Вся надежда на китайцев. Как в Астане достраивают LRT
На прошлой неделе Антикоррупционная служба через СМИ вызвала на допрос одного из главных фигурантов дела о крупных хищениях при строительстве надземного метро в Астане – экс-председателя правления ТОО "Astana LRT" Талгата Ардана. К необычному способу извещения пришлось прибегнуть из-за физического отсутствия Ардана в Казахстане.
Напомним, одной из дат завершения грандиозного инфраструктурного проекта называли 2020 год. Но осенью вместо запуска легкорельсового транспорта начался громкий судебный процесс о хищении свыше 5 млрд 600 млн тенге при строительстве LRT. Деньги в бюджет вернули, виновных наказали, двоих – заочно.
В настоящее время глава компании Талгат Ардан скрывается от следствия за пределами Казахстана, как и экс-заместитель акима столицы Канат Султанбеков. В мае 2023-го их обоих осудили заочно за организацию растраты бюджетных средств в особо крупном размере и приговорили к семи годам лишения свободы. Кроме того, ещё семь высокопоставленных чиновников и топ-менеджеров признали виновными по делу Astana LRT.
Корреспондент Informburo.kz выяснял, насколько близок к завершению многострадальный проект, который в народе называют "памятником коррупции", и что думают эксперты о его эффективности.
Хотели как лучше
Идея строительства трассы во второй плоскости – над землёй – в активно застраиваемой казахстанской столице едва ли впервые нашла отражение в программе "Новая транспортная система Астаны" 2005 года.
Но формальную церемонию старта строительства первой линии первого наземного метро независимого Казахстана провели лишь в середине 2011 года. Правда, и в тот период стройка века так и не началась. В 2013-м руководство страны заявило об отказе от возведения LRT из-за дороговизны проекта.
Ещё через два года от имени столичного акимата ТОО "Астана LRT" подписало рамочное соглашение с двумя китайскими корпорациями China Railway International Group Limited и Beijing State-Owned Assets Management Co., Ltd о продолжении проекта, который обещали завершить к проведению в Казахстане международной выставки ЕХРО 2017.
Из-за очередных проблем с финансированием и последовавших судебных процессов сроки завершения проекта отодвинули вновь.
В 2019 году президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что не верит в окупаемость линии LRT, но и останавливать проект с учётом затрат тоже оказалось невозможно. Пришлось оптимизировать расходы на возведение LRT.
Названа новая дата окончания строительства – конец 2026 года. По мнению городских властей, новый вид транспорта должен разгрузить автобусные линии и автомагистрали, уменьшить пробки на дорогах, обеспечить бесперебойное перемещение горожан и гостей столицы. Ожидается, что с запуском LRT улучшится экологическая обстановка в столице.
Проект в цифрах
Маршрут LRT соединит аэропорт с новым железнодорожным вокзалом по проспектам Кабанбай батыра, Сыганак, Шамши Калдаякова и А82. Ожидаемый пассажиропоток – 25 тысяч человек в сутки.
Общая протяжённость маршрута – 22,4 км, вдоль которого предусмотрено строительство 18 станций, которые охватят жилые массивы и районы – Пригородный, новую Центральную мечеть, Мегасилквей, Назарбаев Университет, Ботанический сад, Абу-Даби Плаза, Дом министерств, Центральный музей с площадью Независимости, а также Аллею тысячелетия.
Власти обещают, что станции будут построены по международным стандартам, с учётом требований безопасности и доступности. Предполагаются зоны для покупки билетов, в том числе с автоматизированными системами, залы ожидания с торговыми площадями, санитарно-гигиеническими узлами и системами предотвращения выхода людей на опасные участки. Для подъёма маломобильных граждан на станции предусмотрены эскалаторы и лифты. Для дополнительного удобства планируется строительство десяти подземных пешеходных переходов и семь надземных переходов.
По проекту будет запущено 19 единиц подвижного состава с наличием депо по их ремонту и содержанию. Поезда будет изготавливать вагоностроительная компания Китая CRRC Tangshan Co., Ltd. По информации столичного акимата, китайские поезда модели TRITON мощностью 115 KW и максимальной вместимостью 652 человека будут развивать скорость до 80 километров в час. Они полностью автоматизированы и управляются оператором дистанционно.
Генподрядчиком строительства является китайская компания China Railway Asia-Europe Construction Investment. В строительстве задействовано около 1300 человек, 1000 из которых граждане КНР.
В настоящее время строительно-монтажные работы проводятся сразу на нескольких участках. По данным акимата Астаны, в 2024 году планируется завершить строительство эстакадной части, то есть закончить все бетонно-монолитные работы, достроить часть станций.
Иногда во время строительства случаются ЧП, например возгорания конструкций. Но власти считают, что это нормально.
В 2025 году планируется завершить работы по верхнему строению, то есть установку рельс. Власти уверяют, что уже начали заказывать поезда и оборудование.
LRT в мире
По данным Международного союза общественного транспорта (МСОТ), с помощью легкорельсового транспорта в 53 странах (388 городов) ежедневно перевозят около 45 млн пассажиров. Примерно в 80 городах мира строят либо планируют строительство LRT.
В Казахстане после развала СССР трамвайная система, которую также относят к легкорельсовому транспорту, осталась только в Павлодаре, Усть-Каменогорске, Алматы. В советское время трамваи были также в Караганде и Темиртау.
LRT имеет ряд преимуществ по сравнению с другим городским транспортом. Он прост в обслуживании, неприхотлив к погодным условиям и комфортен для передвижений. Более того, экологичен, так как в среднем потребляет в семь раз меньше энергии по сравнению с автомобилями в расчёте на одного пассажира и не производит выхлопов газа.
Считается, что система LRT в шесть раз безопаснее автомобиля. По данным исследований, число несчастных случаев на LRT составило 0,47 на миллион пассажирокилометров против 2,86 случая на автотранспорте.
В настоящее время среди стран СНГ собственным ЛРТ может похвастать пока только Узбекистан. С 2017 по 2023 год в Ташкенте за 422 млн долларов построили 35 станций, протяжённость маршрута составила 55 км.
Нужны новые ветки
Ветеран строительной отрасли Фарид Акбердиев прогнозирует, что из-за короткого маршрута LRT пассажирооборот будет небольшой.
"Слишком мало поводов для пользования LRT. Человек, который прилетел в Астану, на вокзал вряд ли поедет. Люди лучше возьмут такси. Главное в столице – это попасть с левого берега на правый и обратно. Поэтому проект будет поначалу нерентабельным, долго окупаемым или стоимость проезда будет высокой. Надеюсь, власти в будущем сделают ответвления от основной ветки в сторону правого берега", – прокомментировал Фарид Акбердиев.
В противном случае, по мнению эксперта, учитывая содержание LRT, поездов и штатной численности, у нового транспорта перспектива будет "нулевая", если только ветки не будут расширяться.
Находясь в Ташкенте, где построен подобный LRT, Акбердиев, по его словам, часто слышал из квартиры шум от ударов колёс по рельсам.
"Один-два раза ещё можно потерпеть, но когда ты живёшь рядом с путями LRT, то действует на нервы и надоедает. Люди недовольны. Помню, на столе стоял графин с водой и, когда проходил состав, вода расплёскивалась. Значит, есть вибрация, а это не очень хорошо для близлежащих домов. Судя по тому, как строят китайцы, они хорошие строители. И комфорт, наверное, обеспечат, но вибрацию и шум никуда не денешь", – объяснил Фарид Акбердиев.
По мнению строителя, при строительстве любых транспортных путей нужно учитывать расстояние объекта от жилых и социальных объектов.
"Я живу возле LRT на пересечении улиц Сауран и Сыганак. В этом году откроется школа, которая находится практически впритык к путям. Дети будут слышать шум поездов. В советское время по СНИП дороги и пути строились минимум в ста метрах от жилых объектов. Школы и детсады не должны быть вдоль LRT", – сообщил он.
У столицы есть более важные проблемы
Урбанист Аян Закирин говорит, что изначально был против того, чтобы LRT строили над землёй, разумнее было его строить по земле. По его мнению, есть десятки успешных примеров городов-миллионников, в которых плотность населения не меньше, чем в Астане, и где успешно функционирует наземный легкорельсовый транспорт.
"Учитывая стоимость проекта и его маршрут, считаю, что на данном этапе развития города есть множество более важных приоритетных проблем, которые нужно решать здесь и сейчас. Это нехватка питьевой воды, теплоэнергии, развитие социальной инфраструктуры, слабая транспортная связь с пригородными сёлами", – прокомментировал Аян Закирин.
По словам урбаниста, нынешнее строительство LRT из-за затрат – абсолютно неоправданное решение. Этот проект можно было бы заменить более дешёвым транспортом.
"Вопрос не в том, что столице не нужен LRT, он нужен. Вопрос в том, что рациональнее делать прямо сейчас, в этот момент развития города. На мой взгляд, абсолютно неоправданно сейчас заниматься строительством LRT. Есть немало вопросов, которые требуют отдельного внимания. В их числе расширение столичного аэропорта", – заявил Аян Закирин.
Он напомнил также, что строительство LRT происходит за счёт республиканского бюджета. Средства взяты в кредит у Государственного банка развития Китая.