Значки SOS на карте распространения Covid-19. Что они значат и кто на них реагирует
Программист Шакарим Отепберген создал карту зон повышенного риска распространения Covid-19. Сначала здесь указывались только очаги коронавирусной инфекции, но позже люди стали пользоваться функцией SOS.
Под этой кнопкой казахстанцы публикуют просьбы помочь им продуктами и деньгами. На обращения начали отзываться местные бизнесмены. Созданная 23-летним программистом онлайн-платформа фактически наладила связь между предпринимателями и гражданами, оказавшимися в трудном положении.
Informburo.kz проанализировал обращения казахстанцев, поговорил с некоторыми из них, а также узнал у создателя карты, кто реагирует на просьбы о помощи.
"На создание онлайн-карты ушло два часа"
Шакарим Отепберген когда-то хотел создать персональный сайт. Для этого даже приобрёл доменное имя Shakidev.com. Но эта идея временно зависла. Когда в Казахстане начали выявлять первые случаи заражения коронавирусом, молодой программист решил создать карту очагов.
"Очаги заражения нигде не указывались, поэтому я решил их нанести на карту. У меня ушло на разработку карты буквально два часа. Бюджета на создание этого сайта практически нет. Единственные расходы – это хостинг", – рассказывает разработчик.
Сначала на карте были указаны только действующие и ликвидированные очаги заражения. Но разработчику показалось, что этого недостаточно. Так появилась кнопка SOS.
"Изначально я создал сайт, чтобы помочь людям избегать очагов заражения, чтобы они видели, где точки инфекции. А потом я пошёл дальше и решил посмотреть, какая помощь нужна людям и нужна ли она вообще. Прочитав сообщения людей, я понял, что им нужна помощь", – объясняет Шакарим Отепберген.
На сайте метки размещены по группам:
- красная круглая метка – действующий очаг;
- синяя круглая метка – адрес человека, контактировавшего с больным;
- метка SOS – обращение человека за помощью.
- местоположение;
- имя;
- номер телефона;
- номер банковской карты;
- описание проблемы;
- дать согласие на обработку и отображение на сайте персональных данных.
Центр анализа и расследования кибератак (ЦАРКА), где работает Шакарим, поддержал инициативу парня и помог с развитием сайта. Руководитель ЦАРКА Олжас Сатиев рассказал, что за помощью обратились уже 1 500 семей. Около ста из них получили материальную поддержку.
"Это была инициатива Шакарима. Мы лишь поддержали его начинания. Этот сайт помогает людям. Полагаю, для Шакарима это главная награда", – считает Олжас Сатиев.
"Ели китайскую лапшу, мяса в холодильнике вообще не было"
С 18 марта по 27 апреля за помощью по всему Казахстану обратились 1 500 человек, 1 200 из них – из Алматы, 107 – из Нур-Султана, 91 – из Караганды.
Корреспондент Informburo.kz связался с алматинцами, которые воспользовались кнопкой SOS. Одни не стали отвечать на вопросы журналиста, другие рассказали, как оказались в тяжёлой ситуации, но просили не указывать их фамилии.
Одна из таких – жительница Алматы Алмагуль. До введения карантина 33-летняя женщина работала массажистом. Осталась без работы, одна с двумя сыновьями, старшему 12 лет, младшему год.
"Вы не поверите, у нас не было денег даже на хлеб. Ели китайскую лапшу, мяса в холодильнике вообще не было", – рассказывает Алмагуль.
В марте родственница рассказала ей о сайте Shakidev.com, где можно подать сигнал SOS и, возможно, получить помощь. Женщина сначала скептически отнеслась к этой затее, поэтому родственница сама заполнила за неё данные. Но когда на карту стали поступать деньги, она была удивлена.
"Поступали и по 500 тенге, и по 1000 тенге. Однажды даже 10 тысяч тенге мне прислали. Я подавала заявление на получение 42 500 тенге, мне за первый месяц заплатили. Но моя мать брала ипотеку, и эти деньги я отдала на оплату кредита", – говорит Алмагуль.
Помогали и продуктами. Один мужчина привёз ей две коробки мяса и подгузники.
Читайте также: "Есть люди, которые живут в особняках, и просят продукты". Как работают волонтёры во время карантина
Следующая героиня – 31-летняя Дамира. Женщина в декрете, ребёнку пять месяцев. Получает пособие в 50 тысяч тенге в месяц по уходу за ребёнком, но этого не хватает. Супруг, работавший в строительной компании, остался без работы.
"Спасибо создателям сайта, если бы не эта помощь, у нас на продукты денег не хватало бы. В первые дни активно деньги поступали от добрых людей. Сейчас меньше поступает, но слава богу, продукты есть, жить можно", – рассказывает Дамира.
На обращение женщины отреагировали и в акимате: прислали семье продукты питания.
30-летней Салтанат помогли деньгами. Женщина одна воспитывает двоих детей, которым по 8 месяцев. До карантина работала логистом, но с введением режима ЧП компания приостановила деятельность. Если продуктов, закупленных впрок, хватало, то денег на покупку подгузников и детской смеси не было.
"Я снимаю квартиру, и не смогла бы заплатить за неё без помощи людей, которые нашли меня на сайте", – говорит Салтанат.
"Срочно прошу закинуть мне 5 млн тенге"
Шакарим Отепберген периодически удаляет сообщения о помощи, хотя одновременно сайт позволяет указывать до 100 тысяч значков SOS.
"Большую часть этих обращений я удалил, поскольку иногда бывает, что люди пишут обращения в грубой форме, либо информация при заполнении не соответствует действительности", – продолжает Шакарим Отепберген.
Например, было такое сообщение: "Срочно прошу закинуть мне 5 млн тенге". Подобные обращения удаляются. В корзину отправляют данные и тех, кому уже оказали помощь. Сейчас на сайте около 500 просьб со всего Казахстана.
Читайте также: Пособие в 42 500 тенге на время чрезвычайного положения. Всё, что нужно знать
Основная масса обращений по-прежнему из Алматы – 487 сообщений SOS. Почти 90% обратившихся за помощью – женщины, половина из которых матери-одиночки, снимающие квартиры и оставшиеся без дохода из-за режима ЧП. Некоторые пишут, что в получении пособия в 42 500 тенге им отказали.
В разрезе районов статистика выглядит так:
- 132 обращения – в Алмалинском районе;
- 107 – Бостандыкском;
- 89 – Жетысуйском;
- 69 – Турксибском;
- 60 – Медеуском;
- 17 – Алатауском;
- 13 – Наурызбайском.
"Главное, что в трудное время люди находят поддержку у соотечественников"
Шакарим Отепберген сначала не хотел давать контакты нуждающихся незнакомым людям, поскольку переживал за их безопасность. Но потом начал запрашивать удостоверение личности у желающих помочь. Так наладилась связь.
За всё время к Шакариму ни разу не обратились мошенники, которые под видом помощи могли бы навредить нуждающимся. Но позже создатель сайта решил больше никому не давать контакты. Сейчас он работает с несколькими бизнесменами, которые помогают людям напрямую. Среди них строительная компания, которая раздала 35 многодетным семьям продукты.
"Мне приятно, что сайт полезен. Есть обратная связь, люди пишут и благодарят за помощь. Самое главное, что в такое трудное время люди находят поддержку у соотечественников", – заключил Шакарим Отепберген.