Хотели как лучше, или Почему квота на экспорт мяса отправляет под нож всё животноводство
На протяжении четырёх лет на вывоз крупного и мелкого рогатого скота накладывается запрет на вывоз за пределы Казахстана. Таким образом правительство пытается не допустить рост цен на мясо для населения. Однако, как уверяют сами животноводы, одними запретами делу не поможешь, зато сгубить отрасль недальновидными решениями – легко.
Эксперты рассказали Informburo.kz историю вопроса и объяснили, что нужно сделать для нормализации ситуации в казахстанском животноводстве.
Хотели стать мясной державой, а получилось как всегда
"Запрет на экспорт скота, который был введён несколько лет назад, а потом постоянно продлевался, очень негативно повлиял на рынок в целом. Представьте, вкладывались миллиардные средства в развитие животноводства, декларировалось, что мы станем мясной державой, как Бразилия, Австралия или Канада. Фермеры побросали другие дела, начали заниматься животноводством, закупили скот, технику, вложили свои средства, взяли кредиты. И вдруг в одночасье, без объявления войны, экспорт закрыли", – объяснил председатель Мясного союза Казахстана Максут Бактибаев.
Продукция начала падать в цене, потому что у Казахстана внутренний рынок очень маленький, здесь проживают всего 20 миллионов человек. Ситуацией воспользовались посредники, которые начали ломать цены, покупая продукцию животноводства по ценам ниже себестоимости. Фермеры понесли огромные убытки, но деваться им было некуда, потому что кормить скот, который не продаётся, оказалось делом затратным.
По мнению представителя Мясного союза, в краткосрочной перспективе на ситуации нажились мясокомбинаты и те, кто занимается непосредственно реализацией мяса. Фермеры потерпели многомиллиардные убытки от этого запрета и начали потихоньку закрываться.
По данным союза, закрылось от 35 до 45% мелких и средних фермерских хозяйств. Из крупных компаний – и вовсе почти половина.
Затем Минсельхоз ввёл экспортные квоты. Таким образом фермерам дали сигнал: "Экспортировать можно, но в ограниченном количестве".
"Но, понимаете, экспортные квоты – это не панацея, это по-прежнему ограничение. То есть нельзя просто экспортировать и продавать. Надо какие-то квоты получать, которые от кого-то зависят. Система то работает, то не работает, квоты то есть, то их нет. Плюс коррупционные составляющие. И всё это негативно влияло на ситуацию в отрасли, не могло помочь реанимировать бизнес. И, скорее всего, уже не поможет", – поделился мнением Бактибаев.
Те из животноводов, кто ещё держится на плаву, рассказывают об убытках и напоминают, что продолжающееся сокращение поголовья скота рано или поздно приведёт к росту цен на мясо для казахстанских потребителей.
"Из-за запретов мы не можем продавать даже шкуры животных за границу и на этом теряем немалые деньги. Если раньше шкура стоила 15 тысяч, то сейчас её цена упала до 1000 тенге. Это делает наш бизнес невыгодным, поэтому многие фермеры отказываются заниматься разведением скота", – рассуждает руководитель животноводческого хозяйства Игилик Таутенов (Акмолинская область).
Спикер объяснил, что если бы фермерам дали возможность экспортировать шкуры и мясо по нормальным ценам, то это помогло бы увеличить поголовье скота. Но экспортные ограничения по-прежнему в силе. Все эти меры принимаются якобы для стабилизации внутреннего рынка, но разрушают отрасль.
Когда поголовье скота снизится, восстановить его будет очень сложно, напомнил специалист. И цены на животноводческую продукцию, как доллар, могут быстро взлететь вверх.
"В настоящее время мы продаём говядину по 1800 тенге, а должны хотя бы по 2500 тенге, чтобы получить справедливую прибыль за наш труд. А перекупщик и продавец свою долю сверху должны установить", – поделился своей точкой зрения Таутенов.
К тому же у многих агропредпринимателей на балансе устаревшая техника, которую сложно ремонтировать из-за того, что запчасти дорогие, а то и вовсе отсутствуют. Всё подорожало, кроме мяса, из-за этого ситуация в деревнях ухудшается, напомнил спикер. Он призвал снять заперты, тем самым поддержать фермеров и улучшить жизнь в сёлах.
К чему ведут лимиты и запреты
Самые первые ограничения по экспорту живого крупного рогатого скота (КРС) были введены сроком на шесть месяцев. Но эти ограничения в 2019-м касались только запрета на экспорт маточного поголовья, основным покупателем являлся Узбекистан. По итогам 2019 года было продано за рубеж почти 136 тысяч голов живого КРС.
"Некоторые эксперты в сфере АПК высказывали мнение, что в стране в связи с вывозом скота через два-три года из-за сокращения поголовья КРС могут значительно вырасти цены на говядину. На основании этого правительство в целях стабилизации цен на мясо на внутреннем рынке (говядина входит в перечень СЗПТ, цены на которые регулирует государство) и сохранения маточного поголовья КРС приняло решение о введении запрета на вывоз только на эту категорию КРС", – уточнил данные предыдущих спикеров эксперт департамента АПК и пищевой промышленности НПП "Атамекен" Адиль Каскарауов.
Однако вскоре после введения ограничений возникли проблемы на границе, так как под видом бычков продолжали вывозилось маточное поголовье.
В связи с этим с февраля 2020 года был введён полный мораторий на экспорт живого крупного рогатого скота и овец, который действовал до 1 ноября 2020 года. Во время действия полного запрета закупочные цены внутри страны упали. При этом закупочная цена у узбекских покупателей была на 20–30% больше, чем у отечественных. Соответственно, со стороны фермеров участились жалобы по данному поводу.
"Во избежание массового банкротства фермеров правительство сняло ограничение на экспорт бычков и овец, но ограничение на вывоз маточного поголовья оставило. В ноябре 2020-го, когда приказ МСХ по полному запрету экспорта живого скота утратил свою силу, а новый приказ не принят, было экспортировано около 28 тысяч голов живого КРС", – привёл данные представитель Нацпалаты предпринимателей.
С 2021 года начал действовать приказ МСХ, согласно которому ограничение на вывоз касалось только маточного поголовья живого скота. Основная причина введения ограничений – сдерживание цен на внутреннем рынке и насыщение его мясом по приемлемой цене для населения. Во время действия данного приказа из Казахстана было вывезено ещё почти 160 тысяч голов бычков.
Затем правительство решило оценить эффективность такого инструмента как квоты. В 2023 году квоту установили на экспорт быков в размере 60 тысяч голов и на баранов – 120 тысяч голов.
Спикер рассказал, что внутри этих квот были распределены лимиты для откормочных площадок и товаропроизводителей. Например, для откормочных площадок был установлен лимит в 500 голов по КРС и 1000 голов по МРС, для других товаропроизводителей – 200 голов по КРС и 500 голов по МРС.
"Фермеры начали выражать обеспокоенность по поводу этих лимитов. Потому что на практике, независимо от вместимости откормочной площадки (даже если у них было 20 тысяч голов), её владельцам предоставляли максимальный лимит. Из-за непродуманных правил квотирования один фермер из Западно-Казахстанской области, имея контракт с латвийской компанией на экспорт 3000 голов, не смог выполнить свои обязательства", – отметил Адиль Каскарауов.
Представитель "Атамекена" тоже назвал основной проблемой развития фермерских хозяйств низкие внутренние цены на мясо.
Например, казахстанские мясопереработчики готовы платить лишь 1000–1200 тенге за килограмм живого веса скота, в то время как узбекские импортёры предлагают до 1500 тенге за килограмм. Понятно, что фермерам выгоднее экспортировать своё поголовье, но ограничения и квоты не позволяют это делать в больших объёмах.
В этой связи НПП "Атамекен" предлагает увеличить квоты и лимит на экспорт поголовья. Например, с 60 до 120 тысяч голов КРС, чтобы и фермеры могли получать выгоду, и цены на внутреннем рынке не сильно выросли. В НПП напомнили, что китайский рынок становится доступным для экспорта мяса. От открытия большого рынка по соседству ожидают рост закупочных цен на продукцию животноводства в сравнении с ценами внутри Казахстана.
В настоящее время МСХ рассматривает проект приказа, согласно которому планируется увеличить квоты лишь до 85 тысяч голов КРС и 120 тысяч голов овец. Кроме того, в проекте правил по квотированию есть моменты, которые могут негативно сказаться на всей мясной отрасли Казахстана. Например, устанавливаются лимиты по экспорту на одну откормочную площадку в размере 20% от её мощности. Если у площадки фактическая мощность – 10 тысяч голов, то она сможет экспортировать только 2 тысячи голов. Это делает содержание откормочной площадки нецелесообразным. Также собираются ввести ещё одно ограничение: на экспорт направлять только 50% стоящих на откорме голов.
"Таким образом, если у фермера экспортный контракт на 2000 голов, то ему нужно откормить 4000 голов и оставить 2000 на внутреннем рынке. Это создаёт дополнительные сложности для фермеров. Поэтому мы считаем, что необходимо установить квоты для экспорта КРС в размере 120 тысяч голов, а также убрать ограничения по лимитам. Поскольку это негативно скажется на экспортных возможностях Казахстана", – считает эксперт.
Экспортные ограничения создают проблемы по развитию племенных хозяйств, так как фермеры, разводящие племенной КРС, не могут экспортировать своё маточное поголовье. Поэтому республиканские племенные палаты и вовсе предлагают открыть экспорт для племенного маточного поголовья. Если внутри страны нет спроса на племенное маточное поголовье, полагают животноводы, то для развития племенного поголовья и центров необходимо снять запрет на экспорт.