Философия от Вуди Аллена. Каннский дневник, часть 1-я
Середина мая. Значит самый знаменитый кинофестиваль, собирающий на юге Франции лучших представителей мировой киноиндустрии, - в разгаре. Пока прошло два дня. Строгая каннская публика единодушно впечатлена лишь двумя фильмами. Это нетипичная для фестивалей картина "Безумный Макс: Дорога ярости" Джорджа Миллера. Фильм, где главные роли сыграли Том Харди и Шарлиз Терон, показывали вне конкурса. Критики, обычно не жалующие мэйнстрим, аплодировали создателю несколько минут. А это стопроцентный успех. Вторая картина - это фееричная "Сказка сказок" итальянского режиссера Маттео Гарроне с Сальмой Хайек и Венсаном Касселем. Причудливая смесь из сказок неаполитанского Андерсона - Джамбатисты Базиле, средневековых ужастиков и возможностей современного реквизита захватила всех зрителей. Такой феерии зрители ещё не видели. По сценарию, одна венценосная особа участвует в бесстыдных оргиях, другая - выращивает из блохи крупногабаритную зверюгу, а королева, чтобы забеременеть, съедает сердце монстра.
Сюжет простой, поэтому пересказывать его, вероятно, преступление, а писать на него рецензию - наказание. Кстати, тема из "Преступления и наказания" Достоевского всплыла неслучайно. Она незримо присутствует. Фильм в очередной раз исследует теорию преступления и задается вопросом: можно ли отделаться от жизненных проблем одной лишь философией? Итак, депрессивно настроенный преподаватель философии в колледже (Хоакин Феникс) очаровывает своих одиноких коллег и симпатичных студенток (Эмма Стоун), даже несмотря на то, что отрастил себе живот. Он ходит с ними в кино, занимается любовью, умничает и, бывает, пугает своими выходками на вечеринках, но ровно до тех пор, пока однажды он не подслушивает разговор в кафе. На этом пока всё
Когда 79-летний режиссер неспешным стариковским шагом пошёл к журналистам, я подумала: как этот человек умудряется до сих пор быть в творческой форме и снимать фильмы, на которые даже самые злостные критики приходят на час раньше, чтобы не опоздать, - неизвестно.
Вуди Аллен в компании Эммы Стоун и ещё одной коллеги по цеху зашёл в зал для пресс-конференций. Журналисты соскочили своих мест и начали снимать их на свои мобильные телефоны и планшеты. Вуди приостановился. И прежде чем сесть, стал внимательно всматриваться в лица, будто пытаясь разглядеть это странное, глазастое от количества объективов животное, которое напало на него. Когда прессу, наконец, усадили, он без труда очаровал публику. Культового режиссера, снявшего за свою карьеру около полусотни остроумных и саркастических, но всегда изящных фильмов, слушали чуть ли не с открытым ртом, хотя ничего сверхъестественного сказано не было. Мы выбрали лишь самые интересные фрагменты.
Кстати, именно картину "Матч-пойнт" и вспоминали критики на выходе из зала, где прошел показ "Иррационального человека". Все эти инсценированные убийства и бытовая философия были будто оттуда.
"Я никогда не участвовал ни в одном конкурсе. По-моему, выбрать объективно, какой фильм лучше, какой хуже, попросту невозможно, - сказал Вуди журналистам. - И потом, кино – это не место для состязаний. Вы должны понять, что причин для создания того или иного фильма много, и желание стать лучшим в кино – лишь одно из них. Лично для меня режиссура – это способ отвлечься от мысли, что когда-нибудь всё это закончится. Ничто не может быть вечным. Ни мы, ни то, что мы делаем, ни работы Микеланджело, ни музыка Бетховена, ни наша Вселенная".
Напоследок Вуди пожаловался журналистам, что зря согласился снять сериал для студии Amazon. "Это была катастрофическая ошибка для меня, - поделился он. - Я не думал, что снимать сериал так тяжело. Понимаете, мир сериалов - это совершено незнакомый мне мир. Я вообще не смотрю ТВ. А популярные сериалы вроде "Клана Сопрано" и "Безумцев" вообще не видел. Боюсь, как бы не случился со мной конфуз".
Каким бы ни был результат, полсотни фильмов маэстро, часть которых навсегда заняла своё место в золотых коллекциях киноманов, не шутка.