Какую Францию оставил Олланд, или Какая Марианна досталась Макрону
Франция поменяла очередного хозяина Елисейского дворца и открыла новую страницу своей истории. К власти пришёл 39-летний банкир Эммануэль Макрон. Бывший советник президента знает реальное состояние экономики страны, управление которой он принял на себя.
Выступая перед однопартийцами в штаб-квартире социалистов, Франсуа Олланд сделал неожиданное для многих заявление о том, что он оставил Францию намного лучшую, чем её принял от предшественника Саркози.
Насколько это верно и соответствует действительности?
По сложившейся традиции развитые страны мира периодически проводят комплексный аудит национального богатства за какой-то конкретный промежуток времени. Как правило, это период президентского правления.
Ещё до смены хозяина Елисейского дворца, 14 мая в стране были опубликованы официальные результаты аудита Франции на 24 страницах. Документ представляет собой "кардиограмму" страны в конкретных цифрах и фактах и в красочных диаграммах для облегчения восприятия сложной динамики экономического процесса.
Аудит состоит из 8 обобщающих разделов:
- Реформы (диагностика и конкретные результаты).
- Оценки (ошибки и потери пятилетки).
- Налоги (фискальный шок без реального эффекта и амортизации).
- Регионы (возрастающие разрывы).
- Имидж (новые технологии и новое видение страны).
- French Tech (пять вызовов).
- Предприятия (в направлении к модернизации и полной информатизации).
- Рынки (крупные компании – индикаторы, мелкие – хребет национальной экономики).
Что же собой представляет собой экономика Франции сегодня?
Ответ, содержащийся в этом исследовании, намного отличается от утверждения бывшего президента Олланда. Из 12 индикаторов аудита шесть отражают успехи страны в мировой конкуренции, ещё шесть – поражение и потери.
15 лет тому назад автор имел удовольствие подробно исследовать экономику Франции, в результате чего в 2002 году появилась монография: "Франция: вхождение в XXI век". Теперь каждый новый аудит позволяет мне оценить конкретную ситуацию за более длительный период.
Следует признать, по отношению к 2000 году потери и поражения в экономике Франции более значимы, чем успехи. Изменилось соотношение экспорта и импорта. Если в начале 2000 года Франция воспринималась как нетто-экспортёр, то сегодня она перешла в категорию нетто-импортёра. Дефицит внешнеторгового баланса превышает 35 млрд евро.
До рекордного уровня вырос размер госдолга. Теперь он составляет астрономическую цифру – 2 триллиона 17 миллиардов евро!
Если в 2000 году его доля составляла 59,3% к ВВП, сегодня – 97,6 % . Каждый вновь избранный президент считал своим долгом порулить экономикой за счёт нового долга.
Сохраняется высокий уровень безработицы: 3 724 млн французов находятся в поиске работы.
Спад экономических индикаторов негативно отражается на социально-экономическом положении граждан, вызывая негативную оценку сегодняшней экономической ситуации. Своё недовольство жёстко высказывали французы в ходе избирательных встреч с кандидатами в президенты.
Что в итоге?
Однако несмотря на ухудшение экономической ситуации по многим параметрам, Франция тем не менее не теряет оптимизма: растут иностранные инвестиции, появляются стартапы и хайтек, достигнуты значительные результаты в экспорте технологий и вооружения.
Страна уверенно продвигается к энергии будущего и намерена изменить энергетическую политику в пользу ВИЭ. В будущем это приведёт к закрытию старых атомных электростанций, которыми изобилует страна – 58 действующих реакторов. С закрытием атомных станций сократится потребность в урановых рудах, основным поставщиком которых является Казахстан.
Благодаря аудиту французы знают, где они находятся и что их ожидает в будущем. С приходом нового президента, появляются новые надежды. Уже появились книги экономистов-исследователей на тему: "Что должен сделать следующий президент: меры, методы и сроки".
Опыт цивилизованных стран на примере аудита Франции неплохо было бы перенять и Казахстану. Меняются правительство, министры, акимы разных уровней, но народ в неведении: в каком состоянии остаётся после них хозяйство. Такой пофигизм к результатам собственной деятельности порождает безответственность чиновников и недоверие к власти.