Середина мая. Значит самый знаменитый кинофестиваль, собирающий на юге Франции лучших представителей мировой киноиндустрии, - в разгаре. Пока прошло два дня. Строгая каннская публика единодушно впечатлена лишь двумя фильмами. Это нетипичная для фестивалей картина "Безумный Макс: Дорога ярости" Джорджа Миллера. Фильм, где главные роли сыграли Том Харди и Шарлиз Терон, показывали вне конкурса. Критики, обычно не жалующие мэйнстрим, аплодировали создателю несколько минут. А это стопроцентный успех. Вторая картина - это фееричная "Сказка сказок" итальянского режиссера Маттео Гарроне с Сальмой Хайек и Венсаном Касселем. Причудливая смесь из сказок неаполитанского Андерсона - Джамбатисты Базиле, средневековых ужастиков и возможностей современного реквизита захватила всех зрителей. Такой феерии зрители ещё не видели. По сценарию, одна венценосная особа участвует в бесстыдных оргиях, другая - выращивает из блохи крупногабаритную зверюгу, а королева, чтобы забеременеть, съедает сердце монстра.


Кадры из фильма "Иррациональный человек"

А вот новый фильм Вуди Аллена не открыл ничего нового (даже Эмма Стоун позаимствована из прошлого фильма "Магия лунного света"). Но это не помешало мне записать просмотр его картины в число приятных впечатлений. Ведь фильм снят в лучших традициях режиссёра: фирменный юмор и диалоги, ненавязчивая информация к размышлению, сценарий с грустинкой, и всё это приправлено джазом. Эта трагикомедия для тех, кто любит Вуди Аллена. Очередная радость. Что-то вроде нового плаката с автографом любимой звезды. Для тех, кто фанатом не является, фильм может показаться скучным.

Кадр из фильма "Иррациональный человек"

Сюжет простой, поэтому пересказывать его, вероятно, преступление, а писать на него рецензию - наказание. Кстати, тема из "Преступления и наказания" Достоевского всплыла неслучайно. Она незримо присутствует. Фильм в очередной раз исследует теорию преступления и задается вопросом: можно ли отделаться от жизненных проблем одной лишь философией? Итак, депрессивно настроенный преподаватель философии в колледже (Хоакин Феникс) очаровывает своих одиноких коллег и симпатичных студенток (Эмма Стоун), даже несмотря на то, что отрастил себе живот. Он ходит с ними в кино, занимается любовью, умничает и, бывает, пугает своими выходками на вечеринках, но ровно до тех пор, пока однажды он не подслушивает разговор в кафе. На этом пока всё


Фото  © FDC / Théophile Delange
Фото с официального сайта Каннского кинофестиваля

. Забавно было наблюдать за фотоколлом команды фильма. Хотя главный актер картины - Хоакин Феникс по какой-то причине не приехал (и правда иррациональный человек – обычно звёзды стремятся попасть сюда любыми силами), мероприятие получилось любопытным. Нежная Эмма Стоун пыталась всё время удержать платье, которое под порывом сильного ветра норовило выдать все секреты. Дуло в этот день, надо сказать, почти как в Астане. Красивые причёски девушек разлетелись, а бабочки на смокингах у мужчин трепыхались, как будто тоже стремились улететь. Выход Вуди Аллена к фотографам выглядел как перформанс - "божий одуванчик" в клетчатой рубашке, снимающий шедевры, будто оробел перед орущими фотографами. "Вуди, Вуди, пожалуйста, смотри на меня!" - кричали одни. "Вуди, улыбнись, один кадр! Вуди!" - орали  другие. Надо сказать, что фотоколлы в Каннах - это отдельная тема. Около трёхсот фотографов кричат так, что если не видеть происходящее, кажется, что идёт групповая драка – на самом же деле они привлекают внимание звёзд, чтобы актеры и режиссёры смотрели именно в их камеру.

Фото © FDC / Mathilde Petit
Фото с официального сайта Каннского кинофестиваля

Когда 79-летний режиссер неспешным стариковским шагом пошёл к журналистам, я подумала: как этот человек умудряется до сих пор быть в творческой форме и снимать фильмы, на которые даже самые злостные критики приходят на час раньше, чтобы не опоздать, - неизвестно.

Вуди Аллен в компании Эммы Стоун и ещё одной коллеги по цеху зашёл в зал для пресс-конференций. Журналисты соскочили своих мест и начали снимать их на свои мобильные телефоны и планшеты. Вуди приостановился. И прежде чем сесть, стал внимательно всматриваться в лица, будто пытаясь разглядеть это странное, глазастое от количества объективов животное, которое напало на него. Когда прессу, наконец, усадили, он без труда очаровал публику. Культового режиссера, снявшего за свою карьеру около полусотни остроумных и саркастических, но всегда изящных фильмов, слушали чуть ли не с открытым ртом, хотя ничего сверхъестественного сказано не было. Мы выбрали лишь самые интересные фрагменты.


Фото http://fototelegraf.ru/

"Я свои фильмы никогда не пересматриваю. Ведь потом всегда найдётся то, что захочется переделать, я недоволен всеми своими фильмами, - сказал Вуди журналистам. – Так что можете считать, что свои картины я терпеть не могу... Наверное, я хотел бы быть, как Чарли Чаплин, который для того чтобы снять фильм, предварительно снимал другой. Но такой роскоши у меня нет, поэтому приходится игнорировать своё творчество. По-моему, лишь однажды после съёмок картины "Матч-пойнт" у меня было такое ощущение, что всё наконец-то сложилось как надо. Тогда я чудесным образом открыл для себя Скарлетт Йоханссон, и все съемочные дни прошли по плану: если мне нужен был пасмурный день, было пасмурно. Если нужен был дождь стеной, то в течение двух часов, как по заказу, лило как из ведра".

Кстати, именно  картину "Матч-пойнт" и вспоминали критики на выходе из зала, где прошел показ "Иррационального человека". Все эти инсценированные убийства и бытовая философия были будто оттуда.

"Я никогда не участвовал ни в одном конкурсе. По-моему, выбрать объективно, какой фильм лучше, какой хуже, попросту невозможно, - сказал Вуди журналистам. - И потом, кино – это не место для состязаний. Вы должны понять, что причин для создания того или иного фильма много, и желание стать лучшим в кино – лишь одно из них. Лично для меня режиссура – это способ отвлечься от мысли, что когда-нибудь всё это закончится. Ничто не может быть вечным. Ни мы, ни то, что мы делаем, ни работы Микеланджело, ни  музыка Бетховена, ни наша Вселенная".

Напоследок Вуди пожаловался журналистам, что зря согласился снять сериал для студии Amazon. "Это была катастрофическая ошибка для меня, - поделился он. - Я не думал, что снимать сериал так тяжело. Понимаете, мир сериалов - это совершено незнакомый мне мир. Я вообще не смотрю ТВ. А популярные сериалы вроде "Клана Сопрано" и "Безумцев" вообще не видел. Боюсь, как бы не случился со мной конфуз".

Каким бы ни был результат, полсотни фильмов маэстро, часть которых навсегда заняла своё место в золотых коллекциях киноманов, не шутка.

Трейлер к фильму "Иррациональный человек"