Под занавес 70-го Каннского кинофестиваля в основном конкурсе показали драму "На пределе" с Дианой Крюгер в главной роли, за которую чуть позже каннское жюри отметило её как лучшую актрису. "На пределе" снята немцем турецкого происхождения Фатихом Акином, и посвящена одной из самых злободневных тем в мировой политике – терроризму. Увы, теракты сотрясают новостные ленты каждую неделю, и если тогда шла речь о недавнем теракте в Манчестере, то сегодня уже говорят о новых нападениях в Лондоне... Впрочем, в немецкой драме смещены акценты: убийцы здесь вовсе не члены радикальных исламистских группировок. "На пределе" (есть ещё одно название картины – "Из ниоткуда") – это история убитой горем немки, чью семью – турецкого мужа и ребёнка – убили немецкие националисты.


Диана Крюгер в фильме Фатиха Акина "На пределе" / imdb.com

Первые кадры показывают нам семейную хронику: Катя, героиня Дианы Крюгер, – пока ещё счастливая мать семейства, у которой есть любимый муж и ребёнок. Правда, назвать эту фрау среднестатистической жительницей Германии тоже нельзя: муж Кати когда-то занимался сбытом наркотиков, за что только что отсидел, и сама она, бывало, употребляла. Теперь все в завязке и вот-вот должна была начаться безоблачная семейная жизнь, но молодые немцы-националисты решили по-другому.

Несмотря на то что героиня Крюгер видела убийцу в лицо и сумела её опознать, она не может ничего доказать суду, ведь им проще оправдать преступников, чем поверить в то, что её муж, когда-то связанный с наркобизнесом, – их жертва. В итоге Кате ничего не остаётся как бороться с националистами, уничтожившими её семью, один на один, и самой добиваться справедливости.


Трейлер фильма "На пределе" Фатиха Акина с Дианой Крюгер (нем. язык с англ. субтитрами)

Главное достоинство этой, с одной стороны, душераздирающей, с другой стороны, простоватой и довольно прямолинейной ленты – в потрясающей игре Дианы Крюгер. На экране ей удалось воплотить образ женщины, которой посочувствовали все сидящие в зале: переживаемое ею горе, потеря смысла жизни, нервные срывы, чувство безысходности и желание быть услышанной, – всё это было сыграно достоверно, на пределе актёрских возможностей. Такой хорошей эмоциональной роли и последующей за ней высокой награды эта актриса заслуживала давно. Все мы знаем, что Диана Крюгер – одна из немногих моделей, кто сумел по-настоящему найти себя на актёрском поприще. В фильмографии этой красавицы и умницы, в совершенстве владеющей немецким, французским и английским, были и исторические фильмы ("Троя"), и приключенческие боевики ("Сокровище нации" и продолжение), и мелодрамы ("Одержимость"), и военные драмы ("Бесславные ублюдки", "Счастливого Рождества"), а теперь наконец-то, большое европейское кино.


Кадр из фильма "На пределе" Фатиха Акина с Дианой Крюгер / imdb.com

И хотя во время фестиваля самыми вероятными кандидатками на звание лучшей актрисы критики называли и многостаночницу Николь Кидман (она снялась аж в двух конкурсных фильмах, и двух внеконкурсных), и актрису Василину Маковцеву, снявшуюся в главной роли у Лозницы в фильме "Кроткая", когда показали фильм с Крюгер, стало понятно, что получит награду она. Роль объёмная, актуальная, эмоциональная, и фильм нужный, жаль, чуть более прямолинейный, чем того ждали. К тому же в Каннах Диану Крюгер любят: 14 лет назад ювелирная компания Chopard назвала её одной из самых многообещающих актрис мирового кино, а спустя четыре года её приглашали для выполнения почётной миссии – как ведущую на церемониях открытия и закрытия юбилейного 60-го Каннского кинофестиваля. Одним словом, справедливость восторжествовала.

Что касается режиссёра картины – Фатиха Акина, то в мире фестивального кино он личность известная. Как правило, Акин снимает о жизни немецких турков и вполне успешно: его четвёртый полнометражный фильм "Головой о стену" был награждён "Золотым медведем" Берлинале. В Каннах Фатих Акин тоже не новичок: в 2005 году его приглашали в жюри Каннского кинофестиваля, а два года спустя он участвовал в конкурсе с фильмом "На краю рая". Тогда за историю семьи новых жителей Европы, немецких турков – отца и сына, которые берут под опеку дочь бывшей проститутки, он получил приз за лучший сценарий. В этом году жюри предпочло наградить его картину только за актёрскую работу.


Кадр из иранского фильма "Неподкупный" Мухаммада Расулофа / imdb.com

Ещё один фильм, посвященный поискам справедливости, получивший главную премию программы "Особый Взгляд", – это картина известного иранского правозащитника и борца с режимом, соратника знаменитого Джафара Панахи, режиссёра Мухаммада Расулофа, чей фильм "Неподкупный" уже успели прозвать иранским "Левиафаном". Там тоже простой человек в одиночку борется с теми, кто захотел получить лакомый для кого-то кусок земли и всё его рыбацкое хозяйство. Несмотря на схожесть сюжетов и одинаковые условия, в которых разворачиваются драмы – несчастных вынуждают отдать собственность – методы борьбы у русского и иранского героя разные.


Кадр из фильма "Неподкупный" Мухаммада Расулофа / imdb.com

Если русский автослесарь Николай из "Левиафана" – настоящая жертва, он дважды проигрывает дело в суде, а вызвав к себе на подмогу своего старого друга – адвоката, лишается ещё и своей жены – она изменяет с гостем, а потом и погибает при невыясненных обстоятельствах, и за якобы её убийство Николая и сажают, то иранец Реза совсем другой, и жена у него настоящий друг и боец. Он хоть и терпит до последнего и даже пытается было идти на уступки захватчикам, но в итоге вынужден пойти на крайние меры. Пусть ради спасения своей земли и чести, он берёт грех на душу, но в обиду он себя не даёт и даёт отпор негодяям. Если визуально роскошный "Левиафан" претендует на притчевость и апеллирует к мифологическому чудищу – Левиафану, описанному в Ветхом Завете, то эстетически прекрасный "Неподкупный" ищет вдохновения в иранской мифологии, где золотые рыбки, которых разводит Реза, – это символ не только процветания и успеха, но и душевной чистоты. В целом "Неподкупный" – это хоть и мрачная, жёсткая, но хорошая и честная работа, снятая в лучших традициях иранского кино.


Трейлер фильма "Неподкупный" Мухаммада Расулофа


В завершение лишь добавим, что в "Особом взгляде" также отметили мексиканца Мишеля Франко (он получил приз жюри за "Дочерей Абриль"). Лучшим режиссёром стал Тейлор Шеридан за свою ленту "Ветреная река", о которой мы уже писали. Специальный приз с формулировкой "За поэзию в кино" присудили Матье Амальрику за его "Барбару" – нежный байопик о знаменитой французской певице, легенде шансона, в роли которой снялась его бывшая супруга – актриса Жанна Балибар. Лучшей актрисой "Особого взгляда" стала Жазмин Тринка, которая сыграла разведённую парикмахершу, воспитывающую дочь и мечтающую о собственном салоне, в ленте "Везучая" Серджио Кастеллитто. Вряд ли когда-нибудь эти картины доберутся до нашего проката, но если вдруг это случится, то долго не раздумывайте, такое кино – редкость.