Выпускникам вузов сложно найти работу по специальности. Кто в этом виноват?
Выпускникам вузов сложно найти работу по специальности. Бизнесмены не доверяют отечественному высшему образованию, поэтому с опаской подходят к вопросу найма молодых специалистов. Предприниматели считают, что образовательные программы не соответствуют требованиям рынка труда.
Informburo.kz разбирается, как соотносится спрос на специалистов на рынке труда с тем, кого и как готовят казахстанские вузы.
У 61 вуза страны уровень трудоустройства ниже 50%
На конец III квартала 2019 года в Казахстане насчитывалось 2,1 млн занятой молодёжи в возрасте от 15 до 28 лет. Это на 3,8% больше чем в такой же период годом ранее, сообщает аналитический портал Ranking.kz.
"Наибольший уровень занятости наблюдается в сфере торговли и авторемонта: 388,7 тысячи человек, или 18,3% от общей численности занятой молодёжи. Среди наиболее распространенных сфер работы молодёжи также находятся сельское, лесное и рыбное хозяйство (257,2 тысячи человек, или 12,1%) и образование (236,3 тысячи человек, или 11,1%). В топ-5 отраслей вошли государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение (152 тысячи человек) и обрабатывающая промышленность (149,6 тысячи человек)", – говорится в сообщении.
В Ranking.kz выяснили, что безработных молодых людей в возрасте 15–28 лет в стране уже 84,7 тысячи — на 3,4% больше, чем в 2018 году (81,9 тыс. человек). При этом из числа безработных 31,4 тысячи человек имеют оконченное высшее образование. По сравнению с 2018 годом их число выросло на две тысячи человек.
Читайте также: Выпускники вузов должны отработать гранты или вернуть деньги государству. Как это работает?
В декабре 2019 года НПП "Атамекен" опубликовало результаты исследования образовательных программ отечественных вузов. Одним из критериев был показатель уровня трудоустройства выпускников. Выяснилось, что четверть выпускников 2018 года не смогли устроиться на работу в течение года. При этом у 61 вуза страны уровень трудоустройства ниже 50%.
Средний показатель времени поиска работы после окончания вуза составляет 3,5 месяца. И по следующим образовательным программам самые низкие показатели трудоустройства:
- общая медицина – 44%;
- дизайн – 60%;
- стоматология – 51%;
- иностранная филология – 52%;
- химия (естественные науки) – 58%.
Также в НПП выяснили, что средняя зарплата выпускников вузов составляет примерно 103 тысячи тенге. В беседе с Informburo.kz заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Олжас Ордабаев пояснил, что это скорее медианный оклад молодых сотрудников по всей стране. Дело в том, что средняя зарплата совсем разная не только между регионами, но и между вузами.
На площадке по трудоустройству Headhunter работодатели предлагают вчерашним студентам зарплату в диапазоне от 60 до 120 тысяч тенге. Наиболее активны в привлечении молодых специалистов организации из Нур-Султана, Алматы, Караганды, Шымкента и Атырау.
По результатам активности молодых специалистов на портале Headhunter, выпускники предпочитают устроиться на работу в следующих сферах:
- продажи – 13,7%;
- административный персонал – 9,1%;
- консультирование – 8,7%;
- IT, интернет, телеком – 7,5%;
- туризм, гостиницы, рестораны – 7%.
"Стоит отметить, что при заполнении резюме соискатель имеет возможность указать степень образования – бакалавра, магистра и так далее. Для работодателя данное уточнение будет играть важную роль, если в вакансии имеются обязательные требования к степени образования. Как правило, распространённым требованием к потенциальным кандидатам у работодателей является наличие профильного высшего образования, без уточнения степени", – говорит директор отдела маркетинга и PR HeadHunter Казахстан Анна Шевченко.
По данным Центра развития трудовых ресурсов, в топ дефицитных профессий в Казахстане входят медсестра (медбрат), воспитатель в детсаду, учитель средней школы и врач общей практики. А вот в топ избыточных профессий попали юрист, экономист (общий профиль), финансист, учитель казахского языка и литературы в средней школе, учитель физкультуры и бухгалтер.
Однако эти данные основаны на соотношении размещённых вакансий и резюме на электронной бирже труда. Сейчас там зарегистрировано 188 тысяч работодателей и 884 тысячи соискателей, открыто 36 тысяч вакансий, и зафиксировано 181 тысяча резюме.
По данным Министерства образования и науки РК, в 2018 году из вузов выпустилось 139 850 молодых специалистов. Трудоустроены из них – 104 443 (75%). В процентном соотношении этот показатель ниже, чем было в 2017 (77,4%) и 2016 (78,4%) годах.
Работодатели не доверяют высшему образованию
Согласно результатам исследования нацпалаты, казахстанские бизнесмены лишь частично удовлетворены качеством отечественного высшего образования. По их мнению, образовательные программы устарели и не отвечают требованиям рынка труда.
"Некоторые вузы не стремятся к качественному образованию, а делают быстрые деньги на печатании дипломов. Потому что есть запрос на документ, а не на знания", – говорится в исследовании НПП "Атамекен".
Предприниматель из Нур-Султана Марклен Оганян не видит разницы между большинством казахстанских вузов. По его словам, если выбирать между двумя крайностями, то надёжнее взять на работу специалиста пенсионного или предпенсионного возраста.
"Сейчас выпускники подавляющего большинства вузов практически не отличаются по своим наборам навыков и знаний. Проблема ещё и в том, что далеко не все молодые люди заинтересованы в профессиональном росте. То есть они получают какие-то знания в вузах, но самостоятельно больше ничего не изучают", – говорит бизнесмен.
По его словам, в отечественных вузах студенты получают знания, которые по факту не нужны на производстве. То есть рынок труда оторван от системы высшего образования.
"Вот выпускник приступает к работе, он эти механизмы, инструменты вообще впервые видит. Это значит, что и практики у них там в вузах нет никакой. Мы стараемся молодёжь на работу брать, но с самого начала понимаем, что могут проблемы возникнуть, да и дополнительно обучать этого специалиста надо", – добавил собеседник Informburo.kz.
Выпускники вузов не готовы к требованиям рынка труда, считает директор РГКП "Национальный центр тестирования" МОН РК Дидар Смагулов.
"Самое важное – научить выпускников писать. Как бы смешно это не звучало и странно не выглядело. Моё первое требование, как работодателя, чтобы выпускник мог грамотно писать на двух языках. Первые полгода иногда приходится даже исправлять орфографические ошибки", – говорит Дидар Смагулов.
Он предположил, что для улучшения ситуации, возможно, стоит внедрить письменные экзамены, эссе или сочинения в ЕНТ. Хотя, с другой стороны, навыки письма могут потеряться за годы обучения в вузе, так как там также мало практики в написании текстов.
"Во-вторых, я бы посоветовал вузам более тесно работать с работодателями в плане составления силлабусов, учебных программ. Могу привести свой личный опыт: КарГУ очень тесно взаимодействует с местной прокуратурой. У нас был предмет "прокурорский надзор". В рамках этого предмета мы изучали, как выглядят документы, как их писать и составлять", – рассказывает глава центра тестирования.
Многие вузы не ориентируются на кадровые потребности своего региона. А для них это должно быть первостепенной задачей, считает проректор по связям с общественностью и государственными органами университета Нархоз Адиль Джунусов.
"Во-первых, многие вузы не имеют тесного контакта с работодателями. Однозначно стало бы лучше, если бы представители этих компаний читали студентам лекции, брали их к себе на практику. Тогда выпускник уже будет знать и владеть навыками, которые необходимы на начальном этапе карьеры", – говорит Адиль Джунусов.
По его словам, многие вузы не прописывают в своих учебных программах проведение лекций экспертами в той или иной области, а также пускают на самотёк прохождение производственной практики на последнем курсе.
"Также у нас в Казахстане много специальностей, которые не востребованы в регионе, где их и обучают. То есть было бы здорово, если бы в Актау сделали учебное заведение, которое сконцентрировалось на подготовке нефтяников. Или если бы в Алматинской области был вуз, который ориентируется на "Хоргос". А сейчас у вузов такого ориентира нет", – считает проректор Нархоза.
Для студентов важно не качество образования, а само наличие диплома. Именно поэтому спросом пользуются "вузы-пылесосы". В палате предпринимателей выяснили, что туда стекаются студенты, не сдавшие ЕНТ или отчисленные из других вузов.
"Есть такой механизм, когда люди поступают в российский филиал. Здесь не числятся. А потом на четвёртом курсе переводятся официально в казахстанские вузы. Второй механизм – это когда ребята, которых везде отчислили, стекаются в ряд вузов, где легко закончить. В этом году такая аномалия у нас пошла в Уральске. Там нет большого количества вузов и вряд ли студенты туда приехали из других регионов. Мы предполагаем, что там, скорее всего, студенты пришли из российских вузов. Всё-таки приграничный регион", – говорит Олжас Ордабаев.
Вузы должны подстраиваться под рынок труда
НПП "Атамекен" рекомендует вузам создавать центры карьеры. Это должны быть подразделения внутри организации образования. Их задача выяснить, какие знания нужны молодому специалисту для успешной карьеры в той или иной сфере, также они должны тесно сотрудничать с местным бизнесом и объяснять студентам, как составить резюме и хорошо проявить себя на собеседовании или стажировке.
"Большинство вузов не имеют никаких договорённостей с бизнесом. Мало вузов работают в партнёрстве, создают какие-то совместные программы и так далее. Мы даём рекомендации каждому вузу по каждой специальности. Обращаемся в вузы и говорим им, что нужно какие-то образовательные программы актуализировать, где-то что убрать или, если чего-то недостаточно, обновить список литературы и так далее", – сказал Олжас Ордабаев.
С этим согласен и Адиль Джунусов. Он считает, что сейчас вузы сами не заинтересованы в работе с бизнесом или госструктурами. Но создание центров карьеры позволит регулярно проводить ярмарки вакансий, организовывать практики, а также согласовывать учебные программы с работниками отрасли.
"У нас в мире идёт четвёртая промышленная революция. То есть некоторые специальности через некоторое время вымрут. И этим вопросом должны заняться и МОН, и акиматы, и сами вузы. Также я считаю, что во время обучения студенты должны проходить разные курсы и за это получать соответствующие сертификаты. Это облегчит выпускникам задачу по поиску работы", – сказал Адиль Джунусов.
По его словам, Нархоз регулярно мониторит, какие специальности востребованы, какие навыки необходимы по каждой специальности. Также университет заключил договоры с рядом крупных компаний Казахстана, что и позволяет выявить необходимые по каждой специальности навыки, а сами студенты могут пройти практику в этих компаниях или даже устроиться туда на работу после окончания вуза.
Создавая центры карьеры, вузы могут улучшить показатель трудоустройства выпускников по специальности. Тем более с внедрением академической свободы это сделать ещё легче.
И если раньше вузам давали на 60% разработать образовательные программы, теперь – на 85%. Также у вузов был перечень специальностей (с шифрами) для обучения специалистов, теперь же есть свобода выбора в наименовании специальности. Помимо этого раньше получали лицензию на каждую специальность, сейчас – на область образования.
Читайте также: Высшее образование в Казахстане. Что даст студентам академическая свобода?
"Отечественные вузы должны прыгать от радости и кричать "теперь можем обучать тому, что действительно полезно и поможет студентам в будущем". И такие люди в образовании есть. Но многие неохотно пользуются предоставленной свободой: им легче, как раньше, взять список обновлённой литературы, старую учебную программу и учить ровно так, как и всегда", – считает директор департамента реализации проектов "Международного университета Астана" Бауыржан Абуов.
"Мне говорят, что изменения есть и они положительны, но не повсеместны. Я вижу, что многие просто малость редактируют старые учебные программы (иногда советских времён) и подают как "новое блюдо". Я не могу судить обо всех вузах и программах, но, работая напрямую с учителями, могу сказать, что они не готовы к преподаванию с полной отдачей по собственным разработанным программам", – говорит эксперт.
Возможность несколько раз сдать ЕНТ может частично решить проблему "вузов-пылесосов", считает Олжас Ордабаев.
"Во-первых, тестирование не будет сопровождаться таким стрессом. Во-вторых, большинство студентов идут в российские вузы, так как не могут поступить в отечественные из-за отсутствия проходного балла ЕНТ", – сказал зампред Нацпалаты.
Марклен Оганян полагает, что всё упирается в само качество образования. С его ростом интерес к "вузам-пылесосам" должен упасть сам собой.
"Вот давайте представим, что через несколько лет образование в ряде вузов станет лучше, и выпускники этих учреждений будут по своим навыкам и знаниям на голову выше других молодых специалистов. Тогда я, как работодатель, буду заинтересован брать на работу выпускников именно этих вузов. Только тогда абитуриенты и студенты начнут понимать, что нужен не просто диплом, нужны знания", – считает предприниматель.
НПП "Атамекен" предлагает лишать лицензии вузы с низким показателем трудоустройства
В НПП "Атамекен" рассказали, что уже направили рекомендации в Министерство образования и науки РК, связанные с эффективностью работы ряда отечественных вузов. Также Олжас Ордабаев на брифинге в СЦК заявил, что палата готова создать рабочую группу совместно с профильным ведомством, чтобы решить вопросы по проблемным вузам.
Сейчас палата предлагает отзывать лицензии у вузов с низкими показателями трудоустройства и учитывать результаты их исследования при размещении государственного образовательного заказа. Тогда как сам гособрзаказ уже формируется на основе потребностей рынка труда в тех или иных специалистах.
Чтобы улучшить показатели трудоустройства молодёжи в Казахстане, ожидается принятие Дорожной карты модернизации рынка труда до 2025 года. В свою очередь Министерство образования и науки РК внедряет профессиональные стандарты по различным специальностям. Всё это должно лучше связать высшее образование и рынок труда.
В ноябре прошлого года президент АО "Центр развития трудовых ресурсов" Тамара Дуйсенова в ходе VI саммита знаний (Дубай) рассказала, что в ближайшее время планируется модернизировать рынок труда. Поэтому разрабатываются инструменты для более качественного выбора будущей профессии абитуриентами.
"По демографическим прогнозам, в ближайшие 3-5 лет мы ожидаем резкого ускорения притока молодых специалистов на рынок труда. Поэтому для нас сейчас важно выстроить целостную систему прогнозирования трудовых ресурсов и обеспечить сбалансированность рынка труда. В ходе модернизации экономики страны мы разработаем новую концептуальную модель развития рынка труда и сферы занятости в целом, переходим к принципам проектного управления, а также примем Дорожную карту модернизации рынка труда до 2025 года. Таким образом, дальнейшая модернизация с углублением цифровизации будет продолжаться", – сказала Тамара Дуйсенова.
До конца 2019 года Министерство образования и науки РК обещало завершить разработку профессиональных стандартов по специальностям. Их формируют сами бизнесмены. Они рассказывают ведомству, какими компетенциями и знаниями должен обладать выпускник.
"Например, если работодатель говорит, какие языки программирования сейчас для ИТ-специалиста являются самыми нужными, то мы должны в наших учебных заведениях заложить именно эти языки программирования. Именно с этой точки нам интересны профессиональные стандарты. Мы планируем, что в ближайшее время эти программы будут обновлены", – заявил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов в декабре прошлого года в ходе пресс-конференции в Правительстве РК.
Министр добавил, что отныне образовательные программы колледжей и вузов должны соответствовать ожиданиям работодателей.
Проблема в том, что студентам важно наличие самого диплома. И для них не имеет значения специальность. Поэтому много выпускников вузов работают не по профилю образования.
Пока нашим учебным заведениям не начнут доверять, мы будем испытать дефицит в кадрах и смотреть, как наши лучшие школьники уезжают учиться в соседние страны, считает Олжас Ордабаев.