Прямой эфир Новости спорта

За тех, кто в море

Процедура «оморячивания» не самая приятная. Прочувствовал на себе. Выпить около литра солёной холодной морской воды, не пролив ни капли, довольно сложно. Но, когда капитан корабля пожимает тебе руку и называет настоящим моряком – об этом уже не помнишь. Маленький казахстанский флот проходит сегодня своё «оморячивание»: моряки и адмиралы стойко глотают «соль»…
Процедура «оморячивания» не самая приятная. Прочувствовал на себе. Выпить около литра солёной холодной морской воды, не пролив ни капли, довольно сложно. Но, когда капитан корабля пожимает тебе руку и называет настоящим моряком – об этом уже не помнишь. Маленький казахстанский флот проходит сегодня своё «оморячивание»: моряки и адмиралы стойко глотают «соль» сложившихся реалий и на судьбу не жалуются. Не принято.

Принимать журналистов на судне – дело неблагодарное. Цепкий взгляд сразу же натыкается на ещё не высохшую краску. Видимо, для встречи гостей судно местами решили подкрасить. Сделали это почему-то то ли за день, то ли за два до приёма. В общем, передвигаться по кораблю пришлось очень осторожно, чтобы не прилипнуть к палубе и леерам. С другой стороны, если корабль красили поздно, значит, не готовились специально, а действовали по строго утвержденному плану. Значит, никакой отработанной на 100% показухи не будет, что само по себе хорошо. Так, впрочем, и вышло.

Слово капитана

Каспий спокоен. Полный штиль. Большая часть группы журналистов зашла на корабль «Жаик», остальные, среди которых был и я, – на малый сторожевой корабль «Шапшан». В переводе с казахского «Шапшан» значит «Быстрый». Как говорят моряки, судно оправдывает свое название. Новые немецкие двигатели позволяют развивать скорость в 38 узлов. Чтобы было понятно человеку с суши, это примерно 60-70 км/ч. Для этого класса судов скорость более чем приличная. «Шапшан» о боевых действиях знает не понаслышке. Прибыл он из Южной Кореи, где принимал участие в военном конфликте с Северной Кореей ещё в прошлом веке. Даже боевые «ранения» – следы от вражеских снарядов и пуль в обшивке корабля сохранились. Разумеется, во время ремонта в Казахстане эти следы были устранены. Теперь же уже под казахстанским флагом «Шапшан» обзавелся современными двигателями. Своеобразный «апгрейд» ждал и другие два корабля, прибывших вместе с «Быстрым». История их прибытия моряками и самим контр-адмиралом смакуется с особым удовольствием. За две недели семьдесят два наших моряка, а это три экипажа, были подготовлены к переходу. В Японском море наши моряки провели боевую стрельбу, после чего суда были погружены на сухогруз и доставлены до Мраморного моря. Гнать их своим ходом из Южной Кореи было бы не выгодно, пришлось бы оформлять кучу документов и договариваться, как минимум, с 15-ю государствами. Пока наши суда в течение 35 дней доставляли до берегов Турции, все три экипажа, прибывшие самолетами из Южной Кореи в Турцию, прошли пятидневное обучение на специальных тренажерах в военно-морском училище. А потом только что обученные, по сути, моряки отправились в свой первый переход.

– Тот же пролив Босфор был одним из трудных отрезков пути. Там движение сложнее, чем на машине по улицам Астаны и Алматы. Там тысячи судов, – рассказывает Главнокомандующий Военно-морскими силами РК капитан первого ранга Жандарбек Жанзаков. – Когда проходили участки на реках Дон и Волга, там вообще расстояние между нашими кораблями и встречными сухогрузами, которые по размерам более чем в 20 раз превышают наши корабли, было всего 2-3 метра. На реках очень мало места для маневров. Плюс пришлось проходить систему из 18 шлюзов канала им. Ленина между Доном и Волгой. Пройдя этот сложнейший маршрут, я могу сказать: назовите мне любую точку в мире, откуда нужно перегнать корабль в Казахстан, и я это сделаю. С такими ребятами я сделаю это с закрытыми глазами. Без проблем. Вот вам показатель нашей готовности!

По пути в Казахстан наши суда заходили в несколько турецких портов для обучения экипажа и изучения района. Пересекли Черное море, прошли Керченский пролив. Опять же для получения опыта зашли в украинские и российские порты Азовского моря.

Пожар по сценарию?

Традиционное спасение «человека за бортом» прошло без особых запинок. Муляж был поднят на борт, осмотрен бортовым медиком и отправлен на дальнейшее «лечение». Команда сработала слаженно, и даже снайперы, стоящие у борта, остались без работы. Дело в том, что человек в воде, если на нём спасательный жилет, но он потерял сознание, может быть заклеван чайками и даже атакован тюленями. В этом случае снайперы должны их отгонять. В мировой истории мореходства случаи нападения на человека чаек и тюленей случались, утверждают моряки. Оттого-то и ввели в сценарий спасения это требование. Следующий пункт показательных выступлений – пожар в машинном отделении. Огонь не успел распространиться, к счастью, его легко потушили… Хотя реально водой место горения охладить не удалось – пожарный шланг не то забился, не то ещё что-то с ним произошло. Моряки просто-напросто искусно имитировали обильное поливание из рукава, как будто так и было задумано с самого начала.

Поражение условной «мины», а на самом деле бочки объемом примерно двести литров прошло довольно удачно, но немного затянулось. Заместитель министра обороны РК контр-адмирал Ратмир Комратов за стрельбами своих подчиненных в прямом смысле наблюдал с открытым ртом – чтобы уши меньше закладывало. Когда процесс подготовки к открытию огня затянулся, контр-адмирал хотел было уже сам встать за артиллерийскую установку, но наконец моряки справились с пушкой и сделали выстрел. В цель попали, и «мина» пошла ко дну. Самое неожиданное случилось уже после стрельб. Артиллерийская установка 27 калибра, с которой и вёлся огонь, вдруг воспламенилась. Огонь охватил ту часть, где крепится магазин с патронами. К чести стрелков, которые только что уничтожили «мину», они не стали мешкать. Один из них, грубо говоря, прямо залез руками в пламя, выбил магазин и убрал его из огня. Что было бы, если бы боеприпасы нагрелись и начались самопроизвольно взрываться, даже предположить страшно. Командование смелость моряка оценило, отметив, что именно в таких экстремальных условиях и происходит проверка на мужество. Это и есть самая что ни на есть реальная подготовка. Если с этим не столкнуться на учениях, то в реальном бою к этому готов не будешь. К слову: в опасный момент почему-то сплоховали огнетушители – несколько десятков секунд, пока установка была охвачена огнем, воспользоваться ими так и не удалось.

Нас мало, но мы в тельняшках

На следующий день после морских стрельб журналисты были приглашены на торжественное принятие присяги в бригаду береговой охраны – войсковую часть № 25744, где воспитывают морских пехотинцев. Молодые бойцы, прибывшие в часть всего месяц назад, уже неплохо подготовились, продемонстрировав своим родственникам, командованию части и руководству Минобороны строевую подготовку, приёмы рукопашного боя, исполнение строевой песни… Более эффектное действо организовали морпехи со стажем. Демонстрация бесшумного устранения часовых, противостояние сразу нескольким противникам, разбивание досок руками и головой заставило публику долго аплодировать и кричать «браво».

Данная часть, воспитывающая морских пехотинцев, в Казахстане единственная. Оно и понятно – у других регионов выхода к морю нет. Так что выражение «Нас мало, но мы в тельняшках» здесь подходит как нельзя кстати. На различных совместных учениях и соревнованиях международного масштаба наши морпехи ни в чем не уступают, а во многом даже превосходят своих зарубежных коллег. К примеру, по словам командира части Каныша Абубакирова, совсем недавно наша морская пехота принимала участие в соревнованиях в Белоруссии. Там по своей подготовленности и слаженности наши морпехи опередили всех, даже российских бойцов.

– Мы сейчас ориентируемся на боевую подготовку не только бывших союзных республик, но и стран дальнего зарубежья. Изучаем опыт подготовки морской пехоты в США, Турции, России. Стараемся брать всё самое лучшее, что у них есть, – говорит командир бригады Каныш Абубакиров. – Один маленький пример: громкие слоганы типа «Кто мы? Морские пехотинцы!» или «Где мы, там победа!» доведены до автоматизма и обязательно выкрикиваются при отработке боевых приёмов. Это часть подготовки морской пехоты за рубежом, применяется сейчас и у нас…

По словам Каныша Абубакирова, именно так в зарубежной армии воспитывается уверенность и сплоченность всей команды.

Стоит отметить, что тем, кто сегодня служит на благо Родины в этой части, есть с кого брать пример. Наш земляк Хасан Махмутов, представитель морской пехоты, во время Великой Отечественной войны воевал в составе 120-й гвардейской Краснознаменной дивизии. Махмутов участвовал во многих крупных и ключевых сражениях, за что ему в 1944 году и было присвоено звание героя Советского Союза. О его смелости ходили легенды. В частности, в одном из боёв он уничтожил 6 пулемётных расчётов и около 50 вражеских солдат.

Старое корыто или добротное судно?

В целом к демонстрации казахстанского флота можно, конечно, отнестись скептически. Малые сторожевые корабли, подаренные Южной Кореей, многие коллеги называют не иначе, как устаревшими корытами. Возможно. Воспламенившаяся установка с несработанными средствами пожаротушения лишь усугубляет этот скепсис. Однако эти корабли выполнили на сегодня главную функцию: благодаря им в Казахстане было обучено несколько экипажей, готовых сегодня выполнять боевые задачи на судах любой сложности. Во всяком случае без особых на то затруднений. В ближайшие пять лет, как заверяют руководители военного ведомства страны, Казахстан приобретет еще 2-3 боевых и несколько обслуживающих кораблей. Один малый ракетно-артиллерийский корабль будет заказан на отечественном предприятии – Уральском заводе «Зенит». Ожидается, что в мае 2012 года он будет спущен на воду, а в августе после необходимых испытаний встанет на боевое дежурство. Бюджету это обойдется примерно в 5-6 млрд тенге. Кроме этого, как сообщил капитан первого ранга Жандарбек Жанзаков, Казахстан сегодня прорабатывает вопрос строительства большого ракетно-артиллерийского корабля водоизмещением более 500 тонн на одном из заводов России, Кореи, Турции или даже Франции.

– Военно-морской флот есть в Казахстане. Есть главком Военно-морских сил, есть Военно-морской институт, есть три экипажа кораблей, которые уже работают нормальным образом. В дальнейшем у нас уже утверждена концепция строительства Военно-морских сил до 2015 года, – говорит вице-министр Ратмир Комратов.

По его словам, для выполнения этой концепции в бюджете «уже заложены приличные средства». Помимо боевого оснащения Военно-морских сил параллельно идёт и материальное, заверяют генералы и полковники МО РК. Тот же вопрос с жильем для моряков решится полностью в течение пяти лет. В этом году специально для моряков сдается два общежития по 80 квартир, а в 2011 году сдадут ещё два дома по 120 квартир.

Быть или не быть?

Быть или не быть казахстанскому флоту? Этот вопрос перед руководством оборонного ведомства теперь не стоит. И во время пресс-тура по воинским частям стало понятно – казахстанскому Военно-морскому флоту быть однозначно! Правда, какой ценой? Хочется верить, что загребать жар чужими руками, в частности, руками рядовых моряков, здесь не намерены. Ну а для людей гражданских, таких, как мы, журналисты, главным желанием остается то, чтобы набирающему силу морскому флоту Казахстана не пришлось применять свои навыки и умения в реальных боевых действиях. Пусть седой Каспий на века остается спокойным…

Астана-Актау-Баутино-Астана Фото автора

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров