Жизнь и смерть Мустафы Шокая. Кем был основатель Туркестанской автономии?
Мы уже писали об истории автономии Алаш. В этот раз Informburo.kz рассказывает историю жизни Мустафы Шокая, основателя Туркестанской автономии, борца за независимость Туркестана, эмигрировавшего в Европу и продолжавшего там свою деятельность: от рождения в далеком селе Кызылординской области и до смерти в берлинской больнице.
От станции Сулу-Тобе до Петербургского университета
Мустафа Шокай (в документах и рукописях встречаются варианты Чокай или Чокаев) родился 25 декабря 1890 года в небольшом селе Аулие-тарангыл, в окрестностях станции Сулу-Тобе Гродековской волости Перовского уезда. Сейчас это Шиелийский район Кызылординской области. Предки Шокая происходили из степной аристократии рода кипчак. Его дед Торгай Куатбайулы служил хивинскому хану и был датхой (султаном) Сырдарьинской области. Отец Чокай Торгаев был известным в округе бием (народным судьей) и зажиточным земледельцем. Мустафа – четвёртый из пяти детей. Первое время он обучался у аульного муллы. Затем по настоянию отца (братья и другие родные были против) поступил в русскую школу на станции Сарышыганак.
В 1902-м Чокай Торгаев подал прошение в Ташкентскую мужскую гимназию для допуска сына к приёмным испытаниям. Мустафа поступил в гимназию и успешно окончил ее в 1910-м году. Он изучал физику, историю, географию, иностранные языки и имел четвёрки только по четырём предметам (латинский, французский и немецкий языки, математика). Директор гимназии Вознесенский даже подал ходатайство о предоставлении Шокаю стипендии на продолжение обучения. Туркестанский генерал-губернатор Александр Самсонов предложил молодому выпускнику должность переводчика в своей канцелярии. Шокай отказался и уехал в столицу империи, чтобы поступить на юридический факультет Санкт-Петербургского императорского (государственного) университета.
В Петербурге Мустафа жил на стипендию, которую получал от казанских татар. В годы учебы он познакомился с представителями русской демократической интеллигенции и молодыми политиками – будущими членами Думы и Временного правительства. Шокай и сам занимался общественно-политической деятельностью, участвовал в движении студентов-мусульман на стороне Турции в Балканских войнах. По просьбам земляков он регулярно составлял прошения на имя царя о решении различных социальных проблем. В 1913-м умер отец Мустафы, и он был вынужден прервать обучение, вернуться на родину и временно занять должность бия. В Туркестане он занимался решением земельных споров, связанных с изъятием земель у коренного населения в пользу переселенцев. В 1914-м Мустафа Шокай вернулся в Петербург и получил диплом.
Работа в Государственной думе
В 1916-м по рекомендации бывшего члена Государственной думы Российской империи от партии кадетов Алихана Букейханова Мустафа Шокай был назначен секретарём мусульманской фракции Думы. На этой должности он готовил материалы, связанные с Туркестанским краем, и входил в состав комиссий, занимавшихся проблемами местных жителей. За время работы в Думе Шокай познакомился с видными деятелями мусульманского национального движения: будущим премьером Башкирской автономии Ахмет-Заки Валиди, азербайджанским деятелем Алимарданом Топчибашевым, представителем Северного Кавказа Ахмедом Цаликовым. По работе он также общался с видными депутатами Думы.
В 1916-м году в Средней Азии разгорелось национально-освободительное восстание. Причиной стал царский указ о мобилизации инородцев на тыловые работы. В Думу поступали многочисленные обращения и протесты от жителей Туркестана, не довольных указом и жестокими акциями по подавлению восстания. В мусульманской фракции была создана комиссия по изучению причин и последствий восстания. В неё также вошёл секретарь фракции Мустафа Шокай. Чуть позже к ней присоединился известный депутат и адвокат Александр Керенский Александр Фёдорович Керенский – российский политический и государственный деятель; министр, затем министр-председатель Временного правительства
Члены комиссии прибыли в Ташкент и посетили Самарканд, Андижан, Джизак и Коканд. Они своими глазами увидели последствия карательных операций, общались с местными жителями и принимали от них заявления. По итогам поездки в декабре 16-го Керенский выступил в Думе, возложив вину за случившееся на власти края. Мустафа также подготовил материалы о восстании для выступления представителей своей фракции.
Во время поездки в Ташкент Шокай гостил у своих знакомых, семьи Еникеевых. Там он познакомился с начинающей певицей и актрисой, супругой ташкенсткого юриста Марией Гориной. Вечерами они беседовали о культурной жизни Петербурга и играли на рояле. Через два года Мария вышла замуж за Мустафу, и они вместе отправились в эмиграцию.
В период работы в Думе вместе с земляками Шокай создал организацию “Туркестанское единство” для объединения народов, проживающих в родном крае. Мустафа даже готовился баллотироваться на выборы в Думу в качестве депутата от Башкирии (представителей кочевых народов лишили представительства в парламенте после 1907 года). Для этого уфимский помещик Жантурин отписал ему надел земли, но эти планы не сбылись. Последней работой Мустафы Шокая в Петербурге в 1917-м стало решение вопросов по инспектированию положения казахов, мобилизованных на тыловые работы.
После Февральской революции
В дни Февральской революции Мустафа Шокай вместе с другими депутатами мусульманской фракции наблюдал за уличными волнениями. По просьбе Букейханова он должен был выехать на фронт, но связь со столицей прервалась.
Мустафа встречался с представителями Временного правительства и Петербургского Совета рабочих и солдатских депутатов. Во время общения с ними он заявил о подготовке к образованию автономии Туркестана. Как позже писал сам Шокай: “Мыслей об отделении Туркестана даже не возникало”, однако представители нового правительства насторожились. Новые власти согласовывали с Мустафой кандидатуры наместников в Туркестане. В апреле 1917-го Мустафа Шокай прибыл в Оренбург на Первый всеказахский курултай. На нём обсуждались вопросы о возвращении изъятых земель и создании органов национального самоуправления. После окончания съезда Шокай вместе со своими земляками из Туркестана уехал в Ташкент для участия в краевом съезде общественных организаций, где решался вопрос об управлении Туркестаном.
На съезде возникли разногласия между представителями мусульманских организаций, остатками старой колониальной администрации и социалистами из Советов рабочих и солдатских депутатов. По итогам съезда был образован Туркестанский национальный совет. Мустафа Шокай стал председателем его исполнительного органа. Он также был одним из лидеров партии "Шура-и-Исламия" и редактором газеты "Бірлік Туы" ("Знамя единства"). Партия выступала за реформы в образовании и общественной жизни, просвещение народа, а также за национально-религиозную автономию Туркестана в составе России.
В июле 1917-го Мустафа Шокай принял участие в I Общекиргизском съезде в Оренбурге. На нём была заложена основа партии "Алаш", и началась подготовка к выборам в Учредительное собрание. По настоянию Керенского 31 августа 1917-го Мустафа Шокай был избран членом Туркестанского комитета – нового органа по управлению краем. В тот период в различных районах области происходили конфликты между национальными организациями и представителями Советов рабочих и солдатских депутатов. Рабочие и солдаты обыскивали дома и изымали имущество у аульных жителей в “пользу революции”. Для решения одного из таких конфликтов в Ак-Мечеть (Кызылорда) прибыл сам Шокай. Митинг с его участием едва не закончился насилием между коренным населением и рабочими и солдатскими депутатами. Конфликт удалось уладить лишь на время.
Политические взгляды и идеи Мустафы Шокая
Мустафа Шокай и его сторонники выступали за создание единого и неделимого Туркестанского государства (первоначально автономии), в состав которого могли входить несколько автономных уаялатов. К началу 20-го века Туркестанский край (Туркестанское генерал-губернаторство) представлял из себя обширную область в Центральной Азии, включающую территории современного Казахстана (Южно-Казахстанская, Кызылординская и Мангистауская области), Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и северную часть Таджикистана. На ней проживали узбеки, казахи, кыргызы, таджики и туркмены, а также русские переселенцы.
Шокай поддерживал идею сплочения тюркских народов на основе общей культуры, истории, религии и сходных языков и объединения их в национально-демократическое государство (себя Мустафа Шокай называл демократическим националистом). Этот взгляд на будущее Туркестана противоречил позиции деятелей движения "Алаш", выступавших за создание отдельных национальных автономий в составе будущей демократической России, в частности Казахской автономии.
Первоначально Шокай и другие основатели Туркестанской автономии стремились сохранить связь с Россией и рассматривали возможность существования автономии в качестве части демократической федеративной республики. В 1923 году, уже находясь в эмиграции и выступая в Париже, Мустафа Шокай назовёт политику угнетения, проводимую советским правительством и превращение Туркестана в укреплённый лагерь для продвижения идей большевиков на Восток главной причиной изменения задач национального движения: с создания автономии к борьбе за независимость.
Джадиды и улемисты
Многие идеи Мустафы Шокая были близки к идеологии джадидизма. Джадидизм возник в конце XIX как общественно-политическое движение среди мусульманских народов Российской империи. Первоначально джадиды выступали за реформу образования (введение в медресе нового метода обучения грамоте), создание светских школ, развитие культуры и науки, реформу религии и ограничения радикального ислама. Позже к их программе добавились требования общественных и административных реформ, устранение феодальных пережитков в обществе, построение конституционных государств с парламентской формой правления и право на автономию от империи.
В 1917 году джадиды боролись за влияние в Туркестане с улемистами. Улемисты, состоящие из местной элиты и мусульманского духовенства, были сторонниками ортодоксального ислама и выступали за национальную автономию, законы которой должны были основываться на принципах шариата. В июне 1917-го улемисты вышли из партии "Шура-и-Исламия" и основали свою. Борьба между джадидами и улемистами стала одной из причин ослабления национальных организаций. Мустафа Шокай, руководя Национальным советом Туркестана, стремился примирить враждующие стороны, но эти попытки оказались безуспешны.
Большевики захватывают власть
13 сентября 1917-го ташкенсткий Совет рабочих и солдатских депутатов и Временный революционный комитет на волне эйфории после подавления мятежа генерала Корнилова попытались отстранить от управления Туркестанский комитет Временного правительства. С помощью войск под командованием верного Керенскому генерала Коровиченко, прибывших из центра, выступление Советов удалось подавить. Коровиченко стал комиссаром по управлению Туркестанским краем.
Мустафа Шокай продолжил работу в комитете Временного правительства. По поручению Национального совета он внес предложения об отзыве проекта создания русских и казахских земств и замене русских солдат в Туркестанской армии солдатами татаро-башкирского происхождения. Предложения не были приняты, а вскоре и сам комитет прекратил свое существование.
Практически сразу же после победы Октябрьской революции в Петербурге, 27 октября в Ташкенте началось вооружённое восстание коалиции большевиков и левых эсеров. Боевые действия продолжались 4 дня и к 1 ноября власть в городе полностью перешла в руки большевиков. Попытки переговоров с ними со стороны представителей Временного правительства (в числе переговорщиков был и Мустафа Шокай) оказались безуспешны. Представители старой власти были арестованы, но Шокаю удалось скрыться.
Кокандская автономия
В ноябре 1917-го Мустафа Шокай и другие представители Национального совета перебрались в Фергану, а затем в Коканд. В Ташкенте прошел III Съезд Советов Туркестанского края. В это же время партия "Шуро-и-Улема" провела Туркестанский съезд мусульман и предложила Ташкентскому совету создать коалиционное правительство. Большевики ответили отказом и образовали своё правительство – Совета народных комиссаров Туркестана.
26 ноября в Коканде партия джадистов провела IV Всетуркестанский курултай мусульман. Был образован Совет народов Туркестана – правительство, на две трети состоящее из представителей коренного населения (одну треть сохранили вакантной для представителей некоренных народов). 10 декабря Совет провозгласил образование Туркестанской (Кокандской) автономии. Правительство автономии возглавил казахский общественный деятель Мухамеджан Тынышпаев. Мустафа Шокай был избран министром иностранных дел. Позже из-за несогласия с действиями правительства, которые могли привести к обострению отношений с большевиками, Тынышпаев покинул свой пост, и главой Совета стал Мустафа Шокай. В правительство также вошли узбеки Убайдулла Ходжаев и Абиджан Махмудов, татарин Ислам Шагиахметов, еврей Соломон Гершвельд и другие.
Первой задачей Мустафы Шокая на посту главы правительства стали подбор квалифицированных кадров и создание армии. Он успел принять участие во II Всеказахском съезде в Оренбурге, где была провозглашена казахская автономия "Алаш". Как представитель Туркестана Мустафа Шокай вошел в состав правительства автономии – Алаш-Орды, но вопрос о присоединении Туркестанского края к Алашской автономии так и не был решён. Правительство Кокандской автономии объявило о намерении созвать 20 марта 1918 года Учредительное собрание (парламент) края на основе всеобщего голосования.
13 декабря 1917-го в Ташкенте прошёл крупный митинг в поддержку Туркестанской автономии. Большевики разогнали его, открыв огонь по демонстрантам. В конце января 1918-го туркестанские Советы объявили Кокандское правительство незаконным. Факт образования автономии был квалифицирован как контрреволюционный мятеж. В Коканд прибыли вооружённые отряды, состоящие из красной гвардии, вооружённой армянской милиции (дашнаки) и частей Ташкентского гарнизона. Бои продолжались три дня, город был разграблен, погибло большое число местных жителей. Туркестанская автономия (просуществовала 2 месяца) прекратила своё существование 13 февраля 1918 года. Мустафе Шокаю удалось бежать в Ташкент.
В пекле Гражданской войны
Мустафа Шокай проживал в Ташкенте, скрываясь на квартире своих знакомых, семьи Еникеевых. Там он снова встретил Марию Горину, которая к тому времени развелась с мужем и мечтала переехать в Москву, чтобы начать карьеру оперной певицы. Мария помогла найти для Шокая конспиративную квартиру и через несколько месяцев решила связать с ним свою судьбу. Они поженились 16 апреля 1918 года в одной из ташкентских мечетей, а уже 1 мая молодая чета тайно выехала из Ташкента. Мустафе пришлось переодеться в солдата и воспользоваться чужими документами. Из-за боевого действия на Волге поезд доехал только до Актюбинска. Семья Шокаев поселилась в ауле Халела и Жанши Досмухамедовых, возглавлявших западное отделение Алаш-Орды.
В июне 1917-го братья Досмухамедовы, Мустафа Шокай и видные деятели Алаш-Орды прибыли в Челябинск. Там шла подготовка к Государственному совещанию с участием всех антибольшевистских сил, на котором должны были определить дальнейший ход совместной борьбы. Совещание проходило в Уфе с 8 по 23 сентября. В нем участвовали 170 делегатов от автономных правительств, казачьих войск, Сибирского правительства и самарского Комуча. Было принято решение о создании Всероссийского Временного правительства (Уфимская директория) до созыва Учредительного собрания (всероссийский парламент).
Правительство перебралось в Омск, а в Уфе (позже перебрался в Екатеринбург) продолжил работу съезд членов Учредительного собрания. Мустафа Шокай был избран членом бюро Госсовещания и вторым товарищем председателя съезда. Съезд продолжал работу по подготовке к завершению выборов в парламент. 18 ноября в Омске было свергнуто Временное правительство, и к власти пришёл адмирал Колчак. Он приказал арестовать бывших членов правительства. Шокая и его коллег под охраной вывезли в Челябинск, но ему удалось сбежать. Вместе с туркестанским эссером Вадимом Чайкиным он прибыл в Оренбург, где эссеры стремились мобилизовать казаков, башкир и казахов для борьбы с Колчаком. Мустафа Шокай представлял на съезде движение "Алаш". Казаки атамана Дутова сорвали съезд и попытались арестовать его участников, но Шокаю вновь удалось скрыться.
Весной 1919 года он прибыл в Тифлис, где вновь воссоединился с женой. После распада Закавказской Федеративной Республики здесь была образована Грузинская Республика. Супруги прожили в Тифлисе два года. Мустафа работал в газете "Вольный горец". Газету возглавлял знакомый Шокая по Думе, борец за независимость Северного Кавказа Ахмед Цаликов. Позже при поддержке грузинского правительства было налажено издание газет "Ени Дуния" ("Новый мир") и "Шафак" ("Заря"), которые писали о положении в Туркестане и борьбе с большевиками. В феврале 1921 года Советы свергли Грузинскую Республику. Семье Шокаев пришлось эмигрировать в Турцию.
В эмиграции
В марте 1921-го Мустафа Шокай с супругой прибыли в Стамбул. Исследователь биографии Шокая Бахыт Садыкова считает, что его эмиграция была осознанным решением, принятым совместно с соратниками по Туркестанской автономии и деятелями движения "Алаш". По мнению специалиста, Мустафа Шокай работал в интересах национально-освободительного движения за рубежом, а деятели "Алаша" оказывали сопротивление советской политике изнутри, влияя на неё в различных органах республики. Они периодически связывались друг с другом через различных посредников.
Стамбул был одним из центров белогвардейской эмиграции. Город был оккупирован странами Антанты, а в Турции разгоралось национально-освободительное движение под руководством Мустафы Кемаля. Мустафа Шокай живо интересуется политическими событиями в Турции и отношениями нового турецкого правительства с Советской Россией. Он встречается с деталями турецкого национально-освободительного движения и пишет несколько аналитических материалов в различные издания, включая английскую Times. Семья испытывала трудности с жильем и финансами, и через месяц, узнав, что его старые знакомые по Государственной думе – Керенский, Милюков и Чайковский бежали из России и осели в Париже, Мустафа Шокай решает последовать за ними.
По прибытии в Париж Шокай встретился с деятелями русской эмиграции. Он писал для газет "Последние новости" Павла Милюкова и "Дни" Александра Керенского. Мустафа с женой поселились в небольшом пригороде Парижа, городке Ножан (Ножан-сюр-Марн). В 1923 году Шокай разрывает связь с русскими демократами из-за их отношения к независимости Туркестана. В том же году он впервые выступает в Париже перед европейской общественностью с речью о туркестанском национальном движении. Он обвиняет советское правительство в продолжении колониальной политики царского режима в Туркестане и просит французов усилить своё влияние в этом крае. В течение следующих лет он выступает с докладами, критикующими советскую политику и экономику в Париже, Лондоне и Стамбуле, пишет монографии "Chez les Soviets en Asie Centrale" ("Советы в Центральной Азии") и "Туркестан под властью Советов" в качестве ответа на восторженные статьи французских рабочих, посетивших СССР.
Антисоветское движение "Прометей" и журнал "Яш Туркестан"
В 1926 году при поддержке польской разведки и бывшего главы Польши, военного министра Юзефа Пилсудского было основано движение "Прометей". Польша стремилась ослабить советское государство, а в перспективе расчленить его на национальные автономии, чтобы обезопасить свои границы. "Прометей" объединил представителей национальных движений Украины, Кавказа, Туркестана, тюркских народов Поволжья и Крыма, Карелии и Ингрии. Участники движения ставили перед собой задачи дискредитировать советскую систему перед мировым сообществом, а также бороться за самоопределение народов СССР.
Мустафа Шокай принимал активное участие в деятельности парижской части движения (идеологический центр находился в Варшаве), был членом редакционного комитета печатного органа "Прометея" – журнала "Рrоmethёе". Движение также получало поддержку со стороны Франции, был создан Комитет "France – Orient" ("Франция – Восток"), одним из членов которого стал Мустафа Шокай. Журнал "Рrоmethёе" рассылался в большинство стран Западной Европы и многие страны Азии.
"Прометей" создал широкую сеть агентов во многих странах мира, информацию об СССР прометеевцы получали через Турцию. Движение имело филиалы в Китае, Японии и Корее и являлось одной из самых масштабных эмигрантских организаций. В середине 30-х годов некоторые участники движения попали под влияние националистических и фашистских идей, нарастающих в Европе. В 1937 году движение было реорганизовано, главной его целью стала борьба за независимость всех народов и наций СССР.
С 1934 года Мустафа Шокай и другие туркестанцы перестали публиковаться в журнале "Рrоmethёе", превратившемся в издание кавказских народов. С 1929 года главным печатным органом туркестанского движения становится журнал "Яш Туркестан" ("Молодой Туркестан"), выходивший в Берлине на чагатайском языке. Журнал издавался до 1939 года, всего вышло 117 номеров. На страницах издания Мустафа Шокай и его сторонники размещали статьи о социально-политической жизни и экономике Советского Туркестана, анализировали внешнюю политику СССР, писали о событиях в мире.
В своих статьях Шокай также размышлял о событиях недавней истории: революции, образовании и падении автономий Алаш и Кокандской автономии, приходе к власти большевиков. Он достаточно резко пишет о деятельности своих политических и идеологических оппонентов – Керенского, Валидова, Джангильдина, Иманова. Шокай черпал информацию об СССР из публикаций советских деятелей и официальной прессы, деятелей национального движения, оставшихся в Казахстане, и туркестанских студентов, обучавшихся в Берлине. Помимо "Яш Туркестан" Мустафа Шокай публиковал свои материалы в различных европейских изданиях на английском, французском, турецком и польском языках. В Париже он возглавил Национальное объединение Туркестана.
Сотрудничал ли Мустафа Шокай с нацистами?
Твёрдая антисоветская позиция Мустафы Шокая и его работа в рамках национального движения привлекли внимание нацистской Германии. Готовясь к нападению на СССР, нацисты стремились привлечь на свою сторону представителей российской эмиграции для последующего использования их в своих интересах. 22 июня 1941-го, в день нападения на СССР, нацисты провели в Париже операцию по задержанию видных деятелей эмиграции, в число которых входил и Мустафа Шокай.
Заключённых посадили под стражу в замок в Компьене, где содержали в достаточно мягких условиях. После освобождения Мустафу Шокая перевезли в Берлин. Ему предложили выступить с речью, обращённой к Туркестану по радио, но он отказался, так как в течение двух лет был оторван от новостей из СССР и хотел получше узнать настроения туркестанцев, находившихся в немецком плену. Он согласился на предложение немцев войти в состав одной из комиссий по работе с военнопленными. Комиссии создавались при министерстве по делам оккупированных восточных территорий, руководимом одним из главных идеологов Третьего Рейха Альфредом Розенбергом.
Мустафа Шокай в своих записях отмечает, что хотел встретиться с пленными из Туркестана, чтобы получить информацию о положении в регионе и узнать их отношение к советской власти. Другой целью была проверка условий их жизни. С конца августа и до начала ноября 1941-го Мустафа Шокай посещает несколько лагерей для военнопленных на территории Польши и Германии. Практически сразу он сталкивается с плохими условиями содержания пленных, нехваткой еды, отсутствием одежды и необходимых помещений, жестоким обращением со стороны лагерной администрации. Больше всего его поражает жесткость в одном из лагерей в районе польского города Дебица. В своём письме, адресованном соратнику по национальному движению Вали Каюму, он описывает случаи массовых расстрелов и казней заключённых. Мустафа объясняет такое отношение немецкой пропагандой против представителей азиатских народов.
В конце письма к Вали Каюмову он заключает:
“Мы в лагерях видим сынов нашего народа, нашей несчастной порабощённой родины. Военнопленные туркестанцы являются, по нашему мнению, весьма важным капиталом в руках Германии. Сама судьба передала ей много тысяч туркестанцев. При их (военнопленных) непримиримом антибольшевизме из них можно было бы создать отличные кадры пропагандистов за новый, демократический, мировой порядок… Да, у нас нет другого пути, кроме пути антибольшевистского, кроме желания победы над советской Россией и большевизмом. Путь этот помимо нашей воли проложен из Германии. И он усеян трупами расстреливаемых в Дебице. Тяжела, дорогой Вали, наша задача. Но мы всё же должны продолжать выполнение нашей задачи, не сворачивая”.
По мнению историков, чтобы облегчить участь военнопленных и спасти их жизнь, Мустафа Шокай предложил нацистскому руководству два условия: подготовить в учебных заведениях Германии кадры для будущего Туркестанского государства и создать военные формирования, которые должны были использоваться только при подходе к границам Туркестана. Существует версия, что Мустафа Шокай надеялся создать с помощью немцев национально-освободительную армию, которая могла бы бороться за независимость Туркестана от любых внешних сил.
Планам этим не суждено было сбыться. 22 декабря 1941-го Мустафа Шокай заболел и был помещен в больницу "Виктория" в Берлине. Скончался он 27 декабря и был похоронен на берлинском мусульманском кладбище. По официальной версии немецких врачей он умер от последствий сыпного тифа, которым заразился в лагере. Супруга Мустафы Шокая Мария Яковлевна была убеждена, что мужа отравили, так как у него был иммунитет от сыпной палочки.
Документы и официальные источники не подтверждают причастность Мустафы Шокая к образованию Туркестанского легиона. Формирование легиона из числа пленных советских граждан началось уже после смерти Шокая, весной 1942 года. Проект создания национальных частей из представителей различных народов СССР был разработан нацистами ещё до войны. Немцы стремились использовать социально-политические и национальные противоречия между народами Союза для разложения страны. Приказ о создании туркестанского, армянского, грузинского и кавказско-мусульманского легионов был подписан Гитлером 22 декабря 1941 года. Мустафа Шокай на тот момент уже находился в берлинской больнице. Работой по формированию Туркестанского национального комитета (немецкое правительство Туркестана) и туркестанского легиона руководил узбекский эмигрант Вали Каюм, который отчасти эксплуатировал идеи туркестанского национального движения.
При подготовке материала использованы труды казахстанского историка Дархана Кыдырали «Мұстафа» (Астана, 2012), исследователя биографии Мустафы Шокая Бахыт Садыковой «Мустафа Чокай в эмиграции» (Алматы: Мектеп, 2011), а также статьи на сайтах e-history.kz и rus.azattyq.org.