Прямой эфир Новости спорта

Маленький человек в окружении бетона

Фото Назгуль Абжекеновой
Фото Назгуль Абжекеновой
Город для автомобилей, правительства и участников международных конгрессов – такой предстала Астана для чешского архитектора Петра Степанека. В столице Казахстана градостроитель, автор плана стратегического развития Праги, по собственному признанию, почувствовал себя "маленьким человеком на бетоне".

Свой первый визит в столицу Казахстана Петр Степанек совершил в рамках участия в Астанинском экономическом форуме. Первое, что поразило чешского гостя, – масштабы строений на левом берегу Ишима.

- Я приехал в ваш город ранним утром. Не стал бронировать гостиницу, так как тем же вечером мне нужно было вылетать в Москву и далее в Прагу. И вот стою я на площади перед Дворцом Независимости в 6 часов и ощущаю себя самым маленьким человеком в окружении бетона, - рассказывает архитектор. - Почему? Объясню. 80% людей в мире имеют примерно одинаковые габариты, и здания в городах строятся под "people size" (человеческий размер. – Авт.). Но когда смотришь на строения в Астане, складывается ощущение, что здесь проживают сплошные гулливеры – настолько эти здания громоздкие. Лицо города – это не только здания. Это, прежде всего, общее пространство. И всё это должно соответствовать человеческим масштабам – как в физическом, так и в психологическом плане. Иначе возникает то самое ощущение маленького человека.

Впрочем, вскоре одиночество "маленького человека в окружении бетона" нарушили рабочие. С мётлами, тряпками и вёдрами в руках – и с энтузиазмом в придачу – трудовой народ в рассветный час принялся высушивать мокрую от недавнего дождя брусчатку.

"Я смотрел и не верил глазам: площадь из дорогостоящего материала после небольшого дождя превращается в большую лужу, которую выкачивают рабочие. Такая картина возможна где-нибудь в историческом центре города, где невозможно положить асфальт, но не на новейшей площади столицы!.."

Оставив рабочих с мётлами, гость Астаны отправился в поисках магазина одежды.

- Я забыл галстук дома и хотел купить его в аэропорту в Москве. По каким-то непонятным мне правилам, если я лечу в Казахстан, Армению или Грузию из московского аэропорта, то не могу купить там ни одежду, ни обувь. Думал решить этот вопрос в Астане, но обойдя все близлежащие улицы, я не нашёл ни одного вещевого магазина! Хотя во всех столицах мира – в Лондоне, Вене и вообще в городах после ста метров вы обязательно наткнётесь на текстильный магазин, книжную лавку или закусочную. В Астану, как рассказывали мои коллеги, средств вложено больше, чем в Лондон. Так почему же так сложно найти в деловом центре столицы необходимые торговые точки? - задаётся вопросом гость.

Как отмечает градостроитель, современные тренды архитектуры провозглашают, что города должны строиться для людей, а не для автомобилей. Но о столице Казахстана у чешского эксперта сложилось обратное впечатление.

"15 лет назад я был в Алматы, и после увиденного в Астане могу сделать вывод, что южная столица – это город для людей, делающий акцент не на коммуникации, как северная столица, а на улицы. В Астану же, на мой взгляд, было заложено больше денег, чем умения. У вас хорошие дороги на левом берегу, но это дороги для транспорта. У вас красивые здания для участников конгрессов, но насколько они удобны для простых жителей города?" - вновь задаётся вопросом архитектор.

"Такое ощущение, что ваш город проектировался для НЛО и всех остальных, взирающих на Астану из космоса, но не для людей". 

Впрочем, некоторые здания в Астане Петр Степанек всё же оценил положительно.

"Я видел несколько строений, которые с архитектурной точки зрения созданы качественно. В их числе – Библиотека Первого Президента. Не подумайте, что я настроен критично только к чужим городам. В родной мне Праге также достаточно недоработок. У нас, например, до сих пор не решены вопросы с пандусами на некоторых станциях метро. Как и любая столица, Прага – дорогой город, однако мы пытаемся снизить стоимость услуг в отдельных сегментах, в том числе в транспортном. Но об этом, увы, не знают гости города, которых местные власти почему-то не считают нужным информировать об экономичных вариантах поездок на общественном транспорте", - делится пан Степанек.

Smart city ("умные города") начинаются с удобства для жителей и гостей города.

К слову, о транспорте. Архитектор рассказал, что общественным транспортом в Чехии и других странах пользуются не только рядовые граждане, но и министры.
"Я сам лично видел, как один министр в Вене передвигался не на лимузине, а на автобусе. А когда по улицам Праги едет президент страны, автомобильное движение не останавливается", - рассказывает чешский гость.

И резюмируя, Петр Степанек подчеркнул:

"Даже такие амбициозные города, как Астана, должны уважать принципы устойчивого градостроительства, а не стремиться к превращению столицы в дорогостоящую выставку".

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров