Инициатором этих реформ выступило Министерство образования и науки и представило их в виде законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений".

В основе документа лежит международная практика в общем и опыт Назарбаев Университета в частности. После того как этот документ будет принят, все высшие учебные заведения страны, так же, как и те, что взяты в качестве образца, смогут самостоятельно разрабатывать свои образовательные программы, определять порядок приёма студентов, подбирать профессорско-преподавательский состав, создавать стартап-компании и даже открывать филиалы за рубежом.

Разработка собственных образовательных программ вузами будет вестись на основе так называемой Национальной рамки квалификаций. Стандартов этой квалификационной рамки пока нет – их ещё предстоит утвердить, однако уже сейчас известно, что главными её критериями будут результаты обучения и компетенции.

Собственные образовательные программы высших учебных заведений, в свою очередь, станут индикаторами качества преподавания в вузах. Иначе говоря, институты и университеты ожидает жёсткая конкуренция, и, если они не будут стараться повысить качество обучения, то просто–напросто вылетят с рынка.

"Министерство не должно говорить, что преподавать, все 130 вузов должны включиться в работу по обновлению содержания своих образовательных программ. К примеру, у нас будет 50 вузов, которые преподают IT. Наше профессиональное сообщество говорит, что выпускники 10 вузов получают современные знания и находят работу, а знания по программам других вузов не будут использованы", – рассказал министр образования и науки Ерлан Сагадиев.

"У таких вузов есть три варианта. Первый: бежать в лучшие вузы, брать у них образовательные программы, быстро внедрять и улучшать качество образования. Второе: просто закрываться, естественно, студенты перетекут в лучшие вузы. Третье: искать партнёров и самим разрабатывать более качественные программы для внедрения у себя", – пояснил глава профильного ведомства.

Важно отметить, что свои образовательные программы академически свободные вузы всего мира регистрируют не в профильном госоргане собственной страны, а в международных аккредитационных агентствах, соответственно, студенты после окончания этих высших учебных заведений востребованы практически в любом государстве. Ожидается, что благодаря реформе выпускники казахстанских институтов и университетов тоже при желании легко смогут трудоустраиваться за рубежом.

Вместе с тем студенты и сами должны быть заинтересованы в получении качественных образовательных услуг. В этой связи им намерены предоставить право одновременного формирования индивидуальной траектории обучения в двух направлениях: Major – углубленное освоение дисциплин в размере 129 кредитов, и Мinor – дополнительное освоение дисциплин, например, студенты-физики могут дополнить своё образование знанием юриспруденции, а экономисты – знанием ИКТ, права или маркетинга.

Но, пожалуй, главная задача, которая ставится перед реформой – это увеличение доли населения с высшим образованием. В профильном ведомстве констатируют, что лишь чуть более 30% казахстанцев имеют дипломы вузов, тогда, как в соседних странах этот показатель достигает 50%. Отныне Министерство образования и науки пообещало не чинить больше искусственно препятствий выпускникам школ при поступлении в институты и университеты.

"Мы долго шли по пути запрещения выпускникам идти в высшие учебные заведения. В принципе много стран постсоветского блока такой практикой пользуются. Мы её не считаем верной, потому что, если человек не имеет высшего образования, ему тяжело трудоустроиться. Всегда будут сильные дети, всегда будут слабые. Это не значит, что теперь нужно каким-то искусственным способом ставить барьеры. Другая проблема – бесполезно обучать большое количество населения без улучшения качества преподавания".

Финансирование вузов – ещё один важный пункт в реформировании системы высшего образования Казахстана. С обретением академической независимости институты и университеты страны смогут самостоятельно привлекать средства для своего развития всеми любыми способами, за исключением противозаконных. Депутаты Мажилиса, которым презентовали этот проект закона, к вопросу финансирования отнеслись настороженно. Парламентарии опасаются, что вузы будут бесконтрольно тратить полученные деньги.

"При предоставлении автономии вузам мы не должны допустить превращения высшего образования в бизнес, а следовательно, необходимо решить вопрос о комплексном изменении нормативно-правовых актов. Важно, чтобы деньги шли именно на развитие вузов, и в принципе это возможно – мы знаем, как это работает в мировой практике", – прокомментировала руководитель рабочей группы, депутат Мажилиса Парламента Джамиля Нурманбетова.

Депутаты обратили внимание на то, что механизмы перехода вузов к академической свободе в целом в законопроекте Министерства образования и науки чётко не прописаны.Этим они теперь намерены заняться сами. Проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений" Мажилис взял в разработку. Правда, как стало известно, спешить с этим делом парламентарии не будут – завершить работу над документом они планируют не раньше, чем через год.