Но за внимание голливудских продюсеров нам ещё предстоит побороться с серьёзными конкурентами. Среди них восточноевропейские студии, которые давно и успешно осваивают деньги киномейджоров, снимая на своей территории фильмы класса "А". Сможем ли мы перенять их опыт, и не превратится ли казахстанский Голливуд в фабрику пустых чиновничьих грёз?

…Поздний вечер. Квартира в белградской многоэтажке. Звонок в дверь. Хозяйка открывает и видит на пороге Джулию Робертс.

– Ой, извините, я ошиблась этажом, – виновато улыбается звезда и исчезает так же неожиданно, как и появилась.

Это не сцена из фильма "Ноттинг Хилл-2", а серые будни сербской столицы. Если, гуляя по белградской крепости, вы неожиданно наткнулись на Кевина Костнера – это не значит, что вы перегрелись на солнце. Если, потягивая коктейль в ресторане, вы увидели за соседним столиком Пирса Броснана – это не значит, что вы пьёте что-то запрещённое. Если к вам в дверь звонит заплутавшая Джулия Робертс (история, кстати, абсолютно реальная) – это не значит, что вам пора к психиатру.

Визиты голливудских звезд на Балканы стали настолько обыденным явлением, что перестали вызывать какой бы то ни было ажиотаж среди населения. Белградцы с олимпийским спокойствием взирают на дефилирующего по центру Джона Кьюсака или Кристофера Уокена, обходящего пешком все городские кинотеатры (пунктик у него такой) и, посмеиваясь, наблюдают, как Джереми Айронс покупает остроносые крестьянские чуни с радостным воплем: "Наконец-то я нашёл себе удобные тапочки!"

Понятно, что звёзды приезжают в Сербию вовсе не ради тапочек или приятного променада. Все они участвуют в серьёзных кинопроектах с многомиллионными бюджетами. Но почему голливудские мейджоры так неожиданно и страстно полюбили Восточную Европу? Ответ простой: здесь намного дешевле.


Пирс Броснан на съёмках в Белграде

Во-первых, быт: размещение и прокорм многочисленной съёмочной группы в Сербии стоит сущие копейки в сравнении с Америкой или Западной Европой.

Во-вторых, специалисты: здесь имеются операторы, костюмеры, сценографы, создатели компьютерных эффектов и прочие профессионалы самого высокого класса, причём их материальные запросы существенно скромнее, чем аппетиты голливудских спецов того же уровня.


Кевин Костнер на съёмках в Белграде

В-третьих, местные киностудии: их техническое оснащение отвечает всем мировым стандартам, при этом цена вопроса просто смехотворна. Именно поэтому такие фильмы как "Эверли" с Сальмой Хайек, "Уходящий в темноту" с Кристофером Уокеном, "Добрый папа" с Бобом Хоскинсом, Lockout с Гаем Пирсом и многие другие блокбастеры снимались в белградской студии на Кошутняке, а не в павильонах Голливуда.

В-четвертых, у приезжих киношников есть возможность арендовать невероятно крутые объекты и локации по цене "ниже не бывает". К примеру, британский актёр и режиссер Рэйф Файнс для своего фильма "Кориолан" присмотрел величественное здание парламента Сербии. На робкий вопрос: "Сколько это будет стоить?" последовал неожиданный ответ местных чиновников: "У нас нет прайс-листа. Снимайте бесплатно". Когда после глубокого культурного шока режиссёр пришел в себя, министр внутренних дел добил его сообщением: в распоряжение съёмочной группы выделяется рота полицейских, необходимых для массовых сцен, и это тоже даром. Потрясённый режиссер только и смог произнести: "А в Голливуде съёмочный день одного вооружённого солдата обходится в 8 тысяч долларов".


Съёмки в здании Парламента Сербии бесплатны

Но и это ещё не всё. В Сербии производители любого фильма – хоть отечественного, хоть иностранного – получают обратно 20% от своих же налоговых выплат. Такого рода возврат называется рибейт, и практикуется он во многих странах Европы. Так государство стимулирует отечественное кинопроизводство и привлекает в страну падких на скидки голливудских продюсеров.

Финансовая приманка действует весьма эффективно, особенно в Восточной Европе, где студиям предлагают самые выгодные условия. К примеру, в Венгрии налоговый возврат за съёмки фильма составляет 25%. В этой стране законом закреплена фиксированная ставка аренды кинолокаций: даже если вы снимаете во дворце, с вас не потребуют больше 10 долларов за квадратный метр. В той же Венгрии, в частности, была снята пятая часть "Крепкого орешка", фильм "Мюнхен" Стивена Спилберга и "Война миров Z" с Бредом Питтом. Чехия, где также существует система рибейта, стала съёмочной площадкой для фильмов "Хроники Нарнии", "Миссия невыполнима" и "Казино "Рояль". Хорватия, предложившая самые заманчивые скидки создателям "Игры престолов", обошла всех соседей-конкурентов и предоставила свои локации для съёмок этого культового сериала. Хорватская казна пополнилась на 126 миллионов евро – и это только от нашествия туристов, которые валом повалили в Дубровник, чтобы увидеть столицу семи королевств.


Столицу семи королевств "Игры престолов" снимали в Хорватии

Глядя на заразительный пример бывших друзей по соцлагерю, над введением рибейта задумалась и Россия. Очень вовремя, потому что создатели боевика "Человек ноября" (в котором играл Пирс Броснан) снимали московские сцены в Белграде. Потому что снимать Москву в самой Москве слишком дорого.

Впрочем, россияне собираются запускать программу рибейтов не только и не столько в столице, сколько в провинциях, которые в перспективе должны стать центрами кинопроизводства.

Казахстанские регионы в этом плане тоже марку держат. В Павлодаре, к примеру, сняли "Мангашлык", который завоевал гран-при на фестивале в Софии. А Усть-Каменогорск так и вовсе пережил нашествие голливудских звезд, которых пригласили для участия в фильме о ВКО. Но это проекты разовые, и говорить на их примере об устойчивой позитивной тенденции было бы преждевременно.


Кадры из фильма "Мангашлык"

Казахстанское кино развивается спазматически: то мощный творческий всплеск, как это было в эпоху "новой волны", то мёртвый штиль. В последнее время отечественное кинопроизводство начало выходить из многолетней комы: стали появляться фильмы в разных жанрах – от эпических полотен до молодёжных комедий и анимации для детей.

А тут и законопроект подоспел – о мерах поддержки отечественного кинематографа. Среди декларируемых мер введение тех самых налоговых преференций, которыми европейцы давно и искусно оперируют.

Кроме того, наши чиновники собираются создать специальную экономическую зону на базе "Казахфильма". По замыслу инициаторов этого смелого проекта казахстанская фабрика грёз должна привлечь существенные частные инвестиции и стать Меккой для голливудских продюсеров.

Серьёзные это планы или эфемерные грёзы наших чиновников, богатому воображению которых могут позавидовать оскароносные сценаристы – большой вопрос.

Чтобы привлечь в Казахстан голливудских мейджоров, нужно создать для них исключительно выгодные условия. А мы в этом отношении Восточную Европу даже не догнали, не говоря уже о том, чтобы перегнать.

Одними только налоговыми льготами киномагнатов в страну не заманишь.

Им нужны фиксированные, то есть гарантированно низкие ставки на аренду и вообще на всё, что только возможно: они хотят предсказуемости, которая, увы, не является нашей сильной чертой.

Им нужны серьёзные студии с качественным техническим оснащением – опять же, за очень небольшую плату. А у нас всё качественное (а часто и некачественное) колеблется в ценовом коридоре от "дорого" до "запредельно дорого".

Им нужны профессионалы высшего класса, а с ними у нас напряжёнка в любой сфере. Им нужны трудоголики, способные пахать по 24 часа в сутки, чьим кредо не является перекур длиною в жизнь. У нас такие, конечно, есть, но их надо искать.

Построить собственный Голливуд при помощи указов и кампанейщины невозможно. Нужно набраться терпения и детально изучить опыт стран Восточной Европы: как им без громких лозунгов и специальных экономических зон удалось развернуть многомиллионные денежные потоки на себя? Найдём ответ – сможем сделать то же самое. В противном случае мы обречены изобретать велосипед – морально устаревший, плохо функционирующий и очень дорогой.