Заёмщику, который перестаёт платить по кредиту, скорее всего, надо ждать встречи с коллекторами. Это относится к займам, полученным как в банках, так и в микрокредитных и микрофинансовых организациях (МКО и МФО). Нередко исполнители используют запрещённые законом методы для возврата долга: множество звонков, визиты, письма. Иногда требования погасить заём адресуются родственникам или друзьям клиента кредитора. Разберёмся, что кто такие коллекторы и какие у них права.
№1. Кто такие коллекторы?
Сотрудники коллекторских компаний – специалисты с юридическим образованием (часто среди них бывшие работники правоохранительных органов). Обзванивающие должников операторы – это молодые люди, которых заранее обучают тонкостям диалога с должником.
Деятельность коллекторов регулируется законом, который был принят в 2017 году. Участникам рынка дали полгода, чтобы встать на регулируемые рельсы, а фактически закон в рамках прописанных статей начал работать в 2018 году. Сначала учётную регистрацию получила 141 действовавшая к тому моменту компания в стране, две из них позже прекратили деятельность по собственному решению.
№2. Какой должна быть просрочка, чтобы кредитор обратился за помощью к коллекторам?
- просрочка исполнения обязательства должна составлять более 90 последовательных календарных дней по ипотечному займу, выданному физическому лицу;
- свыше 180 дней по любому другому займу.
№3. Как дела заёмщиков попадают к коллекторам?
Финансовые организации (банки, МКО/МФО) заключают с коллекторскими агентствами договор об оказании услуг кредитору по досудебному взысканию и урегулированию задолженности.
№4. Как коллекторы могут найти заёмщика?
- банки, МКО или МФО предоставляют коллекторскому агентству информацию о клиенте;
- коллекторы могут использовать любые открытые данные, находящиеся в публичном доступе, в том числе социальные сети.
- коллектор может купить ваши персональные данные на чёрном рынке, в том числе фамилии и имена родственников и друзей. Об этом говорят знакомые с ситуацией юристы.
№5. Как коллекторы добиваются погашения долгов?
В Законе РК "О коллекторской деятельности" чётко оговорено, сколько раз и в какое время коллектор имеет право беспокоить должника:
- телефонные переговоры – не более трёх раз в будние дни с 08:00 до 21:00;
- личные встречи – не более трёх раз в будни с 08:00 до 21:00;
- письма по почте;
- текстовые, голосовые и иные сообщения по сотовой связи;
- через интернет.
№6. Где и как проверить, действительно ли позвонил / пришёл коллектор, а не мошенник?
На сайте Национального банка РК должник может проверить по ФИО, действительно ли обратившийся к нему человек является сотрудником коллекторской компании. Также должник может связаться с кредитором и узнать, получало ли коллекторское агентство его договор о займе, узнать сумму долга, информацию об агентстве.
№7. Что делать, если не хочется / не получается разговаривать с коллектором?
Если самостоятельно договориться с коллекторами не получится, можно воспользоваться юридическим сервисом antidolg.kz, специалисты которого решают проблемные вопросы непосредственно с кредиторами. Заёмщики для этого должны оформить заявку с указанием ИИН. Главная цель проекта antidolg.kz – добиться в каждом случае погашения основного долга без пеней, штрафов и процентов.
№8. Могут ли наказать заёмщика, если он не откроет дверь коллектору?
Нет, но стоит помнить, что должник по закону обязан извещать коллекторское агентство об изменении:
- места жительства (юридический адрес);
- контактной информации;
- замене документов, удостоверяющих личность (в случае истечения срока, утери).
№9. Что будет, если игнорировать сотрудников коллекторского агентства?
Коллектор по закону взыскивает задолженность на протяжении минимум полугода, максимум – пяти лет. Если заёмщик всё же не выплатит долг, агентство предоставит кредитору отчёт о проделанной работе, где будет указано, что должник уклоняется от исполнения обязательств. Банк передаст материал на принудительное исполнение частному судебному исполнителю, который без решения суда имеет право наложить:
- ограничение на выезд;
- ограничение специального права (к примеру, лишить водительских прав);
- арест на имущество;
- арест на банковские счета.
№10. Могут ли коллекторы отобрать имущество?
Да, но только в судебном порядке и при условии, что имущество (недвижимость, автомобиль) были в залоге.
№11. Может ли заёмщик передавать деньги коллектору, чтобы погасить часть долга?
Коллекторам запрещено принимать от заёмщика деньги (в наличной или безналичной форме), а также иное имущество в счёт погашения задолженности. Долг погашается только в банке, МКО/МФО, где оформлялся заём.
№12. В течение какого времени история недобросовестного или неплатёжеспособного заёмщика считается плохой?
В базе первого кредитного бюро (ПКБ), куда обращается любой банк второго уровня, история всех заёмщиков хранится на протяжении пяти лет.
№13. Как коллекторы помогают погасить долг?
- после того как пришёл сотрудник коллекторского агентства, должник в течение 30 календарных дней обращается с письменным заявлением об изменении условий договора займа. В письме раскрываются сведения о причинах возникновения задолженности;
- коллекторское агентство в течение 10 календарных дней после получения заявления обязано направить его кредитору;
- кредитор в течение 15 календарных дней после получения заявления должника рассматривает предложенные условия изменения договора займа и в письменной форме сообщает коллекторскому агентству своё решение. Таким образом, у заёмщика есть возможность получить удобный график погашения кредита.
№14. Куда жаловаться на коллекторов, если они нарушают права заёмщиков?
Жалобы на коллекторов принимает Национальный банк РК. Заёмщик может направить сообщение:
- письмом по адресу: 050000, г. Алматы, ул. Айтеке би, 67, е-mail: info@kzp.nationalbank.kz
- через мобильное приложение "НБК Onlinе" (раздел "Защита прав потребителей финансовых услуг"). На основании обращения финрегулятор назначает проверку, по итогам которой может направить письменное предписание коллекторской компании. Если в течение года нарушение повторится, в отношении агентства применяются санкции (наложение и взыскание штрафа, либо исключение из реестра).
- жалобу можно направить в правоохранительные органы.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 5805
- 1
- 4
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 5634
- 3
- 18
-
3⚡️Дмитрий Мун стал вице-министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 2415
- 5
- 90
-
4❓В НИИ онкологии и радиологии Алматы бесплатно проконсультируют жителей
- 2416
- 0
- 7
-
5🤑Размеры двух пособий вырастут в Казахстане в 2025 году
- 2432
- 4
- 16
-
6🌤 Прогноз погоды на 23 ноября: осадков не ожидается на всей территории Казахстана
- 2417
- 0
- 6
-
7⚠️Легковушка столкнулась с маршрутным автобусом на автомагистрали в Караганде
- 2216
- 1
- 17
-
8⭐️Сверхгигант, прячущийся в "коконе": астрономы сделали первый крупный снимок звезды из другой галактики
- 2180
- 1
- 13
-
9⁉️Чем известна Перизат Кайрат, возглавлявшая фонд BizBirgemiz Qazaqstan?
- 2331
- 15
- 42
-
10🇺🇸Как хотят справиться в США с бюрократией: меньше бумажек – больше дела
- 2151
- 1
- 21