За что мы любим Дину Рубину: 9 любимых отрывков и цитат из её произведений
Для культурной жизни Алматы визит Дины Рубиной – известной писательницы, автора обаятельной, душевной прозы (это больше 40 произведений и десятки экранизаций) – событие. Это настоящая отдушина для тех, кто скучал по хорошему слову, настоящей литературе и миру, где живут талантливые художники-негодяи ("Белая голубка Кордовы"), могучие, колоритные женщины-скульпторы ("На Верхней Масловке"), и мужчины, способные влюбиться в куклу ("Синдром Петрушки"). В программе вечера (подробнее с ней можно познакомиться на сайте "Лектория") – разговор с поклонниками, ответы на их вопросы и, конечно же, чтение г-жой Рубиной маленьких рассказов или же ярких отрывков из романов. Что именно прочтёт Дина Ильинична на своём вечере – под завесой тайны. Мы же пока предлагаем познакомиться с нашими любимыми отрывками из её произведений.
Отрывки из произведений Дины Рубиной:
"Под интеллигентностью я понимаю, главным образом, редчайшее врождённое умение – не обременять собою окружающих". ("Последний кабан из лесов Понтеведра")
"Отчего вы не пишете роман? – Не знаю. Таланта нет, – негромко ответила Нина, всё ёще держа свою ладонь на руке старухи. – Бросьте, это у вас не таланта, а сюжета нет. Нет у вас сюжета собственной жизни, вы вяло живете, понемножечку, по глоточку. Все вы испуганы прошлым, хотя и не попали под его гусеницы… Вот вы, рождения каких-нибудь пятидесятых, трагедий мировых не знали, а как задавлены, как ущербны! И жизнь ваша тесна, как малогабаритная квартира… А я… я несу в груди три войны, погромы, тридцатилетие инквизиции усатого – это целое кладбище близких… И я не испугана прошлым… Нет, не испугана… Я люблю все страдания своей жизни… Да… Ваша литература… Я читала, мне Сева совал с восторгами… Свободы нет, голубчик, нет пространств… Пепельницу какую-нибудь опишете так, что Бунин от зависти в гробу перевернется, а страсти нет. А искусство – это страсть. Это любовь. Это вечное небо… А вы за пепельницей неба не видите…" ("На Верхней Масловке")
"Её внешность вошла в прекрасную пору абсолютной, исчерпывающей полноты образа, когда лицо выражает покой и свободу от смятений молодости, от стремления непременно успеть и обязательно настигнуть… То золотое сечение возраста, краткий миг благоденствия, когда ты в ладу со временем, собственным телом и собственным лицом…" ("На солнечной стороне улицы")
"…Людям не нужна живая телесная женщина, родившая им Бога. Им нужна мечта о ней. И Бог им нужен – убитый, распятый, воскресший… какой угодно, но только – там, в недостижимой дали, пожалуйста, не здесь, не рядом". ("Синдром Петрушки")
"Таинственная штука – жизнь. Кто скажет ей: когда и почему родное единственное дитя, сучащее в кроватке пухлыми ножками, превратилось в чужую чопорную старуху? И если это подлое глумление над человеческим существом называется жизнью, то зачем тоска и страстное желание жить ещё и ещё?" ("На Верхней Масловке")
"Он дразнится на каждой перемене, что я втрескался в Оксанку Тищенко. – А ты втрескался? – Да, – признался мальчик. – Тогда по морде! – посоветовала мать. – Я не могу – по морде, – сказал он. – Почему? – Морда глазами смотрит…"("Астральный полет души на уроке физики")
"Дело происходит в начале двадцатого века, на Бруклинском мосту. Сидит слепой нищий и держит в руках картонку, на которой написано: "Подайте слепому!". К нему подходит молодой писатель и спрашивает: – Ну, и много тебе подают? – Два, три доллара в день, – уныло отвечает слепец. – Дай-ка мне твою картонку! – говорит писатель, достает карандаш, что-то пишет на оборотной стороне слезливого воззвания и отдает нищему: – Теперь будешь держать ее вот так! Проходит месяц, другой… Снова появляется молодой писатель на Бруклинском мосту, подходит к слепому нищему: – Ну, сколько сейчас тебе подают? Тот узнал его голос, страшно обрадовался, за руку схватил: – Слушай, слушай! Теперь я имею двадцать, тридцать долларов в день! Скажи, что ты там такое написал?! – Все очень просто, – ответил молодой человек, который мог лишь мечтать о таких гонорарах. – Я написал: "Придёт весна, а я её не увижу…" ("Больно только когда смеюсь")
"Покидая в 90-м Советский Союз, я оплакивала свою несбывшуюся Одессу, так как была уверена, что уже никогда, никогда не окажусь на ее легендарных улицах и бульварах… Но так уж случилось: в тяжёлом и нищем 93-м меня – уже из Израиля – пригласили приехать в Одессу, выступить. И вот – промозглый ноябрь, некогда очаровательные, но обветшавшие особняки, вывернутые лампочки в подъездах, выбитые окна… Первая наша встреча с легендарным городом как-то не заладилась. А может, грустно подумала я, Одессы-то уже и нет, одесситы разъехались, остались дожди, грязь, уныние и запустение… С такими тяжёлыми мыслями я взобралась в вагон пустого, по вечернему времени, трамвая. И первым делом увидела плакат, на котором была изображена дамочка, перебегающая трамвайные пути. Рисунок был снабжен четверостишием: Быть может, мечтая о сцене, о славе, Она отступила от уличных правил, Забыв, что подобная неосторожность Буквально отрежет такую возможность! Замерев от восторга, я опустила взгляд, и на спинке скамьи впереди себя увидела процарапанное: "Все мущины – обманщики и притворщики!», а чуть ниже: "Вы, Розочка, тоже не ангел!". А уж усевшись и подобрав с сиденья оставленный газетный лист, немедленно упёрлась в объявление Одесской киностудии: "Для съёмок нового цветного, широкоформатного художественного фильма требуются люди с идиотским выражением лица». И не успев задохнуться проглоченным воплем удачи, тут же прочла в разделе "Спортивные новости": "Вчера в Москве состоялся матч между одесским "Черноморцем" и местной футбольной командой". Нет, подумала я, Одесса никуда не уехала, её не размыли дожди, просто она переживает очередную эпоху очередной революции…" ("Больно только когда смеюсь").
"Люди ходят по земле. Одни и те же люди, только с поправкой на время и обстоятельства. И если понять это и крепко запомнить, на всю жизнь, то не будет на земле ни смерти, ни страха..."("Астральный полет души на уроке физики")