14 декабря в прокат выходит криминальная драма от молодого казахстанского режиссёра Олжаса Ахметова "Неделимое". Картина уже уникальная: во-первых, в дебютном фильме снялись известные актёры, во-вторых, картину задумали в начале 2017-го, а в конце года она уже выходит в прокат (причём сняли ее за рекордные две недели), в-третьих, она снята не на деньги инвесторов – ни частных, ни государственных, а на свои.
В кино 30-летний алматинец Олжас Ахметов пришёл из строительной сферы – когда-то он бурил артезианские скважины и строил объекты, теперь он ищет сюжетные ходы в большом кино и строит карьеру в кинематографе. Говорит, что если отвлечься, то это практически одно и то же – что там производственная структура, что здесь, этапы похожие. Сейчас картина "Неделимое" уже готова – вносят лишь последние штрихи.
– Мы ещё фильм не видели, но вас уже окрестили казахским Тарантино.
– Подражать никому не хочется, даже если это такой мастер, как Тарантино. Просто людям свойственно мыслить знакомыми формами – ну, раз одна локация, криминал, бандиты, то всё – Тарантино. На самом деле, у меня кино своё, если уж и подсматривал что-то у великих, то ни в коем случае не историю, ни какие-то сцены, а только какие-то технические приёмы, ведь снимать в одной локации очень сложно. "Неделимое" – это абсолютно наша казахстанская история, персонажи у нас оригинальные, диалоги тоже не в стиле Тарантино, они – наши.
– Говорят, вы потратили на фильм свои деньги, так верите в результат?
– Да, я вложил все свои сбережения. У меня была продакшн-студия с оборудованием, я его распродал, ведь нам потребовалась более профессиональная аппаратура, и это был мой первый бюджет. Если честно, сам до конца не осознаю, что снял, но очень верю, что это хорошее кино, которое понравится людям, и поэтому на данный момент ожидания от премьеры у меня самые оптимистичные. Людям, которые уже видели фильм, всё нравится, но одному Всевышнему известно, как всё в итоге сложится. Бывает, и крутые голливудские проекты терпят убытки, и наши большие мастера, не то что молодые кинематографисты. Но я надеюсь на лучшее.
– Во сколько в итоге обошлась картина?
– Это мой дебютный фильм, и изначально я планировал снять за 30-40 тысяч долларов, но тогда я не знал многих нюансов, и в итоге сейчас бюджет вырос в три раза – около 90 тысяч, точную цифру мы ещё не подбивали. Я уже влез в долги, в проект инвестировали мои друзья, часть денег привлекли продюсеры, так что всё оказалось непросто. Если вы когда-нибудь захотите снимать кино, считайте деньги очень хорошо, вплоть до самых мелочей вроде бензина и молока для кофе. А вообще, ищите пробивных продюсеров, которые будут искать деньги до начала съёмок, потому что в подготовительном периоде и на этапе производства у меня не было продюсерской команды, мы всё делали сами, это очень сложно.
– У вас превосходный кастинг – снялись известные и очень востребованные актёры. Как дебютанту удалось их уговорить?
– Все удивляются, спрашивают, как так вышло, а я говорю, что всё дело в сценарии. У нас этому не уделяют должного внимания, а мы изначально постарались бросить все свои усилия на проработку истории. Автор сценария Дарын Тохтаров – молодой драматург, мы вместе учились в киношколе "Сталкер", сумел раскрыть мою идею и написал сценарий таким образом, чтобы актёры загорелись идеей и сами захотели поучаствовать. К тому же так получилось, что на момент, когда я вошёл в подготовительный период, у всех актёров, которых я хотел пригласить, каким-то чудом оказалось небольшое "окно" на две недели. Я понял, что этот перерыв – мой шанс, я им воспользовался и снял своё кино. Я знал, что если не сейчас, то неизвестно когда – придётся всю работу по кастингу делать заново. К тому же я хотел получить именно этих актёров, и я их получил.
– А вам с ними было сложно, все-таки дебютант?
– Наоборот, работать с профессионалами – одно удовольствие, они помогали, подсказывали, иногда мы, конечно, спорили, но думаю, всё пошло во благо, ведь мы делали общее кино и каждый выкладывался по максимуму. Более того, у нас сложилась такая тёплая атмосфера на площадке, что было ощущение, будто я этих людей всю жизнь знаю. До сих пор ностальгия по тем дням. Мы всё делали в удовольствие, и хотелось бы, чтобы зритель это тоже почувствовал.
– Говорят, актёрский гонорар был довольно символический и снялись они больше из любви к искусству.
– Так и было. Я просил актёров озвучить минимальный гонорар, убеждал, уговаривал, а с кем-то даже торговался до последнего, и в итоге все они пошли навстречу. Но зато я всем оплатил работу. Пусть это не бешеный гонорар, но какие-никакие деньги. Просить сняться бесплатно нельзя, даже если ты дебютант, который снимает кино на свои собственные сбережения. Это их профессия, их хлеб.
– А если бы вы им заплатили согласно рыночным расценкам, то во сколько бы картина стала дороже? В десятки раз, как в Голливуде, где самые высокие гонорары именно у актёров?
– Думаю, тогда бюджет фильма получился бы процентов на 20 дороже. У нас самой дорогой статьёй бюджета стала техника – это где-то около 35-40 процентов от всей суммы.
– Вы не боялись рассказывать свои идеи и высылать сценарий?
– Вы имеете в виду, не боялись ли мы плагиата? Нет. Просто мы уже были в подготовительном периоде, и если бы даже кто-то хотел воспользоваться нашей идеей, то он бы просто не успел. А если вы спрашиваете, не страшно ли было высылать знаменитым актёрам, то была робость – да. Всё-таки когда Азиз Бейшеналиев уже снимался в фильме "Мустафа Чокай", я был ещё ребенком, я, можно сказать, вырос на его фильмах! Но я был уверен в нашем сценарии, и не ошибся, люди на него отреагировали – все актёры поняли своих персонажей, поверили в них.
– Если бы вы снимали в Голливуде, вас, наверное, обвинили бы в сексизме – почему в команде почти одни мужчины?
– Неправда! У нас хотя и костяк мужской, всё-таки история бандитская, у нас две основные актрисы есть, плюс одна девушка снялась в эпизоде. И хотя команда была небольшая, как минимум 8 человек были женщины, так что с гендерным вопросом у нас всё в порядке.
– Про сложности кинопроизводства мы все знаем, а вот что далось легко?
– Кино – это сложно, причём на всех этапах, лёгкого ничего нет, зато есть приятная часть, к примеру, работа над музыкой, сейчас мы вносим туда последние коррективы – дописываем оставшиеся треки. Когда мы с моим композитором Абулхаиром Жарасханом писали музыку, мы развлекались. Я всегда с нетерпением ждал и жду этого времени, ведь работать с ним одно удовольствие! Абулхаир никогда не скажет: не буду вносить изменения, ведь я работал! Он всегда идёт навстречу, понимает и меня как режиссёра, это очень радует.
– Под конец года вышло и ещё выйдет несколько отечественных картин, а вот вы сами смотрите казахстанское кино?
– Конечно! Очень люблю работы Акана Сатаева, к другим тоже отношусь с интересом, я вообще считаю, что у нас очень крутые режиссёры, мы с такими микробюджетами умудряемся снимать что-то, что может впечатлить не меньше, чем голливудское кино с его супербюджетами и уровнем профессионализма. Я всем говорю, в казахском кино сейчас Ренессанс. Если дать нам немного времени и чуть больше денег, у нас будет одна из самых известных кинематографий в мире.
– И всё же, может, некоторым не стоит снимать?
– Ну а как понять – стоит или нет? Если не попробуешь, то и не поймешь. Я думаю, в итоге рынок оставит лучших. Так что пусть пробуют все.
– Мне интересно, как у человека возникает мысль, что он может стать режиссёром – жил человек, жил, бурил скважины, а потом раз – и режиссёр?
– Я киноман, люблю кино с детства, мне всегда нравилось рассказывать истории и я заметил, что людям они интересны, ведь как появляется идея фильма? Придумал что-то – рассказал своим близким, например, жене – ей нравится, потом друзьям – им тоже, они говорят: напиши сценарий! Потом рассказываешь тем людям, кто увлекается кино, – они тоже одобряют, затем актёрам – они говорят: я бы снялся. Так потихоньку начинаешь сам в это верить. Настоящим стартом для меня стала съёмка короткометражного фильма "Квартира №6", которую я снял, вдохновившись рассказом писателя Расула Шыбынтая. Фильм отметили, он получил награду на фестивале короткометражных фильмов "Байконур" за сценарий, и тогда появилась вера в то, что я смогу снимать кино.
– Но как-то быстро всё получилось – в феврале написали первый сценарий, а в декабре фильм уже выходит в прокат.
– Если бы я снял короткометражку, потом ходил бы с ней и просил денег у инвесторов, как это у нас обычно бывает, то это бы, наверное, растянулось на года, а мне уже 30 лет, я не могу еще 10 лет на это потратить, так что пришлось собраться, мобилизовать все силы и сделать кино.
– Говорили, что изначально это была криминальная комедия, а теперь – это драма?
– Наш первый черновик сценария очень сильно отличается от того, по которому мы в итоге снимали, окончательный вариант мы распечатали буквально за день до съёмок. У нас есть там немного чёрного юмора, но всё-таки "Неделимое" – это драма со своей моралью и месседжем. Были сцены у нас очень жёсткие, но часть мы убрали, решив, что зритель к этому пока не готов.
– А в кино вы надолго, как думаете? Какие у вас амбиции?
– Грандиозные, если честно. Моя мечта – снимать эпическое историческое кино. Я даже логотип своей кинокомпании "Аламан" придумал такой, чтобы он хорошо смотрелся на фоне больших исторических полотен, – там у меня мальчик скачет на лошади. Звучит, конечно, пока как просто мечта, у меня пока нет такого опыта, да и бюджетов, но думаю, однажды к этому приду – мне просто всегда нравились герои, люди, которые не боялись умереть за свои идеалы, которые отдавали жизни за такие понятия, как свобода, независимость, такое кино мне очень близко. Тем более что наша история богата такими людьми – от батыров до алаш-ординцев, у нас есть где разгуляться.
– Ну так, сколько было снято фильмов на историческую тему…
– Не хочу никого обижать или критиковать, но я бы хотел снять историческое кино, где герои были бы реальными – не идеальными людьми в красивых костюмах, а такими, которые, если что, три шкуры спустят и на кол посадят, ведь если бы они не были такими, их просто, грубо говоря, сожрали бы. А вообще я бы хотел еще снять про любовь – есть у меня одна история, но я пока работаю.
– Предположим, у меня есть деньги и я хочу снять кино, стоит ли мне их на это потратить? Какой дадите совет дебютантам?
– Если возникает такой вопрос и есть сомнения, то не нужно этого делать, иначе не сможете доделать и протащить фильм до конца. Нужно быть одержимым. А тем, кто одержим, мои советы не нужны, они и так снимут фильм. Единственное, что хочу сказать тем, кто снимает кино, – готовьтесь лучше, тщательнее считайте бюджет, учитывайте всё до самых маленьких мелочей и закладывайте непредвиденные расходы. Читайте свой сценарий многократно, давайте его на читку профессионалам, отдыхайте от него, а потом снова за него беритесь. Не торопитесь, готовьтесь и верьте в себя, иначе никто не поверит в ваше кино. И всем удачи!
-
1🟢 Роза Рымбаева и другие: алматинцев приглашают отметить 100-летие Сагадата Нурмагамбетова
- 5660
- 8
- 27
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 22 ноября
- 2691
- 0
- 3
-
3🚗⚡Специалистов по эксплуатации электромобилей будут готовить в Астане
- 2659
- 0
- 15
-
4В США Национальную книжную премию получил Персиваль Эверетт, переписавший "Приключения Гекльберри Финна". Объясняем, зачем он это сделал
- 2642
- 0
- 21
-
5🍿 Фильм "Нам нужен доктор" откроет XVII Международный кинофестиваль "Евразия" в Алматы
- 2464
- 0
- 6
-
6✈️ Авиакомпанию Air Astana оштрафовали на 1,8 млн тенге за задержку рейса
- 2573
- 6
- 27
-
7👀 Кто вы в отношениях – жертва или абьюзер? Особенности поведения, на которые стоит обратить внимание
- 2676
- 0
- 20
-
8🚗‼️ Пьяный водитель влетел в яму в Актау, машина перевернулась
- 2622
- 1
- 14
-
9🇰🇿🇷🇺 Слёт волонтёрских организаций Казахстана и России провели в Алматы
- 2354
- 10
- 72
-
10⛅️ Прогноз погоды на 24 ноября: облачная погода без осадков сохранится на большей части Казахстана
- 2403
- 1
- 2