Глава совета директоров Raimbek Group Раимбек Баталов уверен, что открытие границ с Киргизией негативно повлияет на алматинские компании из-за неравных условий ведения бизнеса. "Вопрос по Киргизии серьезно влияет на рынок Алматы, который является сосредоточением малого и среднего бизнеса. В связи с тем, что у нас не совсем равные условия с киргизами по налогообложению, по импортным пошлинам, по акцизам, по некоторым группам товаров, мы будем испытывать достаточно серьёзную, не совсем равную конкуренцию. И не факт, что от этого выиграет потребитель, потому что мы хорошо знаем таможенные схемы Киргизии, которые более серые", - говорит бизнесмен.

По его словам, разница в цене, которая была на киргизское сырье и которая наблюдается сейчас, составляет приблизительно 10-15%, что, надо признать, достаточно существенно, потому что в больших объёмах это влияет и на конечную цену товара, и на прибыль. Немаловажен для казахстанского бизнесмена и вопрос по качеству товаров из Киргизии. В пример он привел производство молока, сославшись на то, что предприниматели соседнего государства вовсе не скрывают, что сами производят сухое молоко и закупают его, в том числе и не совсем качественное китайское. Тогда как казахстанские производители молочных товаров прежде чем выйти на рынок, проходят серьёзный пресс контроля качества.  

"Мы понимаем, что в большей степени это политическое решение, но, к сожалению, мы не видим, как повлияет в части экономики на казахстанский бизнес открытие границ на тех условиях, которые сейчас действуют", - отмечает г-н Баталов. Впрочем, бизнесмен довольно осторожно подчёркивает, что рынок Киргизии для казахстанских предпринимателей по-своему интересен, а в открытии границ есть и свои плюсы. Административно-таможенных барьеров, к примеру, стало меньше. Соответственно, отечественные предприниматели стали тратить меньше нервов, времени и средств.

Россия - партнёр и конкурент в одном флаконе

В тоже время эксперты Raimbek Group уверены, что, несмотря на открытые границы с Киргизией, основным нашим торговым партнёром остаётся Россия. "По Казахстану падение импорта только за первое полугодие составляет примерно 21%, и это не считая запрещённых товаров. Это чистый импорт, который шёл естественным путём. Если говорить по нашей компании, то для нас импорт в этом году сократился примерно на 15%", - отметил управляющий партнёр Raimbek Group Сергей Полухин.


Фото из архива автора
Сергей Полухин

Эксперты казахстанской компании утверждают, что плюсы от открытия границ в рамках Таможенного союза весьма существенны. Это позволило отечественному бизнесу выйти на российский рынок, тогда как до ТС даже литра сока мы не могли продать на территории нашего северного соседа. Проблема лишь в том, что российское законодательство более изощрённо и более усложнено, чем наше. Но в целом это не вопрос, надо просто чётко выполнять все действующие там предписания. Другое дело, если рассматривать ситуацию через призму валютных колебаний. Какой в этом случае уровень оказывается более приемлемым для казахстанских производителей-экспортёров?

Понятно, что уровень должен быть сбалансированным. Но здесь Россия из нашего самого основного партнёра превращается в жёсткого конкурента. Ведь когда произошла девальвация рубля, казахстанский бизнес серьёзно потерял свою долю рынка. Порядка 9 млрд долларов было вывезено казахстанскими потребителями в Россию на закупку там товаров. Для того чтобы такого шатания через границы и утечки финансов не происходило, по мнению экспертов, необходима прозрачная и понятная финансовая политика и Нацбанка и Правительства страны.

Кстати, стоит отметить, что вопросы журналистов сыпались как из рога изобилия, и участники встречи едва успевали отвечать. Но одна из них интересовала буквально всех представителей СМИ. Речь, конечно, идёт о девальвации тенге и её влиянии на отечественный бизнес.

"Нам как компании девальвация с точки зрения себестоимости продукции не была выгодна. Но есть и другая сторона медали. Рынок-то у нас открыт. В результате на разнице курсов мы потеряли в пользу российских компаний свои доли. В зависимости от вида продукции потеря составила от 10 до 20%. Если брать в годовом выражении, то за последние 2 года мы потеряли столько, сколько не теряли за последние 5-7 лет. Но, в то же время, мы считаем, что это было сделано правильно. Лучше поздно, чем никогда", - заметил Раимбек Баталов.

Однако бизнесмены не сомневаются, что в определённом сегменте товаров спрос ужмётся и модель потребления изменится. К примеру, люди станут покупать не более дорогие натуральные соки Juice, а остановят свой выбор на более дешёвых сокосодержащих напитках. Всё дело в изменении продуктовой корзины.


Фото из архива автора
Виталий Борков

"Пока на складах есть запасы товара, который реализуется по старым ценам, потребитель разницу на себе ещё не прочувствовал. Что же касается перераспределения внутри рынка самих импортёров товаров, то с каждой девальвацией их количество просто сокращается. Думаю, в конце концов, на рынке останутся более крупные или, как их ещё иначе называют, глобальные игроки", - подвёл неутешительный итог генеральный директор Raimbek FMCG Division Виталий Борков. 

Сумели предприниматели найти и свои плюсы в текущем кризисе. Признав, что сейчас компания не намерена поднимать цены на свои товары, полагаясь на пока ещё существующие запасы товаров на складах, эксперты всё же заявили, что кризис заставляет их быть более конкурентными, пересматривать внутренние бизнес-процессы и стратегии.

Как напомнил журналистам Раимбек Баталов, государство немало средств вкладывало в госпрограммы. Другое дело, что той самой диверсификации, которая планировалась изначально, на самом деле не произошло. Нет той самой инфраструктуры, которая бы позволяла снижать CAPEX (капитальные затраты). Наши же компании на 80% завозят составляющие своей продукции из-за рубежа. Поэтому на повестке дня вновь возникает вопрос – если нет тенговой ликвидности, как активизировать бизнес? Позволят ли те экономические подходы, которые были приняты ранее, дать экономический всплеск? Ведь очевидно, что без этого правительству сложно будет пополнять бюджет, а правительству как-то развиваться. Единственный выход из ситуации предприниматели видят в том, чтобы правительство взяло на себя обязательство по снижению того же CAPEX, чтобы продукция отечественного бизнеса стала наконец конкурентной.


Фото из архива автора
Завтрак получился познавательным

В качестве примера г-н Баталов привёл опыт Китая, где правительство решило помочь местному бизнесу развить фруктовые сады. "Китайский госплан подсчитал и подвёл итог: вкладываемся в питомники, в науку, подводим инфраструктуру, развиваем кооперацию. Всё это делается на государственные средства.  Наше же сельское хозяйство без кооперации мы никогда не разовьем. Но на эту тему мы говорим последние 10 лет. К примеру, мы сейчас пытаемся организовать молочный кооператив. Вы даже не представляете как это сложно. Никто ничего не хочет, никто ни во что не верит. Но если бы была чёткая государственная программа, казахстанцы бы тоже производили свою "капельку" для орошения сада, проволоку для поддержки и ограждения саженцев…. Тогда бы все понимали, что созданы необходимые условия и главное будет сбыт этой же "капельки" и проволоки. Тогда бы мы, как производители соков, тоже бы серьезно рассматривали эти проекты", - провел аналогию бизнесмен. До тех же пор, пока не созданы условия для развития замкнутого цикла производства, заниматься, к примеру, теми же фруктовыми садами в Казахстане слишком дорогое удовольствие. Вот и получается, что потребителю гораздо дешевле купить не бьющее ценой по карману китайское яблоко, чем алматинскую пеструшку или краснощёкий апорт.

В заключение, подводя итог чайно-кофейной встречи, казахстанские бизнесмены заметили, что если проводить параллель между кризисом начала 2000 года, когда цена нефти за баррель составляла меньше 30 долларов и сегодняшней ситуацией, с падением цен на этот вид энергоресурсов до 47,86 долларов/баррель, выводы получаются самые неутешительные.

Тогда в Казахстане возникли сложности на внутреннем рынке, которые понятное дело не замедлили сказаться на развитии отечественного бизнеса.  Но сегодня всё гораздо сложнее. Рынки рушатся по всему миру. Все макроэкономические показатели падают. И поэтому сейчас в глобальном плане всё однозначно будет сложнее и тяжелее. Но может быть в этом тоже можно найти какие-то свои плюсы? К примеру, происходящее каким-то образом сплотит все глобальные компании на разных рынках и заставит буквально всех двигаться более активно и искать более эффективные инструменты.