Кто не знает этого легендарного КПП на китайской границе? Места службы людей, готовых за несколько месяцев работы у здешнего шлагбаума отдать всё, вплоть до собственной свободы! А между тем по ту сторону границы, на китайской стороне есть тёзка нашего знаменитого Хоргоса. Но про него у нас знают немногие. Другой Хоргос.
…О необходимости создания международного коммерческого центра "Хоргос" впервые на высшем уровне заговорили во время визита Назарбаева в КНР в 2002 году. А уже во время саммита ШОС в Астане, была подписана не только Декларация о стратегическом партнёрстве, но и официальное соглашение о создании Международного центра китайско-казахстанского сотрудничества в Хоргосе.
В начале июля 2005 года состоялось подписание. Спустя месяц началось строительство нового города. Правда, на китайской стороне. А ещё через год первый объект Коммерческой зоны уже принял будущих посетителей. Там же, у китайцев.
Мне неоднократно довелось в те годы посещать китайский Хоргос, современный и быстрорастущий город, за возведение которого так рьяно взялись соседи. Ничего особенного в нём не было, он походил на сотни других современных быстрорастущих городов Китая. Широкие улицы, просторные парки, офисы компаний и фирм, соревнующиеся друг с другом этажами, современные гостиницы, микрорайоны, стремительно выжимающие вчерашние ветхие хибары, – во всём этом за версту чувствовалась энергия и движение. Выставочные площади, представительства фирм, отделы страхования рисков, транспортные компании, кинозалы и рестораны, – всё это было уже не только в проекте, но и успешно воплощалось в жизнь
А на южной окраине строящегося города огромные площади пустырей были разбиты бетонными дорогами на аккуратные квадраты. На бетонках осенью окрестные селяне сушили кукурузу, но не это было их главным назначением. Здесь располагалась ещё одна стартовая площадка для рывка в будущее. Огромная промышленная зона свободной экономики, где уже на второй год строительства начали работать два десятка предприятий-производителей. Работать и приносить прибыль. Приносить прибыль китайцам.
Запомнился характерный пример того, как китайцы делали деньги на нашей лени и нерасторопности. В огромном цеху-ангаре – "Фабрике по выделке кож" – обрабатывали овечьи шкуры, скупленные за бесценок у селян в Казахстане и Киргизии.
В XXI веке мне всего дважды запрещали снимать на заводах. В первом случае это были цеха автогиганта BMW под Мюнхеном. А второй раз – фабрика по выделке кожи в Хоргосе. Решительный запрет настроил на прикосновение к коммерческой тайне, за которой тщетно охотятся изощрённые шпионы конкурентов. Но в цеху, паче чаяния, не оказалось никаких роботов-автоматов и компьютеризированных конвейеров пятого поколения. Несколько сотен девушек, приехавших из перенаселённых сёл центральных провинций, стояли за деревянными столами и при помощи нехитрого инструмента выделывали вручную, выправляли, выглаживали и клеили шкуры бывших наших овец.
Приведённые в товарный вид шкуры отправляли на предприятия по пошиву "брендовой" одежды в приморские районы Китая. А потом – по всему миру. Что-то неминуемо попадало и в модные бутики Алматы и Астаны, где наши самые продвинутые светские львицы, глотая слюни, примеряли дорогие парижские модели, не подозревая, что в основе их – шкуры отечественных баранов. Главный секрет приграничного предприятия оказался всего лишь очередной версией главного секрета всей китайской Реформы. Работать надо – и всё получится! Работать – как китайцы.
В те же годы в казахстанскую границу упёрлись две ультрасовременные магистрали – многополосный автобан, протянувшийся от самого синего Жёлтого моря, и железная дорога, связавшая этот отдалённый пункт на крайнем Западе со всей прочей китайской страной. Задолго до появления и широкомасштабного внедрения принципов Нового Шёлкового пути по ту сторону границы уже потирали руки и готовились получать выгоду от обречённого на успех коммерческого проекта. Если бы Казахстан уже тогда, как до́лжно, поддержал порыв Китая в Хоргосе, то это принесло бы нашей стране в минувшем десятилетии колоссальные доходы!
"То, что вы видели, – это только экспериментальное поле для дальнейшего сотрудничества, – вдохновенно говорил десять лет назад тогдашний глава местной администрации Лян Синьюань. – Если получится, а мы уверены, что получится, Хоргос станет вторым Шеньчженем. Но мы хотим, чтобы процветал не только наш, но и казахстанский Хоргос. Это важно для успеха".
Ну а что казахстанский Хоргос? Каждый раз, бывая на той стороне, я забирался на крышу какой-нибудь новой высотки и с волнением всматривался в родные дали. Но волновался зря. Дали успокаивали своей неизменностью. Никаких кранов, никакого движения. Из новостроек высунулась из зелени приграничного посёлка лишь новенькая мечеть.
…В последний раз я залезал на тамошние крыши, участвуя в Форуме по инвестициям в Центральной Азии, который проходил в 2006 году в Урумчи и Хоргосе. С трибун в сонный зал обрушивалось громадьё планов – с китайской стороны. И тревожное ожидание лёгких китайских денег – со стороны партнёров из Центральной Азии. В кулуарах же сквозило лёгкое недоумение по поводу того, почему Казахстан не спешит со строительством своего Хоргоса. И каждый бизнесмен из Поднебесной обязательно находил время для того, чтобы подойти к журналисту и посетовать на тот беспредел, с которым они неизменно сталкиваются при прохождении границы на нашей стороне. Будто наш журналист этого не знает и от него что-то зависит!..
Ну а что если Хоргосская таможня и была главным бизнес-проектом нашей стороны в местной экономической зоне? Вспоминается, правда, ещё один план, с которым в то время носились местные воротилы нашего бизнеса. Построить напротив нового китайского города огромное казино. Чтобы гражданам соседям было где и во что и на нашей территории вкладывать свои деньги. Но и этот проект почему-то не пошёл.
Со временем, правда, кое-что из тех мыслей, которые были изобильно разлиты по бумаге, в жизнь всё же воплотилось. Благодаря чему зона свободной торговли "Хоргос. Восточные ворота" приобрела в широких кругах сомнительную славу "большой барахолки". А в узких – большой перевалки, перегрузки и растаможки. Железную дорогу довели-таки до Турксиба. Но города-мечты на нашей стороне так и не получилось.
Вот почему весть о Нуркенте, заставшая врасплох казахстанцев, заставила оживиться и партнёров с той стороны. Правда, пока какого-то информационного ажиотажа по этому поводу в Китае не замечается. Партнёров можно понять. Чем будет новый город? Из приведённых источников это уяснить сложно. Тем самым аналогом китайского Хоргоса, равноправным партнёром по экономической зоне? Или огромным складочным терминалом для ввозимой и вывозимой продукции? Ну не станут же кормиться все сто тысяч человек от одного шлагбаума?
Вопросы не праздные. К реализации презентуемого проекта они имеют самое прямое отношение. Как я объяснял в прошлый раз, в Казахстане сегодня имеет место массовая деградация малых городов. Главная причина – утрата мотивации и отсутствие целесообразности для дальнейшего существования. По всем признакам, у Нуркента в этом отношении проблем быть не должно. У него должно быть "светлое будущее". Разумеется, если он будет развиваться по законам цивилизованной экономики, а не по понятиям доморощенных "экономистов".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 5794
- 1
- 4
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 5614
- 3
- 18
-
3⚡️Дмитрий Мун стал вице-министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 2410
- 5
- 90
-
4❓В НИИ онкологии и радиологии Алматы бесплатно проконсультируют жителей
- 2410
- 0
- 7
-
5🤑Размеры двух пособий вырастут в Казахстане в 2025 году
- 2427
- 4
- 16
-
6🌤 Прогноз погоды на 23 ноября: осадков не ожидается на всей территории Казахстана
- 2403
- 0
- 6
-
7⚠️Легковушка столкнулась с маршрутным автобусом на автомагистрали в Караганде
- 2212
- 1
- 17
-
8⭐️Сверхгигант, прячущийся в "коконе": астрономы сделали первый крупный снимок звезды из другой галактики
- 2175
- 1
- 13
-
9⁉️Чем известна Перизат Кайрат, возглавлявшая фонд BizBirgemiz Qazaqstan?
- 2325
- 15
- 42
-
10🇺🇸Как хотят справиться в США с бюрократией: меньше бумажек – больше дела
- 2147
- 1
- 21