Прямой эфир Новости спорта

Не каждое авто выдержит такое испытание. Чем чревата поездка по трассе А17 Жезказган – Кызылорда

Реконструкция участка автотрассы Кызылорда – Жезказган / Фото Informburo.kz
Реконструкция участка автотрассы Кызылорда – Жезказган / Фото Informburo.kz
В Казахстане ремонтируют одну из самых разбитых трасс, но самый плохой её участок со стороны Жезказгана остаётся наиболее сложно проходимым.

Делать знаменитую по трудности преодоления дорогу начали со стороны Кызылорды, а реконструкция по территории Улытауской области пока только на стадии правительственных поручений, и точно неизвестно, когда здесь начнётся ремонт.

Стратегическая автодорога республиканского значения длиной в 425 км, которую почти поровну делят две области, никогда не была полностью асфальтированной. Хотя это кратчайшая дорога, соединяющая юг с центром страны.

О состоянии и проблемах этой трассы написаны сотни статей, сняты десятки видео, и вот дело, кажется, сдвинулось с мёртвой точки. Корреспонденты Informburo.kz проехались по А17, чтобы посмотреть, так ли сложно её пересечь. 

Выехав из "медной" столицы Казахстана Жезказгана, мы отправились в непредсказуемый путь, не загадывая, когда доберёмся до Кызылорды.

Автотрасса Жезказган – Кызылорда / Фото Informburo.kz

Мы нанимаем 28-летнего водителя из Кызылординской области Еркина Есенгельды. Он возит пассажиров по маршруту Жезказган – Кызылорда – Туркестан третий год и зарабатывает этим на жизнь. В любое время суток и в любую погоду он готов сесть за руль и везти людей до места назначения. При вместимости микроавтобуса в 19 человек его такса – семь тысяч тенге в один конец. Но полный салон редко набирается. Кто один раз проехался по этой трассе, второй раз вряд ли захочет тратить столько времени и нервов.    

Водитель пассажирского микроавтобуса Еркин Есенгельды / Фото Informburo.kz

"Ходовку меняем каждый месяц. У нас в основном баллоны быстро изнашиваются и рессоры ломаются. Баллонов много расходуется", – рассказал по пути Еркин Есенгельды.

Мы несколько раз останавливаемся перед самой трудной частью пути, и Еркин проверяет колеса и осматривает дно машины. Наш водитель немногословен и предпочитает ехать молча, слушать музыку и внимательно следить за дорогой. Ведь если проморгать и поймать яму, то трасса непременно накажет шофёра за невнимательность.  

Автотрасса Жезказган – Кызылорда / Фото Informburo.kz

"Например, однажды, выехав из Туркестана, не смог доехать до Жезказгана. Баллоны все порвались. Пока знакомые с Жезказгана баллоны везли, мы с пассажирами ждали 4-5 часов на дороге. И таких случаев много у нас бывает", – поделился Есенгельды.

Первые несколько десятков километров от Жезказгана ещё можно ехать со скоростью 90-100 км/ч по старому, с выбоинами асфальту советских времён, но затем он резко заканчивается и начинается бездорожье. Мы обгоняем гружёные фуры. Они здесь самые медленные из участников дорожного движения. Чтобы не остаться с товаром в безлюдной на много миль степи, дальнобойщики могут позволить себе ехать со скоростью не больше 20 км/ч, и обычно самый труднопроходимый двухсоткилометровый путь растягивается аж на 10 часов.

Если вы поехали по этой дороге, то не стоит надеяться на Google-карту, которая показывает, что вы доедете с Жезказгана до Кызылорды за 5 часов 43 минуты. За это время на мостовом с рессорами микроавтобусе вы в лучшем случае преодолеете чуть больше 200 км и доберётесь лишь до границы между Улытауской и Кызылординской областями.

На пути встречается пассажирский автобус, курсирующий между Астаной и Кызылордой.  

Водитель автобуса Сабит Омиртайулы / Фото Informburo.kz

"Чем начинать эту дорогу с Кызылорды, почему не с Жезказгана начали? Там вообще даже в земле не ковыряются. Когда подъезжаем к Жезказгану, сорок километров два часа едем. Закончили бы уже побыстрее", – прокомментировал реконструкцию водитель автобуса Сабит Омиртайулы.

Жезказганский участок выровняли ранней весной автогрейдером. Но после очередного хорошего дождя здесь снова будут глубокие колеи. Особенно тяжко приходится, если вы на легковушке. Посреди дороги стоит Accent с пробитым колесом. Водитель просит у Еркина насос, но насоса у него нет, и мы едем дальше.

Через 4,5 часа мы пересекаем границу с Кызылординской областью. Худшая часть пути позади. Но до Кызылорды ещё больше 200 км, и мы сделали привал в местной столовой.

Пробитые шины на фоне придорожной столовой вдоль трассы Жезказган – Кызылорда / Фото Informburo.kz

В меню всё только мясное и по столичным ценам, а обслуживающий персонал просит не снимать их, отказываясь общаться с журналистами. От вида местных туалетов со смердящими выгребными ямами иностранцы явно впали бы в уныние. Туалетов здесь два, а на этой трассе это даже роскошь. На этой стоянке водители могут подремонтировать свои машины, долить масло, пообщаться друг с другом, а пассажиры – размять ноги и поесть.  

Кызылординец Сергей Мудров копался под капотом старенькой "Волги". Он с двумя коллегами ехал на заработки в Астану.

Вахтовик Сергей Мудров во время привала на трассе Жезказган – Кызылорда / Фото Informburo.kz

"Тут они дорогу делают, и ещё можно проехать. Объездная дорога хорошая, даже лучше, чем асфальт. А там вот (показывает в сторону Жезказгана) нет дороги. Сейчас поедем, часа три-четыре на эту дорогу убьём. Поэтому надо было лучше оттуда начинать, где самая плохая дорога, а не где ещё можно ездить. В Астане работаем, туда едем. Мы постоянно мотаемся, поэтому нам эта дорога очень нужна. А едем по ней, потому что это ближе, чем вкруговую через Шымкент ехать. Через Шымкент где-то 1800 км получается", – рассказал вахтовик.

Из целой ватаги пассажиров одного из микроавтобусов поговорить соглашается лишь один – житель Сатпаева Куанбек Ауезов.  

Житель Сатпаева Куанбек Ауезов / Фото Informburo.kz

"Дорога отсюда настолько плохая, что не оставляет здорового места ни у пассажиров, ни у транспорта. Сами, наверное, видели, что с Кызылорды и досюда начался ремонт. А с этой стороны никакого движения нет. Народу было бы хорошо, если дорогу отремонтировали. Это помогло бы привозить фрукты и овощи, да и любой товар с южных регионов. А сейчас из-за плохой дороги это затруднено, люди не могут ездить друг к другу. И этот вопрос очень мучает народ. В Жезказгане есть столько месторождений. Нельзя сказать, что возможностей для строительства дорог нет. Или сверху не даётся соответствующих поручений, или денег не хватает, или управлять не могут, до сих пор непонятная ситуация", – сказал Куанбек Ауезов.

Будто вспомнив, что это только ровно половина пути и впереди её худшая часть, водители торопят пассажиров, и те спешно грузятся в микроавтобусы.

Чем ближе мы к Кызылорде, тем чаще встречаются съезды на объездную дорогу. Работающая даже вечером спецтехника радует глаз. Асфальт всё ближе подбирается к границе с Улытау.

Реконструкция участка автотрассы Кызылорда – Жезказган / Фото Informburo.kz

Нам вдвойне повезло, что в этот день не было дождя или снега, водитель попался опытный и машина надёжная.

Тем временем власти Улытауского региона второй год говорят о проведении конкурсных работ по определению подрядчиков, чтобы начать ремонт 208-километрового участка. 15 апреля во время визита премьер-министра страны Алихана Смаилова в Жезказган тот поручил министру индустрии и инфраструктурного развития Марату Карабаеву "в сжатые сроки определиться с подрядными организациями и приступить к реконструкции этой дороги".

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров