Прямой эфир Новости спорта

Что социальные сети и поисковые системы знают о нас? Разбор

Дина Ли специально для Informburo.kz
Дина Ли специально для Informburo.kz
Используя Google и Facebook или другие аналогичные сервисы, мы платим им не только вниманием, но и личными данными.

Информацию о наших действиях в интернете собирают поисковые системы, социальные сети, интернет-магазины и другие сайты. Личные данные уже вовсю сравнивают с нефтью для цифровой эпохи – и масштабы их "добычи" растут год от года. Периодически пользователи подозревают социальные сети даже в том, что IT-корпорации подслушивают их – так было недавно с Facebook и Instagram. Informburo.kz рассказывает о том, что о нас знают социальные сети и поисковые системы, зачем им эти данные и как сохранить анонимность в интернете.

№1. Зачем вообще собирать данные пользователей?

Причины могут быть разными. Поисковые системы и социальные сети собирают данные, чтобы продавать рекламу. Рекламодатели используют эти данные, чтобы показывать ту рекламу, которая может вас заинтересовать. Ещё данные им нужны, чтобы формировать для вас поисковую выдачу или ленту новостей по предпочтениям.

Интернет-магазины и другие ресурсы собирают данные, чтобы улучшать свои сайты. Они анализируют поведение пользователей, чтобы предлагать подходящие товары, менять сайт так, чтобы им было удобнее пользоваться, размещать информацию на те темы, которыми интересуются.

№2. Как собираются данные пользователей?

Некоторые данные мы оставляем сами: пишем посты, ставим лайки, добавляем фотографии в социальных сетях, проходим тесты «Какой ты пирожочек?» и заполняем данные в формах.

Системы аналитики Гугла и Яндекса собирают данные с помощью куки (cookies). Куки связаны с браузером, с которого вы выходите в интернет. Они могут «жить» 2 года. По кукам вас никак не идентифицировать: когда вы заходите с разных браузеров и разных устройств, то система видит разные куки. При этом вы можете чистить историю браузера и удалять куки.

№3. Какие именно данные пользователей собираются?

Разные. Системы аналитики на сайтах обычно собирают информацию о количестве посещений, с каких сайтов приходят пользователи, какими устройствами пользуются. Данные не являются абсолютно точными и не позволяют вас идентифицировать. Например, система аналитики Гугла не может точно определить ваш пол и возраст. Она может лишь предположить это по вашему поведению. Есть пользователи, для которых это сделать не получается, тогда в её данных так и указывается: «Определено для 1586 пользователей из общего количества 2376».

Гугл рассказывает, какие данные он собирает для разных сервисов и даёт возможность пользователям отказаться от сбора этих данных.

В социальных сетях пользователи сами указывают множество своих данных. Пользователи Фейсбука делятся информацией о своём образовании, трудоустройстве, местах жительства и путешествиях, социальных связях и увлечениях. Кроме этого, Фейсбук собирает данные из других своих сервисов и работает со сторонними поставщиками данных. Теоретически, он может не только отслеживать, какие сайты вы посещаете, но и что покупаете, в каких общественных местах фотографируетесь, и косвенно судить о вашем уровне доходов.

У Фейсбука даже есть своё исследовательское подразделение. Это подразделение исследует работу с большим массивом данных, машинное обучение, особенности речи, взаимодействие пользователей с устройствами и данными, развитие виртуальной реальности. Не исключено, что Фейсбук знает о вас больше, чем ваши близкие. И использует эти знания для совершенствования своих сервисов, вовлечения большего числа пользователей и продаж рекламы.

№4. По этим данным можно определить личность человека?

Обычно нельзя. Данные хранятся в обезличенном виде. Например, для системы аналитики это примерно такая информация: «Пользователь 001 зашёл на сайт example.com из поисковой системы Гугл».

Тем не менее социальные сети, Гугл и другие сервисы указывают в своей политике, что могут предоставить данные третьим лицам по законному основанию. Например, по запросу правоохранительных органов. С помощью этих данных можно идентифицировать человека, но для этого нужны подходящие ресурсы.

№5. Как долго компании могут хранить наши личные данные?

Не все компании отвечают на этот вопрос в своей политике использования данных. На самом деле мы даже не всегда знаем, что именно они хранят. Например, в сентябре 2017 года произошёл резонансный случай: французская журналистка Юдит Дюпорталь направила письмо в сервис знакомств Тиндер, в котором попросила предоставить все данные её аккаунта. И получила в ответ 800 печатных страниц с информацией обо всех мужчинах, которые ей понравились, лайках в Фейсбуке, фотографиях из Инстаграма, датах заходов и переписок и даже текст всех сообщений, которые она отправила за 4 года использования сервиса. При этом хранение всей этой информации не является незаконной: ведь при регистрации она согласилась с условиями использования сервиса.

№6. Так анонимности в интернете нет?

Абсолютной анонимности нет нигде. Но в интернете ситуация сложнее, потому что непонятно, что считать анонимностью. Если данные обезличены, то это вроде можно считать анонимностью. Но эти же данные, которые хранятся обезличенными, можно получить для конкретной личности. Как в таком случае определить грань анонимности?

№7. Я не хочу, чтобы в интернете было много информации обо мне. Что делать?

Читайте условия использования сервиса и его политику конфиденциальности. Например, Фейсбук указывает, что его политика использования данных распространяется на все его сервисы и продукты, а еще он может использовать эти данные для их улучшения. На практике это означает, что Фейсбук может использовать данные вашего Инстаграма, когда формирует ленту. Учесть ваши геолокации и лайки, соотнести эту информацию с постами друзей. Так он может выдать ту ленту, которая с большей вероятностью вас заинтересует. А потом еще на основании этих данных показать рекламу. Если вас это не устраивает, не регистрируйтесь в таких сервисах или тщательно следите за тем, что вы постите.

Особенно будьте внимательны с развлекательными тестами. Обычно их делают совсем другие компании. Это значит, что даже если вы перешли в тест из ленты Фейсбука, политика использования данных Фейсбука не будет распространяться на компанию-автора теста. Получается, что вы сами предоставите свои данные в неизвестную компанию и согласитесь, что она может с ними работать. При этом вы даже не будете знать, на каких условиях это будет происходить.

Посмотрите, какие данные собирает о вас поисковая система. Отключите сбор тех данных, что вас насторожили. Например, Гугл позволяет отключать сбор данных в аккаунте.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров