Прямой эфир Новости спорта

Зачем стартапам нужны инкубаторы?

Иллюстрация Дины Ли
Иллюстрация Дины Ли
В бизнес-инкубаторах создают благоприятные условия для ведения бизнеса в сфере инноваций.

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz


Родительский гараж, взятые в долг деньги и горящие глаза, – так зачастую представляют себе стартап далёкие от инноваций люди. Гаражи в прошлом. Теперь, чтобы поддержать инновационные компании, государство и частный сектор создают экосистемы, в которых идеи превращаются в бизнес. В центре этих экосистем – специализированные организации: бизнес-инкубаторы, технопарки и акселераторы, где созданы комфортные условия для новаторов и их стартапов. Журналист Informburo.kz проанализировал рынок бизнес-инкубации в Казахстане.

Что такое инкубатор?

Ранее Informburo.kz рассказывал о видах нефинансовой поддержки стартапов. Так вот, бизнес-инкубаторы, технопарки и акселераторы относятся к видам нефинансовой поддержки. Они помогают молодым компаниям снизить риски в работе и быстрее выйти на прибыльность.

Бизнес-инкубатор – это система, которая создаёт благоприятные условия для организации бизнеса в инновационной сфере. Такие структуры могут возникнуть на базе вузов и бизнес-центров или их может специально создать государство или частная компания как отдельные учреждения. Инкубатор выглядит как офисное пространство с отдельными помещениями для встреч и образовательных мероприятий, которыми на льготных либо безвозмездных условиях могут пользоваться новаторы.

Первый в мире бизнес-инкубатор появился в Батавии (США) в 1959-м. Это был Batavia Industrial Center, организованный на складе фабрики местным жителем Джозефом Манкусо. Так Манкусо создал новые рабочие места и помог городу бороться с экономическим застоем.

Следом в Штатах стали появляться и другие инновационные экосистемы. Одним из ключевых моментов в развитии Кремниевой долины, к примеру, было создание Стэнфордского индустриального парка. После Второй мировой войны количество студентов резко увеличилось, и чтобы покрыть возросшие расходы, университет стал сдавать в долгосрочную офисную аренду большой участок своей земли. Компании, открывшие там офисы, смогли пользоваться лизинговыми инструментами и получили большой приток высококвалифицированных сотрудников, а студенты Стэнфорда получили возможность работать вблизи альма-матер.


Основатель Facebook Марк Цукерберг во время выступления на одном из образовательных мероприятий YCombinator

Основатель Facebook Марк Цукерберг во время выступления на одном из образовательных мероприятий YCombinator / Фото с сайта ycombinator.com


В США даже образовалась Национальная ассоциация бизнес-инкубаторов, которая позже переросла в глобальную организацию InBIA. Она объединяет более двух тысяч игроков рынка инкубации и развития инноваций в 60 странах, а также предоставляет образовательные и методологические ресурсы для поддержки начинающих предпринимателей.

В каждой стране есть своя специфика в бизнес-инкубации. К примеру, в США этим в основном занимаются частные компании, которые рассчитывают на прибыль, если проекты из их инкубаторов выстрелят и станут успешными. В Израиле стартаперы получают займы от государства под низкие проценты. При этом ссуду инновационные стартапы начинают выплачивать только после удачного старта на рынке. Каждый из создателей стартапа заинтересован в том, чтобы его проект стал привлекательным для инвесторов и начал приносить прибыль.

В Швеции распространена концепция "внутренних" бизнес-инкубаторов, которые создают крупные компании для стимулирования новых идей и проектов изнутри. Так они развивают предпринимательство среди сотрудников и повышают инновационную активность.


Один из openspace-офисов инкубатора Tencent

Один из openspace-офисов инкубатора Tencent / Фото informburo.kz


В Китае инкубацию развивают как государство, так и частные компании. В каждом регионе работает по несколько десятков инкубаторов и технопарков, которые стимулируют предпринимательство среди местных жителей. Вокруг них созданы сервисные организации, которые помогают стартаперам продавать и покупать технологии, защищать интеллектуальную собственность.

Один из наиболее выдающихся глобальных инкубаторов – американский YCombinator, через который прошли 1 900 компаний, включая AirBnb, Dropbox, Reddit. Попасть туда сложно: отбор проходят всего 3% команд, подавших заявку на программу акселерации, и только 10% прошедших не становятся успешными. Компании из YCombinator оцениваются в 100 млрд долларов. Ещё один успешный глобальный пример – британский инкубатор Seedcamp, через который прошли 275 компаний, которые привлекли более одного млрд долларов инвестиций.

В Китае большую сеть инкубаторов WeStart развивает технологическая компания Tencent. В сети действуют 32 технологических хаба, через которые прошли более 15 тысяч стартапов, 35 из которых уже вышли на биржу. Здесь начинающие предприниматели получают как место для работы, так и поддержку в виде инвестиций и обучения, а также доступ к специализированным сервисам.

А какие бизнес-инкубаторы есть в Казахстане?

В нашей стране действуют более 10 инкубаторов. Полную карту стартап-экосистемы можно посмотреть на сайте инкубатора MOST. Помимо самого MOST есть nFactorial, TechGarden, Astana Hub, Impact Hub, "СодБи", SmArt.Point, Astana Business Campus, KBTU Startup Incubator, Научно-технологический парк КазНУ и ПГУ "Венчур". Большинство инкубаторов находятся в Астане и Алматы.

MOST официально запустили в сентябре 2015 года. Он стал первым в Казахстане частным бизнес-инкубатором, который поддерживает инноваторов на этапах от появления идеи до её реализации. Всего через MOST прошли более 60 компаний, 15 из них смогли привлечь инвестиции с рынка.

При Назарбаев университете открыли инновационный кластер Astana Business Campus, который объединяет офис коммерциализации, бизнес-инкубатор, техно- и научный парки. В рамках инкубации Campus предоставляет не только офисные помещения, но и услуги консультации по реализации проектов, помощь в привлечении финансирования, проведение маркетинговой экспертизы, поиск и привлечение менторов и бизнес-ангелов. Среди проектов, которые были созданы в Campus, – производство плоских гелиоколлекторов, водно-литиевых батарей и солнечных водоподъёмников.

В 2018-м в Астане на территории ЭКСПО запускается международный технопарк IT-стартапов Astana Hub. В феврале стартовал первый поток программы акселерации, в которой участвовали 10 стартапов, а в инкубатор зашли около 50 команд.


Участники образовательного мероприятия на базе Astana Hub

Участники образовательного мероприятия на базе Astana Hub / Фото Astana Hub


По словам генерального директора Astana Hub Магжана Мадиева, цель технопарка – развивать экосистему инноваций для IT-бизнеса в Казахстане. Для этого здесь оказывают поддержку предпринимателям от стадии идеи до становления успешного бизнеса.

"Наша цель – чтобы в стартапы до 2022 года было инвестировано 67 млрд тенге. Наше видение технопарка заключается в том, что Astana Hub – это казахстанская платформа, где агрегируются и создаются разные инструменты поддержки стартапов", – рассказал Мадиев журналисту Informburo.kz.


Генеральный директор Astana Hub

Генеральный директор Astana Hub / Фото Astana Hub


Хаб работает по восьми направлениям:

  • информационная работа (журнал Z journal);
  • образовательные программы;
  • бизнес-инкубация;
  • программа акселерации;
  • создание Research&Development-платформы;
  • развитие инфраструктуры;
  • введение режима налоговых преференций и стартап-виз;
  • развитие собственной IT-платформы.

А программа акселерации Astana Hub длится три месяца и состоит из четырёх модулей:

  • образовательной части (навыки по управлению и развитию стартапа);
  • менторства (консультации);
  • нетворкинга (знакомство с инвесторами и потенциальными клиентами);
  • предоставления инфраструктуры, которая помогает снижать издержки стартапа.

В первом потоке акселерации приняли участие 14 команд, но до конца дошли только 10. Финалистам удалось привлечь частные инвестиции на сумму около 30 млн тенге. Сейчас идёт второй поток акселерации, в нём также участвуют 14 команд.

Стартапы, которые заходят в инкубатор Astana Hub, получают не только офис, но и доступ к специализированным образовательным мероприятиям, участвуют в нетворкинге. Стать резидентом технопарка можно заполнив заявку на сайте. Если заявка будет отобрана, последует интервью по телефону, а за ним – личное интервью с экспертами, которые оценят проект. Оценка послужит основанием для решения о приёме в технопарк. Отбор в программу акселерации проходит так же, но конкуренция выше, потому что количество мест ограничено.

"Дорожная карта" для инкубатора

В Казахстане поддержкой инновационной экосистемы занимается и государство. При Национальном агентстве по технологическому развитию (НАТР) раньше работали технопарки в регионах страны. Но теперь агентство перешло от управления технопарков к политике стимулирования бизнес-инкубаторов. Поэтому в рамках единой программы "Дорожная карта бизнеса – 2020" разработали программу поддержки бизнес-инкубирования.

По словам директора Центра коммерциализации технологий агентства Нурлана Байженова, через эту инициативу инкубаторам окажут финансовую и методологическую поддержку. Каждый её участник получит софинансирование половины операционных расходов, но не более 35 млн тенге в год, а также зарубежного консультанта с практическим опытом выстраивания системы инкубирования. Кроме поддержки самих инкубаторов отдельные меры предусмотрели и для их резидентов. Они смогут получить государственные гранты в размере 80% от суммы реализации проекта, но не более 50 млн тенге.

Участников программы начали отбирать в июне. Из 12 поданных заявок на экспертную комиссию допустили 10, из них и выбрали три лучшие: это ТОО "BeInTech" (Астана), ТОО "Клуб молодых предпринимателей" и ТОО "SmArt Point Almaty" (Алматы).

С каждым из инкубаторов НАТР заключит договор на три года. Как отмечают в агентстве, программа поможет казахстанской экосистеме бизнес-инкубирования стать самодостаточной как в финансовом плане, так и по уровню компетенций. А это в свою очередь будет стимулировать развитие стартапов в стране.

"Вместе с Министерством национальной экономики мы разработали программу для поддержки частного сектора на рынке инкубации, чтобы они налаживали инфраструктуру. (…) Чтобы рынок стартапов двигался, нужны инструменты. Какие они должны быть? Это инфраструктура, которая помогает стартапам развиваться, и финансирование. Эти две вещи должны быть доступными", – отмечает Нурлан Байженов.

Для помощи в развитии инкубации и разработали программу. А для стимулирования инвестиций в стартапы были приняты поправки в законодательство по венчурному финансированию.

Читайте также: В Казахстане приняли поправки по венчурному финансированию. Что теперь изменится?

Генеральный директор Astana Hub Магжан Мадиев говорит, что в инструментах поддержки инноваций важно не только их количество, но и качество организации.

"Поддержки инноваций много не бывает. Чем больше инструментов поддержки инноваций, тем лучше. Главное, чтобы они организовывались эффективно. Основной ресурс для создания инноваций – это предприниматели. Они у нас были, есть и будут. (…) Но чтобы удержать наши таланты от ухода на другие рынки, эти программы должны работать. Чтобы они имели возможность, находясь здесь, глобально запускать стартапы. И все шансы для этого есть", – считает Магжан Мадиев.

Помощь стартапу

Как уже отмечалось выше, многие ныне известные компании развились благодаря инкубаторам. В их числе, к примеру, онлайн-площадка для поиска и краткосрочной аренды жилья по всему миру AirBnb, облачное хранилище Dropbox и социальный новостной сайт Reddit.

Аналогично инкубация помогает и казахстанским компаниям. Команда стартапа Partszone уже более двух месяцев работает над онлайн-платформой по поиску запасных частей для спецтехники. Основатель стартапа Айжас Койлыбаев отмечает, что продукт будет помогать строительным, дорожно-строительным, сельскохозяйственным и горнорудным компаниям вести учёт спецтехники, планировать закупку запчастей и их ремонт. Платформой уже пользуются казахстанские компании. Команда Partszone зашла в инкубатор технопарка Astana Hub и участвует во втором потоке акселерации.

"Мы получили многое, войдя в технопарк. Первое – это офис в коворкинге. Также по выходным проходят образовательные мероприятия, на которых команда получает много знаний: как привлекать деньги, какие есть каналы продвижения, – мы повышаем экспертность в этих вопросах. (…) Если бы этих программ не было, развивать продукт было бы сложнее. Потому что мы постоянно совершали бы ошибки, и какая-то из них могла стать фатальной. Мы просто бы закрылись, не сделав продукт", – говорит Айжас Койлыбаев.

Инновационная активность компаний в Казахстане растёт. По данным Комитета по статистике Миннацэкономики, в 2003 году этот показатель по технологическим инновациям составлял 2,1%, а к 2017-му вырос более чем в два раза – до 5,7%. А если учитывать все типы инноваций, то цифры выше – 9,6%.

Заметно изменяется рынок и внешне. Раньше о стартапах почти не говорили, а теперь в Казахстане каждый год проводится по несколько тематических конференций. Например, на ежегодном "Инновационном конгрессе" несколько сессий посвящены инноваторам и их поддержке. В этом году он пройдёт в новом формате как Qazaqstan Technology Forum.

Программы инкубации и акселерации для стартапов запускают не только в Астане и Алматы, но и в регионах. Например, в Павлодарском государственном университете открыли "Международную стартап-академию". В стране появились финансовые и нефинансовые меры поддержки как государственные, так и частные. А рекомендаций по тому, как найти идею и реализовать её, в интернете накопилось уже много.

Также новые возможности открывают и разного рода локальные мероприятия, к примеру, хакатоны или недели стартапов. Там инноваторы могут предложить новые решения для развития городов или даже целых отраслей. Одной из таких площадок станет Techstars Startup Week Qazaqstan, который впервые пройдёт в стране 8-14 октября текущего года.

Techstars Startup Week – это глобальное мероприятие под эгидой международного акселератора Techstars, которое проводится в разных городах мира для развития локального предпринимательства. В течение недели ведущие местные и международные эксперты будут делиться своим опытом, проводить обучающие мероприятия и налаживать контакты. Все мероприятия будут доступны на бесплатной основе.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров