За чей счёт хотят удержать низкие цены на ГСМ в Казахстане
Поводом для событий трагического января 2022 года в Казахстане стал рост цен на газ. После беспорядков президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев пообещал, что в течение полугода цены на топливо, включая бензин и дизель, меняться не будут. Затем мораторий на повышение цен продлили до конца года. Но не за горами новый календарный год. И правительство вновь стоит перед непростым выбором: отпускать цены на топливо в свободное плавание или удерживать. А если удерживать, то каким образом.
Видимо, поэтому Министерство энергетики приняло решение с нового года обязать всех участников рынка – больших и маленьких – поставлять нефть на нефтеперерабатывающие заводы через единого оператора – национальную компанию "КазМунайГаз". Приобретать сырьё оператор станет у всех нефтедобывающих компаний по ценам, рассчитанным по особой формуле.
Однако, по подсчётам предпринимателей, реализовывать сырую нефть через КМГ их обяжут по ценам в 1,5-2 раза ниже рыночных – в коридоре 80-90 тысяч тенге за тонну при существующей рыночной цене в 160 тысяч. Понятно, что небольшие недропользователи выступили против усиления монопольной позиции и без того крупного игрока на рынке. Собравшись на площадке НПП "Атамекен", они заявили, что проблему обеспечения страны дешёвым бензином и дизелем за счёт маленьких игроков не решить, зато конкурентный рынок уничтожить – проще простого.
Недропользователи готовят коллективное обращение в адрес главы государства о несправедливости решения Минэнерго.
Дефицит дизеля – проблема хроническая
По данным национальной палаты предпринимателей "Атамекен", в республике 91 компания занимается добычей нефти. При этом значительная часть – около 80 предприятий – добывает меньше миллиона тонн сырой нефти в год и формирует не больше 15-20% объёмов добываемой нефти в стране.
Управляющий директор НПП "Атамекен" Динмухаммед Кудайберген напомнил об основных игроках казахстанского рынка нефтепродуктов.
"В Казахстане поставщиками нефти могут являться недропользователи, а также посредники, которые скупают небольшие объёмы нефти у добывающих предприятий и затем сдают на переработку. После переработки нефтепродукты (а это в основном бензин "народных" марок – АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо) реализуются через сети АЗС конечному потребителю. Нефтепродукты могут реализовывать также крупным потребителям – КТЖ, предприятиям горно-металлургического комплекса, на них приходится 1-1,2 млн тонн нефти в год. Наконец, есть ещё одна группа потребителей – сельхозтоваропроизводители, которые потребляют до 500 тысяч тонн топлива в год", – сообщил Динмухаммед Кудайберген.
Эксперт рассказал, что 25 ноября состоялась встреча предпринимателей с представителями Минэнерго, на которой присутствовало около 80 недропользователей. Министерство в качестве основной меры по стабилизации ситуации на рынке предложило следующую схему: все участники рынка будут продавать свою нефть, предназначенную для переработки, "КазМунайГазу" и его партнёру – ТОО "Petrosun", которое аффилировано с группой компаний CNPC. При этом цена будет высчитываться по специальной формуле и окажется, как подсчитали бизнесмены, в 1,5-2 раза ниже рыночной.
По словам Кудайбергена, схема Минэнерго вызвала большой резонанс. Почти 100% добывающих компаний высказались против предлагаемых мер из-за отсутствия альтернативы. Бизнес возмущён, что по инициативе Минэнерго возникнет монополия.
Объём поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы в январе – сентябре 2022 года:
- ТОО "Petrosun", КМГ и ТОО "Petroleum Operating" – 11,3 млн тонн;
- 60 средних и малых нефтедобывающих компаний – 2,3 млн тонн.
Представитель НПП отметил, что большинство недропользователей до настоящего момента за счёт деятельности на рынке отчисляли значительные суммы налогов, содержали большой штат персонала, поддерживали социальные инициативы в регионах. И теперь предприниматели переживают: как эта ситуация повлияет на их бизнес и что в новом году ждёт компании, которые не смогут работать по схеме, предложенной государственным органом?
По мнению бизнесменов, проблема дефицита топлива и нестабильности цен в Казахстане является хронической. Для устранения дефицита Казахстан в сентябре-ноябре 2021 года приобрёл у России свыше 280 тысяч тонн, в 2022-м – ещё 100 тысяч тонн дизтоплива.
Дешёвый дизель вымывают соседи
Представитель ТОО "Галаз и компания" и сети АЗС Kompass Анвар Кильдияров предположил, что КМГ, Petrosun, а также аффилированные с ними юридические лица находятся под очень большим давлением со стороны правительства и парламента. Так или иначе их обязывают сдерживать рост цен на бензин и дизель в следующем году.
"Понятно, что они ищут всевозможные пути, как удержать цены. Сегодня Казахстан является страной с самыми низкими ценами на дизельное топливо и бензин. У нас цена составляет 230 тенге за литр дизельного топлива. Это в 2-3 раза ниже, чем у соседей по Центральной Азии и у Российской Федерации. В то же время, по оценкам Минэнерго, дизель в огромных объёмах до 100 тысяч тонн (это примерно 25% от всей выработки дизеля в стране) ежемесячно утекает в РФ, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан", – сказал Анвар Кильдияров.
Намерения у властей благие, считает предприниматель, – сохранить низкие цены на дизельное топливо, поддержать тем самым сельхозпроизводителей. Но, к сожалению, дешёвое топливо утекает из страны. Это является ещё одной причиной растущего дефицита топлива.
"К сожалению, ситуация аналогична тому, как если бы доллар в одном из регионов Казахстана продавался не по 495, а по 200 тенге. Понятно, что весь Казахстан закупался бы в одном регионе. Такая же ситуация по бензину. Огромный поток транзитников из РФ, соседей по Центральной Азии потребляют 20-25% казахстанского бензина, в результате в потребностях Казахстана регулярно возникает дыра. И эту дыру нужно чем-то заполнять", – провёл аналогию бизнесмен.
Основная проблема нехватки дизельного топлива связана с отсутствием паритета по ценам на казахстанском и соседних рынках. С одной стороны, казахстанцы получают самое лучшее, самое дешёвое предложение по дизельному топливу в мире (не являясь самой бедной страной, по мнению эксперта). С другой, примерно четверть объёмов топлива вымывается из страны, стимулируя чёрный бизнес и нелегальные поставки.
"Многие российские, узбекские, кыргызские чёрные трейдеры занимаются нелегальным выкупом и вывозом на уровне баклажек, бензовозов и даже промышленных объёмов. Фактически Казахстан финансирует соседние страны, при этом не получает доход в виде экспортных пошлин", – подчеркнул Анвар Кильдияров.
Читайте также: Что может испортить отдых на Иссык-Куле? Пробки на границе
Государство в лице КМГ ищет выход. У тех, кто лоббирует сегодня создание монополии на рынке, была идея, что мелкие и средние недропользователи (которые составляют всего 20% рынка), должны продавать свою нефть КМГ по некой установленной административной цене, тогда и производство ГСМ будет дешевле.
Анвар Кильдияров также добавил, что в случае присутствия лишь одного участника на рынке покупки сырой нефти и одного участника на рынке продажи нефтепродуктов ни о какой формуле расчёта справедливой цены не может идти и речи:
"Рыночная цена формируется за счёт большого количества сделок купли-продажи между независимыми участниками рынка. Если участник рынка в части покупки и продажи будет в одном лице – КМГ, то ни о каком рынке, ни о какой формуле (со ссылкой на некие котировки при покупке нефти у недропользователей) речи идти не может".
Эксперт считает, что если решение Минэнерго вступит в законную силу, то казахстанский рынок добычи, переработки и реализации нефти вскоре будет напоминать рынки Туркмении и Северной Кореи, где есть единый оператор и единая цена, устанавливаемая на год.
Мина для отрасли
По словам участника Казахстанской ассоциации недропользователей Адилькожи Оспанова, казахстанские нефтедобытчики до недавнего времени пассивно относились к деятельности Минэнерго, но сегодня они обескуражены обсуждаемым решением и его последствиями.
"По сути "КазМунайГаз" и Petrosun контролируют 80% рынка. Но вопросы, которые годами не решались, так и не решены. Часть нефтедобывающих предприятий с маленькими объёмами добычи не решат очередную проблему, о которой говорят в правительстве. За счёт "маленьких недропользователей" решить вопрос с дешёвым дизелем и его объёмами можно лишь в краткосрочном периоде. В то же время данным решением будут заложены мины под целую отрасль", – считает Адилькожа Оспанов.
Там, где монополия, нет развития, объяснил свою позицию эксперт.
Он привёл данные, согласно которым запасы ряда месторождений подходят к концу. Некоторые из них истощат свои ресурсы к 2025-2030 годам. Также многие месторождения характеризуются сложными геологическими условиями, что затрудняет добычу и заставляет компании вкладывать колоссальные материальные средства в поддержание уровня добычи.
"Если предложения Минэнерго будут приняты, то чуть позже придётся решать другие проблемы – социальные. Потому что на малых предприятиях в Кызылординской, Западно-Казахстанской, Атырауской областях задействовано много людей. Поэтому наша позиция – однозначно нет!" – заявил Оспанов.
Пакет предложений от бизнеса
- Сохранить возможность заходить на НПЗ всем участникам рынка.
- Часть переработанной продукции пропорционально доле участия на рынке в пиковые периоды предлагается отдавать сельхозтоваропроизводителям.
- Обеспечение большей прозрачности и эффективности механизма распределения нефти на внутренний и внешние рынки.
- Обеспечение доступа к инфраструктурным объектам – железным дорогам, трубопроводам.
- Возможность для недропользователей свободно реализовывать нефть на внутреннем рынке любому покупателю.
- Цифровизация отчётности, документооборота уполномоченными органами.
"Бизнес к диалогу готов. Он готов брать на себя определённые обязательства, но напоминает, что подход при урегулировании любых вопросов должен быть разумным", – резюмировали участники круглого стола.
Читайте также:
- Получивший выговор за дефицит ГСМ глава КазМунайГаза отчитался перед президентом
- Госрегулирование цен на бензин планируют продлить в Казахстане
- Минэнерго продлит запрет на вывоз нефтепродуктов из Казахстана