Специалисты оборонного предприятия Kazakhstan Paramount Engineering (КPE) завершили войсковые испытания бронетранспортера "Барыс" с колёсной формулой 8х8 и боевым модулем "Ансар". В общей сложности машина прошла по территории нашей страны около 25 тысяч километров, побывав почти во всех регионах и выполняя задачи в разных и очень сложных климатических условиях. Теперь слово за Министерством обороны. О том, насколько велики шансы, что казахстанские сухопутные войска получат БТР отечественной разработки, – в репортаже Григория Беденко.
КPE – это совместный проект инвесторов Казахстана и ЮАР. С 2017 года компания осуществляет проект, цель которого – оснащение сухопутных войск страны современной бронированной колёсной техникой. Нашими силовыми структурами уже хорошо освоена бронированная колёсная машина "Арлан".
Одновременно с производством и поставками серийных бронеавтомобилей специалисты KPE разработали для сухопутных войск новый БТР, который получил название "Барыс". Уже выпущены два прототипа бронетранспортёра с колёсными формулами 8х8 и 6х6. На этих машинах испытывались различные варианты боевых модулей, чтобы подобрать оптимальную комплектацию, устраивающую наших военных по огневым и тактико-техническим характеристикам. В финальной конфигурации, которую KPE предлагает Министерству обороны после войсковых испытаний, БТР оснащён модулем "Ансар".
Следует отметить, что бронетехника, производимая KPE, создаётся по новым стандартам, предусматривающим применение технологии MRAP (усиленной противоминной защиты). В большинстве своём машины этого типа обладают большим дорожным просветом, V-образной бронекапсулой, хорошо противостоящей осколкам и позволяющей эффективно рассеивать энергию взрыва. Ранее подобной техники в казахстанской армии не было.
Результатом усилий инженеров и конструкторов KPE по приданию бронемашинам оптимальных огневых характеристик стала разработка трёх новых боевых модулей: "Ансар", предназначенного для БТР "Барыс"; "Сункар" для БКМ "Арлан", а также морского модуля, получившего название "Туран", он будет размещаться на кораблях, несущих службу в казахстанском секторе Каспия. Все модули базируются на единой платформе "Шұғыла", представляющей собой унифицированную систему управления огнём с единым программным обеспечением.
В сухопутных войсках армий постсоветских государств применяются два основных типа тридцатимиллиметровых автоматических орудий, которыми оснащены бронетранспортёры и боевые машины пехоты. Первый тип – 2А42 c газоотводным механизмом. Второй – 2А72 c применением схемы подвижного ствола. Именно такая пушка установлена на новом боевом модуле "Ансар" для БТР "Барыс" 8х8. У каждого типа орудия есть свои достоинства и недостатки. 2A72 обладает более высокой мобильностью и низкой отдачей, хотя и проигрывает 2A42 в скорострельности и кучности стрельбы. В боевом модуле "Ансар" тридцатимиллиметровая пушка находится в специальном направляемом кожухе, поэтому она выглядит более габаритной и утолщённой.
Руководитель KPE Ербол Салимов рассказывает, как создавался бронетранспортёр "Барыс" и как проходили его испытания:
– В 2017 году мы создали конструкторское бюро. Его первой задачей была доработка существующих моделей. Прекрасно мы понимали, что у нас есть определённое количество машин, которые будут поставлены, и впоследствии мы должны были развивать линейку нашу, то есть в 2017 году впервые была заложена идея создания бронетранспортёра "Барыс".
Мы начали разрабатывать конструкторскую документацию, показали на выставке KADEX первый прототип. Но, к сожалению, ждали очень долго боевые модули. Мы работали с российскими партнёрами. Ждали от ЦНИИ "Буревестник" (подразделение российской корпорации "Уралвагонзавод". – Ред.) в конце 2017-го, потом в 2018 году. А в конце 2019-го получили боевой модуль от турецкой компании "Аселсан". Его испытали. К сожалению, наши Вооружённые силы его полностью забраковали. И было принято решение разработать собственные боевые модули.
На сегодняшний день мы разработали четыре системы. Это боевой модуль "Ансар " (30-миллиметровая автоматическая пушка 2A72 и пулемёт калибра 7,62 мм), боевой модуль "Сункар" (крупнокалиберный пулемет 12,7 мм, спаренный с ПКТ 7,62 мм). Боевой модуль "Туран". И соответственно, мы минометы "Айбат", которые в своё время были закуплены Министерством обороны, подвели под нашу систему управление огнём "Шұғыла".
К сожалению, столкнулись с низким качеством поставляемых систем и печатных плат. Когда наши машины замерзали, скажем, на полигонах в Восточном Казахстане при минус 40, то выходили из строя платы. Мы пришли к выводу, что нам нужно разработать собственные электрические системы. И мы создали электромеханический цех, который на сегодняшний день делает всю проводку, производит печатные платы, производит испытания на вибростенде, в климатической камере и в камере агрессивных сред. Это нам позволяет улучшить качество электрических систем, поставляемых вместе с машиной. Помимо этого, столкнувшись с проблемой качества пневматических систем, мы полностью локализовали продукцию компании, которая нам эти системы поставляла в первое время. Пневматическая система отвечает за насосы, которые подкачивают тормоза, рулевое управление и следит за множеством других систем.
– Какие требования Министерство обороны предъявляет к вашей машине и насколько удалось их реализовать?
– Каждый год от Министерства обороны мы получали новое техническое задание. То есть мы запрашивали техническое задание под нужды боевого применения в Вооружённых силах, затем получали технические задания от сил специального назначения, от Национальной гвардии. К сожалению, проблема была в том, что эти технические задания постоянно менялись. Но если брать последнее техническое задание, мы на 90% ему соответствуем. Отклонения у нас в основном в лучшую сторону. Например, боекомплект был определён 200 снарядов калибра 30 мм, но мы расширили до 500. Сейчас боекомплект модуля "Ансар" на БТР "Барыс" – 500 снарядов 30-мм и 2000 патронов для пулемета ПКТ калибра 7,62 мм. Кстати, 500 снарядов у нас было в первой модификации в 2017 году. Потом Министерство обороны почему-то уменьшило боекомплект до 200.
Помимо этого на сегодняшний день наше конструкторское бюро разрабатывает "плавающую" машину.
У нас уже есть её концепт. Мы его направили в Министерство обороны и ждём брифинга для обсуждения компоновки данной машины. Имеется несколько вариантов размещения двигателя, размещения десантного отсека, размещения боевого отделения, размещения необходимых плавсредств. Мы можем сделать более широкий корпус или более тонкий корпус, но при этом добавить туда различные плавучие элементы. Если взять стоящую на вооружении БМП-2, то она обеспечена плавучими элементами.
– Испытания бронетранспортёра "Барыс" завершились. Что дальше?
– Cледующий шаг – это решение Министерства обороны по поводу принятия на вооружение этого вида техники. На сегодняшний день оценка Министерством обороны поставлена высокая. Машина прошла около 25 тысяч км по всему Казахстану, в том числе по бездорожью – 15 тысяч км, из них около 5 тысяч км – по тяжёлому бездорожью. Для нас это практически ресурсные испытания.
Боевой модуль отстрелял почти 6 тысяч снарядов 30 мм, около 2500 патронов 7,62 мм. Отстреляно примерно 20 снарядов системы "Туча". Это дымовая завеса.
Машина была испытана в различных климатических условиях, в зимнее время – до минус 40 градусов. На юге Казахстана испытания проводились при почти 50-градусной жаре.
Перегон с юга Казахстана на запад страны – это около четырёх с лишним тысяч километров. Он осуществлялся зигзагом – на Уральск уходили, на Атырау. В этих условиях машина на марше выдерживала очень серьёзные нагрузки. Исходя из наших требований, которые мы заложили в машину, – она полностью прошла эти испытания, без поломок.
– Какова потребность Министерства обороны в таких машинах?
– Ранее говорили о 93 единицах.
– Министерство обороны готово их закупить?
– Да, если там решат принять "Барыс" на вооружение. После принятия на вооружение, естественно, Министерство обороны будет заказывать эти машины. Но сейчас проблема в связи с пандемией –
Министерству обороны крайне резко срезали все бюджеты. У них остались деньги только на содержание армии.
И очень большой объём финансовых средств ушёл на закупку новых систем противовоздушной обороны "Бук-М2Э" и "Тор-М2". Я прекрасно понимаю, что ПВО и боевая авиация у нас в приоритете, но у нас около 40 лет сухопутные войска практически не пополнялись новыми образцами техники. Конечно, боеготовность поддерживается благодаря ремонту и модернизации. Но 40 лет – это уже на грани ресурса.
– Если Министерство обороны примет решение, когда вы сможете поставить первые машины?
– Я думаю, если "Барыс" примут на вооружение осенью этого года, то вполне реально поставить машины в 2022-2023 годах. Это будет первая опытная партия. В следующем году наши Вооружённые силы будут отмечать 30-летие со дня образования. В Нур-Султане намечается большой парад. И было бы очень неплохо, если бы нам дали возможность изготовить для этого парада несколько машин – мы бы были очень благодарны руководству страны.
Ещё бы хотел бы пару слов добавить про ресурс этой машины. Если взять машину советского производства, то там ресурс ограничен. Как правило, Вооруженные силы экономили этот ресурс на случай боевых действий. Создавались учебно-боевые группы, в которых обучался сержантский состав. Если взять наш "Барыс" – двигатель у него коммерческий, стоит от тяжёлого грузовика, который рассчитан на пробег не менее 500 тысяч км. Если брать БТР-82, средний ремонт у него через 12 тысяч км. Наша машина может до ремонта прослужить и 100 тысяч и 150 тысяч, в зависимости от условий эксплуатации. Помимо этого корпус рассчитан на жизненный цикл в 25 лет. Нам говорят, что "Барыс" дорогой. Но если посчитать затраты на ремонт стоящей на вооружении техники, на продление её ресурса, то у нас затраты намного меньше, чем при покупке зарубежной техники.
"Барыс" 8х8 (технические характеристики):
- Экипаж – 2+1+8.
- Собственный вес – 19 000 кг.
- Клиренс – 450 мм.
- Колёсная база – 2 300 мм (перед), 2 550 мм (зад).
- Боевой вес – 28 000 кг.
- Максимальная скорость – 100 км/ч.
- Диаметр разворота – 22-24 м.
- Запас хода – 800 км.
- Двигатель – турбодизельный, 550 лошадиных сил.
- Трансмиссия – АКПП.
- Тормоза – пневматические, дисковые с АBS.
- Шины – 16.00 R20.
- Кондиционер – 12 кВт в стандартной комплектации с системой климат-контроля.
- Электрическая система – 24 В.
- Баллистическая защита Stanag 4569? уровень 3 5.56x45 бронебойно-зажигательный (ББЗ), 7.62x39 бронебойный (ББ), 7,62x51 (ББЗ), 7,62x54 (ББЗ), 12,7x9 9 патрон НАТО.
- Противоминная защита Stanag 4569, уровень 4 b. Защита от взрыва: 10 кг в ТЭ под корпусом, 10 кг в ТЭ под каждым колесом и 50 кг в ТЭ сбоку, в 5 м.
Вооружение (варианты):
- 57-миллиметровый дистанционно-управляемый боевой модуль АУ-220М.
- Дистанционно-управляемый боевой модуль компании КAE c 30-миллиметровой пушкой 2A42.
- Дистанционно-управляемый боевой модуль "Ансар" с 30-миллиметровой пушкой 2A72.
Опции:
- Лебёдка.
- Системы защиты от ядерного, биологического и химического оружия.
- Блок вспомогательного питания.
-
1📚 Как создают школьные учебники и почему они не всегда соответствуют ожиданиям
- 2764
- 4
- 21
-
2🏫 Смена электронных дневников в школах Казахстана: поиск лучших решений или борьба за рынок?
- 2965
- 4
- 28
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 13 ноября
- 2626
- 0
- 5
-
4❌ В горах Алматы объявили лавинную опасность в ближайшие дни
- 2663
- 0
- 14
-
5📱 Мошенники выманили 10 млн тенге у родителей школьников, прочитав их чат в мессенджере
- 2466
- 0
- 31
-
6🐍 Живых змей обнаружили в посылке с детскими игрушками в Германии
- 2338
- 1
- 25
-
7🛍 До 20 долларов на всё: акции Amazon достигли максимума после объявления о запуске сервиса-конкурента Temu
- 2260
- 0
- 8
-
8🛸 Конгресс США вновь пытается раскрыть правду об НЛО
- 2144
- 0
- 30
-
9⚽️ 14 ноября Казахстан сыграет с Австрией в Лиге Наций
- 2155
- 0
- 11
-
10🍌🥝 Более 12% казахстанцев не могут обеспечить детям свежие фрукты и овощи ежедневно
- 2073
- 12
- 38