Прямой эфир Новости спорта

Как работает антимонопольное ведомство в Казахстане, и зачем оно нужно?

Дина Ли специально для Informburo.kz
Дина Ли специально для Informburo.kz
Казахтелеком собирается купить Kcell. Почему это может нарушить антимонопольное законодательство страны?
АО "Казахтелеком" подало ходатайство в антимонопольный комитет РК о покупке 75% акций сотового оператора Kcell. В руках телекоммуникационной компании уже Altel и Tele 2. Купив ещё и Kcell "Казахтелеком" может стать монополистом и как оператор, и как владелец 70% инфраструктуры для провайдеров сотовой связи. При этом в 2016 году рыночные доли "Казахтелекома" в широкополосном интернете уже составили 72%, в телефонии – 93%, в передаче данных – 73%. Окончательное решение по этому делу примет антимонопольное ведомство страны. Informburo.kz рассказывает, кто и как в Казахстане регулирует монополии и как принимаются решения по покупке/продаже крупных компаний.

Кто регулирует монополии в РК?

Монополии вредны рыночной экономике. Они мешают свободной конкуренции. Они повышают цены и снижают производство по сравнению с оптимальным для экономики уровнем, получают необоснованные сверхприбыли и дискриминируют отдельные группы потребителей. Поэтому создаются специальные госорганы, которые либо разрушают, либо ограничивают монополии. В Казахстане этим занимается Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики.
У этого ведомства несколько задач:
  • Контролирует экономическую концентрацию. То есть следит за тем, чтобы те или иные сделки не приводили к тому, чтобы чьё-то доминирование на рынке угрожало конкуренции.
  • Следит за соблюдением антимонопольного законодательства.
  • Занимается демонополизацей субъектов рынка.
  • Защищает конкуренцию и ограничивает монополистическую деятельность.
  • Разрабатывает и согласовывает нормативно-правовые акты в области развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Чем ещё занимается антимопонольное ведомство?

Антимонопольное ведомство в РК также регулирует тарифы монополистов в сфере коммунальных услуг. Каждый год до 1 мая монополист предоставляет отчёт. Если обнаружатся отклонения от тарифной сметы более чем на 5%, незаконное завышение тарифа и другие нарушения, то уполномоченный орган возмещает потребителям убытки, вводя временный компенсирующий тариф.
Также антимонопольщики следят за различными ценовыми сговорами или другими манипуляциями для ограничения конкуренции. Например, когда необоснованно ограничивают производство
или реализацию товаров.

Как выявляются монополии?

Монополия возникает тогда, когда субъект стопроцентно доминирует на определённом товарном рынке.

Существуют так называемые естественные монополии. К ним в Казахстане относятся такие виды деятельности, как транспортировка нефти, нефтепродуктов, газа, передача и распределение электрической и тепловой энергии, услуги магистральных железнодорожных сетей, портов, аэропортов, аэронавигации, предоставления в аренду кабельной канализации; водоснабжения и водоотведения.

Ещё есть государственные монополии. К ним относятся те виды деятельности, которые может осуществлять только государство. Например: охрана изобретений, промышленных образцов, область охраны товарных знаков, экспертиза лекарственных средств, регистрация залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации и другое.

Помимо монопольного есть ещё доминирующее положение. Предприниматели, работающие на рынках, которые признаны общественно важными, должны соблюдать порядок ценообразования и отчитываться перед антимопонольщиками.

Доминирующим субъект признают, если его доля на рынке составляет 50% и более. Также его могут признать доминирующим, если его доля 35% и более при следующих условиях:

  • он может в одностороннем порядке определять уровень цены товара;
  • создаёт ограничения для доступа на товарный рынок других субъектов.

Доминирующей могут признать группу организаций если:

  • совокупная доля на рынке трёх субъектов составляет 50% и более;
  • совокупная доля четырёх субъектов рынка составляет 70% и более;
  • эти субъекты длительное время сохраняют свои доли на рынке;
  • реализуемый или приобретаемый ими товар не может быть заменён другим при потреблении.

Как проводятся проверки?

Когда планируется сделка наподобие покупки Kcell "Казахтелекомом", субъект рынка подаёт заявление в антимонопольный орган. Последний проводит анализ экономической концентрации. Как нам сообщил президент Центра развития и защиты конкурентной политики Алдаш Айтжанов , достаточным основанием для начала оценки экономической концентрации является тот факт, что планируется слияние субъектов рынка, которые реализуют одни и те же взаимозаменяемые товары.

Методика оценки экономической концентрации на товарных рынках утверждена приказом МНЭ РК от 14 декабря 2017 года №416. Он вступил в действие в январе текущего года.

Проверка предполагает проведение ряда процедур в том числе:

  • определение критериев взаимозаменяемости товаров;
  • определение границ товарного рынка;
  • определение временного интервала исследования товарного рынка;
  • определение состава субъектов рынка, действующих на товарном рынке;
  • расчёт объёма товарного рынка и долей субъектов рынка;
  • оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
  • определение барьеров входа на товарный рынок;
  • выводы по анализу рынка.

Для расчётов применяют индекс Херфиндаля – Хиршмана. Это фактически сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке, которая измеряется в долях или процентах.

Индекс рыночной концентрации Херфиндаля – Хиршмана даёт возможность оценить насколько те или иные предприятия захватили рынок. В приведённой ниже формуле S1, S2 ... Sn – это доли фирм на рынке в процентах. Чем больше участников рынка, тем меньше индекс Херфиндаля-Хиршмана. И наоборот.

То есть если на рынке 1 участник, то индекс будет равен 10 000, а если 10 участников, у каждого из которых будет по 10% доли рынка, то индекс будет равен 1000.

HHI = S12 + S22 + ... + Sn2,

Где:

S1, S2 ... Sn – доли фирм на рынке (%);

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Об ограничении конкуренции можно говорить, если в случае совершения сделки индекс рыночной концентрации Херфиндаля – Хиршмана (ННI) на соответствующем товарном рынке изменится:

  • более чем на 250 для умеренно концентрированного рынка (1000 < ННI < 2000);
  • более чем на 100 для высоко концентрированного рынка (2000 < ННI < 10000).

Когда назначают антимонопольное расследование

Антимонопольное ведомство может не допустить совершения сделки, если она является угрозой для здоровой конкурентной среды в той или иной сфере. Также если нарушение антимонопольного законодательства уже налицо, полагается провести расследование.

Чтобы началось антимонопольное расследование, в Комитет по регулированию естественных монополий должны поступить сведения о нарушении. Заявителями могут быть госорганы, физические или юридические лица, сообщения в СМИ либо же сам антимонопольный орган может инициировать расследование. Срок расследования со дня издания приказа не может превышать двух месяцев.
Результаты расследования передаются на рассмотрение в Согласительную комиссию. В неё входят должностные лица комитета, представители компании, которую проверяют и эксперты. Комиссия делает заключение. Но окончательное решение остаётся за комитетом, который может поступить четырьмя способами:
  • вынести предписание об устранении нарушения;
  • передать материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела;
  • прекратить расследование в случае отсутствия нарушений;
  • возбудить административное дело.

Какая ответственность ждёт за нарушение антимонопольного законодательства?

Если предприятия совершают экономическую концентрацию без согласия антимонопольного ведомства, это может грозить им иском и признанием сделки недействительной. Также в административном кодексе прописаны штрафы для нарушителей.

Например, недобросовестная конкуренция влечёт штраф на субъектов малого предпринимательства в размере 200 МРП (481 тысяча тенге), на субъектов среднего предпринимательства – в размере 300 МРП (721 тысяча тенге), на субъектов крупного предпринимательства – в размере 1500 МРП (3 600 000 тенге).

Если государственные и местные исполнительные органы знают о недобросовестной конкуренции, но ничего не предпринимают, их могут оштрафовать на 300 МРП (721 000 тенге).
Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров