Жизнь – это не арт-объект. О чем фильм Рубена Эстлунда "Квадрат"
В своём новом фильме Эстлунд вновь исследует человеческое поведение. Если в фильме "Игра" он изучал подростковую среду, а в предыдущей картине – "Форс-мажор" рассматривал под лупой человека, попавшего в экстремальные условия, то здесь для исследования – модная арт-среда и все установки, с ней связанные.
Герой сатирического фильма "Квадрат" – ролевая модель для всех хипстеров, куратор крупной галереи современного искусства, известный в своём деле человек – Кристиан. Он ведёт довольно богемную жизнь, живёт в элитном кондоминиуме, водит "Теслу" и думает только о высоком. Кристиан всегда по уши в работе, его последний арт-проект – "Квадрат". Это небольшое, огороженное уличное пространство на площади, у которой установлена табличка, гласящая, что это особая территория заботы и доверия, где всегда будут соблюдаться равные права и обязанности. Естественно, что жизнь – это не арт-проект, следовать своим убеждениям и уважать права других не очень-то получается, когда нарушаются твои собственные.
Жизнь Кристиана кардинально меняется, когда однажды на улице к нему подбегает женщина с дикими криками и просит её спасти от какого-то сумасшедшего, который хочет её покалечить. Пока Кристиан пытается сообразить, чем он может помочь, появляется агрессор, но, не причинив никакого вреда, удаляется. Только спустя какое-то время мужчина понимает, что это инсценировка: во время этой суматохи у него украли бумажник, мобильный телефон и фамильные, доставшиеся от отца, запонки. Мужчина не обращается в полицию, а отследив свой гаджет по специальной программе и установив его примерное местонахождение, решает написать каждому жителю дома, где живет предполагаемый вор, записку, в которой просит вернуть ему украденное, особенно фамильные запонки. С этой минуты в жизни Кристиана начинают происходить одно ЧП за другим, жизнь проверяет на прочность его и его убеждения.
При всей своей лёгкости "Квадрат" – умное кино, в котором много провокаций и каверзных вопросов, заставляющих, как это принято говорить, среди обывателей, подумать. По сути это не что иное, как фильм-исследование о границах цивилизованного общества. Где заканчивается политкорректность и начинается трусость? Какая разница между толерантностью и вседозволенностью? Что есть проявление гуманизма, а что потакание человеческим слабостям? Подавать попрошайкам – это акт доброты или высокомерия? Может ли пиар-акция, игнорирующая общественные нормы, считаться эффективной?
Есть в фильме прекрасный пример: для продвижения фильма "Квадрат" пиарщики снимают чудовищный ролик, в котором в рамках того самого "квадрата", где у всех равные права и обязанности, "взрывают" девочку. Просмотры на Youtube у этого ролика миллионные, но нужно ли внимание к современному искусству и общественным проблемам, достигнутое таким образом?
И хотя в пересказе все поднятые в фильме темы выглядят снобизмом, это не так. Большое достоинство картины "Квадрат" в том, что она очень зрительская, история в ней рассказывается с хорошим чувством юмора. К примеру, весь фильм Эстлунд нещадно иронизирует над современным искусством: то в музее случится невиданный скандал – уборщица вдруг убрала кучки чего-то, посчитав это мусором; то на одну из встреч с художником приходит гражданин с психическим расстройством, он всё время кричит гадости и непристойности тем, кто на сцене и просит женщину – модератора встречи показать грудь, при этом все делают умные лица и предпочитают не замечать хулиганства. При большом желании пересказать все самые удачные и смешные моменты фильма на этом остановимся.
"Квадрат" получился объёмным, в него столько всего вложено, что хочется копаться в нём ещё и еще. Один из пластов фильма – это рассуждение автора о природе культуры. Что нас отличает от животных и насколько далеко мы ушли от обезьян? Кстати, напоминание о человекоподобных в фильме буквальное. Один из самых эффектных эпизодов фильма "Квадрат" – это ужин с элементами перформанса, куда пригласили актёра, изображавшего пещерного человека. Герой носит русские имя и фамилию и очень напоминает небезызвестного Шарикова из "Собачьего сердца". Говорят, образ навеян знаменитым перформансом модного на Западе художника от современного искусства – Олега Кулика "С вами я зверь".
Все составляющие картины – от сценария, режиссуры, кастинга (роль досталась датскому актеру-красавцу Класу Бангу, которого критики уже прозвали молодым Пирсом Броснаном) до музыки – превосходны. И несмотря на довольно большой хронометраж картины – 2 часа 20 минут – и специфичность темы на фоне которой разворачиваются события (современное искусство, как известно, на любителя), фильм "Квадрат" можно считать удачей каннского конкурса. И если уж не наградят его в этом году, то поклонники Эстлунда оценят. Предыдущая картина была удостоена крайне высоких оценок мировой кинопрессы. На сайте Rotten Tomatoes фильм получил рейтинг 93% на основе 110 рецензий со средним баллом 8 из 10.