Всегда готовы: как работает Служба спасения города Алматы
Ежегодно именно к профессиональным праздникам принято подводить итоги. С 1995 года разными службами ЧС совершено более 1 млн 545 тысяч выездов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и пожаров. Благодаря деятельности, профессионализму и оперативности сотрудников спасательных служб и ведомств спасено более 401 тысячи человек, эвакуировано из разных зон ЧС свыше 366 тысяч, оказана медицинская помощь более 66 тысячам пострадавших. Такие данные привёл первый вице-министр по чрезвычайным ситуациям Ибрагим Кульшимбаев.
Читайте также: Токаев поздравил казахстанских спасателей с профессиональным праздником
За каждым вызовом или выездом – спасённые жизни, предотвращённые катастрофы. Работа спасателя, всегда сопряжённая с риском для жизни и максимумом ответственности, проходит в экстремальных условиях. Поэтому и требует подготовки, дисциплины и чёткой организации.
Готовы ко всему и всегда
Служба спасения города Алматы была создана в 2001 году на основании действовавшего на тот момент закона РК "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Сейчас действия службы регулируются законом "О гражданской защите".
В задачи Службы спасения входит:
- оказание помощи гражданам, попавшим в различные чрезвычайные ситуации и происшествия;
- организация и проведение комплекса аварийно-спасательных работ, к ведению которых она аттестована;
- обеспечение постоянной готовности всех своих структурных подразделений к оперативному реагированию на различные чрезвычайные ситуации;
- сбор и обработка информации о происшествиях и бытовых несчастных случаях, требующих экстренной помощи пострадавшим;
- организация взаимодействия с соответствующими городскими оперативными службами и другими организациями по вопросам обеспечения жизнедеятельности населения;
- информационное обеспечение городских оперативных и аварийных служб при чрезвычайных ситуациях и происшествиях;
- пропаганда знаний в области защиты населения, участие в подготовке населения и организаций к действиям в условиях ЧС.
Другими словами, в любой чрезвычайной ситуации звоните 109. Этот единый номер был запущен в сентябре 2015 года.
"Единая дежурно-диспетчерская служба предназначена для организационно-технического объединения дежурных диспетчерских служб южной столицы, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе или возникновении ЧС, а также в целях повышения оперативности совместных действий", – рассказывают в Службе спасения Алматы.
Что понимать под ЧС? На практике чрезвычайной ситуацией может оказаться всё что угодно – от бытовых случаев (захлопнулась дверь, застрял кот на дереве, засорилась канализация или вентиляция, некорректно работает печь, представляет угрозу надломившаяся ветка и так далее) до экстренных (поиск и спасение людей в горах и на воде, из-под завалов, эвакуация, последствия взрывов, аварий, катастроф и так далее).
В Службе спасения есть несколько групп экстренного реагирования, которые работают в зависимости от тяжести ситуации. Так, аварийно-спасательный отряд предназначен для выполнения спасательных операций в условиях ЧС природного, техногенного и бытового характера, в условиях высокогорья, на воде и под водой.
Именно ребята из АСО регулярно демонстрируют свою квалификацию на практике (об этом мы узнаём из сводок новостей) и в теории (для обмена опытом и отработки ЧС).
Например, в начале октября прошли тактико-специальные учения "Порядок реагирования сил гражданской защиты города Алматы на чрезвычайные ситуации", в которых были задействованы 54 человека личного состава и 16 единиц техники служб гражданской защиты города Алматы. Среди них и специалисты, и техника из автопарка Службы спасения Алматы.
Спасательные службы южной столицы продемонстрировали действия по ликвидации ЧС, связанной с разливом аммиака, отработали элементы ведения химической разведки, создания водяной завесы для нейтрализации вредного воздействия аммиака, проведения дегазации объекта, окружающей среды, а также гражданского населения, санитарно-профилактических мероприятий, оказания первой помощи пострадавшим, эвакуации пострадавших из зон заражения и временного размещения.
Для экстраординарных случаев будет создан Центр управления в кризисных ситуациях – для обеспечения деятельности органов управления ГО и ЧС города и штаба для решения задач, связанных с предотвращением и ликвидацией крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера на территории Алматы.
Помимо аварийно-спасательного отряда, есть и подразделение авиационной поисково-спасательной службы, которая занимается выполнением задач, связанных с поиском и спасением людей, экстренной эвакуацией пострадавших из труднодоступных горных районов, а также проведением мониторинга селеопасных, пожароопасных участков горной местности и патрулирования автомагистралей при помощи вертолёта Ми-8 МТВ-1.
При Службе спасения действует медицинский центр для оказания экстренной медпомощи и проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в амбулаторных и полевых условиях, а при возникновении природных или техногенных чрезвычайных ситуаций – противоэпидемиологических. Медицинский центр оснащён пневмокаркасным полевым госпиталем с необходимым оборудованием и автономными источниками электроснабжения, жизнеобеспечения для оказания срочной неотложной медицинской помощи до 300 человек ежесуточно.
Читайте также: "Если не любишь эту работу, делать тут нечего": репортаж из жизни скорой помощи
Для поиска взрывных устройств, обнаружения пострадавших в завалах и лавинах людей, в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и бытового характера в личный состав входит кинологическая группа – пять бельгийских овчарок и один лабрадор.
Читайте также: Собачья работа: как животные спасают людей
Ждать ли "цифровых" изменений в этом направлении?
На днях акимат южной столицы, которому подведомственна и Служба спасения, представил Программу развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года. Так, в рамках документа предусмотрено развитие направления "Смарт сити", то есть обеспечение цифровизации городской инфраструктуры и городских сервисов для населения.
"Планируется обеспечить доступность всех городских сервисов онлайн с возможностью оценить их эффективность также в удалённом режиме. Объединение баз данных обеспечит городские службы постоянно актуализируемыми данными с возможностью более качественного анализа ситуации и планирования. Единая диспетчерская служба даст возможность городским службам действовать более оперативно и слаженно, а горожанам – получать необходимую помощь с меньшими затратами времени", – говорится в документе.
Вместе с этим программой предусмотрена и реализация направления "Безопасный город"
"Будет обеспечено полное освещение всех улиц города и 90-процентное покрытие видеонаблюдением, связанным с центром оперативного управления полиции города. Также будет повышена готовность города к природным и техногенным чрезвычайным ситуациям, обеспечено 100-процентное информирование населения о ЧС, запущена система раннего оповещения о сильных землетрясениях. Специальное мобильное приложение поможет получить знания о действиях при ЧС, которые можно будет отработать на практике в симуляционном учебно-методическом центре", – говорится в документе.
В планах городских властей – обеспечить к 2030 году 180 тысяч рабочих мест (до 2025 года – 65 тысяч), из них, по предварительным оценкам, 30% – в социальной сфере и службах жизнеобеспечения (медики, преподаватели, полицейские, пожарные и пр.), 70% – специализированные рабочие места.
Помогут ли данные меры спрогнозировать и предотвратить ЧС, покажет время. Пока верными соратниками Службы спасения в этом остаются разъяснительная работа и оповещение населения. "Не всегда возможно предотвратить ЧС, но роль профилактики и разъяснительной работы отрицать нельзя, – считают спасатели. – От культуры поведения и осознанности населения к предупреждениям с нашей стороны зависит многое. Игнорировать или пренебрегать ими точно не следует".