Все ждут перевода алматинских ТЭЦ на газ. Поможет ли это экологии и кто будет платить?
Общественник Альнур Ильяшев подал на акимат в суд за бездействие властей в области экологической безопасности. Общественные организации считают, что во всём виноваты частный сектор и ТЭЦ, отапливаемые некачественным топливом. Аким утверждает: проблема частного сектора будет решена к концу года, а около 70% выбросов в окружающую среду происходит от транспорта.
Правоту одной из сторон получится оценить только после газификации самой крупной городской ТЭЦ-2. Техническая документация проекта не раскрыта. Скорее всего, это знак нескорого решения вопроса и в целом противоречит законодательству Казахстана. Informburo.kz рассказывает коротко о том, что на сегодняшний день известно о газификации ТЭЦ-2.
Читайте также: Житель Алматы через суд потребовал обязать акимат перевести ТЭЦ-2 на газ из-за смогаКрупнейшую алматинскую ТЭЦ нельзя переоборудовать под природный газ
Алматы обслуживают три теплоэлектростанции, которые принадлежат АО "Алматинские электрические станции" (АО "АлЭС"). ТЭЦ-2 самая мощная, и её влияние на загрязнение воздуха наиболее значительно.
В сентябре 2017 года Президент поручил акиму совместно с НК "Самрук-Казына" принять меры по переводу до 2020 года ТЭЦ-2 на газ и завершению газификации частного сектора.
Стоит помнить
АО "АлЭС" на 100% принадлежит холдингу "Самрук-Энерго", а единственным акционером АО "Самрук-Энерго" является АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына", последний в свою очередь контролируется Правительством Казахстана.
ТЭЦ-1 – переведена на природный газ. ТЭЦ-2,3 растапливаются мазутом, а работают на угле, в год сжигается около 3 млн тонн. Единственный поставщик топлива – ТОО "Богатырь-Комир". Организация разделена поровну между казахстанским АО "Самрук-Энерго" и российской компанией "Русал", которая в свою очередь подконтрольна олигарху Олегу Дерипаске. В феврале 2018-го российский оппозиционер Алексей Навальный опубликовал видеорасследование о Дерипаске.
Единственный поставщик природного газа в регионе – АО "ҚазТрансГаз Аймақ". Цепочка владения компанией приводит к Правительству Казахстана. "ҚазТрансГаз Аймақ" на 100% принадлежит АО "КазМунайГаз", которое поделено между фондом национального благосостояния "Самрук-Қазына"(90%) и Национальным банком РК (10% + 1 акция)
Газификацию частного сектора, с большими оговорками, можно считать завершённой. В январе 2018-го аким Алматы Бауыржан Байбек заявил, что на газ уже переведено 96% частного сектора, а к концу года работы закончат полностью. Немного другие данные у Минэнерго. Согласно национальному докладу, расчёты ведутся по количеству газифицированного населения всего города, но процентное соотношение точно такое же 96/4.
Однако наличие коммуникации, подведённой к частному дому, не гарантирует, что жители подключатся к общей трубе. Не каждый может себе позволить оплатить работы по модернизации внутридомовой системы. Также отопление природным газом значительно дороже отопления углём или тем, что доступно семейному бюджету (например, резина и мусор). Из-за этого большая доля частного сектора отапливается по старинке.
Читайте также: Экологи-общественники назвали причины ухудшения качества воздуха в Алматы
По заказу АО "АлЭС" в мае 2018 года ТОО "СтройИндустрия" закончила разработку предварительного технико-экономического обоснования по модернизации алматинской ТЭЦ-2. Согласно ПредТЭО действующую ТЭЦ-2 невозможно перевести на газ из-за повышенной взрывоопасности. Корпус станции углублён на 12 метров ниже уровня земли для защиты от сейсмоопасности (10 баллов). По нормативам РК запрещено использовать газовое оборудование в подвальных помещениях или цокольных этажах, а также прокладывать газопроводы-вводы ниже нулевой отметки здания.
Существует 3 варианта, среди которых нет перехода на газ, но он не самый плохой
ПредТЭО предусматривает три варианта модернизации алматинской ТЭЦ-2, но сроки и бюджет "Самрук-Энерго" не раскрывает. Окончательно это будет известно только на стадии разработки ТЭО и ПСД, после того как Правительство выберет один из предложенных вариантов. Пока что можно только примерно предполагать трудоёмкость и стоимость того или иного варианта.
Строительство новой станции на газе
Количество выбросов от общей доли загрязнённого воздуха уменьшится с 11,2 до 0,7%. Если мощность новой станции будет соответствующей текущим потребностям, то оборудование ТЭЦ-2,3 законсервируют. После модернизации ТЭЦ-2 будет потреблять 800-900 млн м3/год природного газа. Предположительно, это самый дорогой и долгий вариант.
Расширение ТЭЦ-2 со строительством парогазовых установок
Загрязнение воздуха упадёт с 11,2 до 8,6%. Ориентировочно, потребность в природном газе – 500 млн м3/год. Расширение ТЭЦ-2 за счёт оборудования на газе покроет потребность в горячей воде, а в отопительный период будут подключать необходимую часть оборудования на угле. Менее затратный по срокам и финансам вариант по сравнению с строительством новой электростанции на газе, но количество вредных выбросов уменьшится всего на 2,6%, а расширение станции всё равно потребует колоссальных затрат.
Установка нового оборудования по очистке воздуха без перехода на природный газ
Загрязнение воздуха упадёт с 11,2 до 2,7%. Потребность в природном газе отсутствует. Энергетические котлы №1-8 будут реконструированы под современное оборудование для очистки от вредных выбросов (золы, оксидов серы и азота). Самый бюджетный и, пожалуй, единственный вариант, который можно выполнить, уложившись в сроки, установленные Президентом. Количество выбросов на порядок ниже, чем при расширении станции (5,9%) и немного выше, чем при постройке новой на газе (2%), а затраты и сроки значительно ниже в общем, но стоит помнить, что существующее оборудование постепенно устаревает, и в итоге вопрос постройки новой станции всё равно однажды вернётся.
Что станет с тарифами?
Себестоимость тарифов однозначно повысится, но отразится ли рост на счетах потребителей, зависит от политической воли Правительства Казахстана. Природный газ дороже, чем уголь, а модернизация ТЭЦ-2 в любом из трёх вариантов потребует значительных капиталовложений. В АО "Самрук-Энерго" однозначно заявляют, что у АО "АлЭС" нет финансов на модернизацию.
Выбирая один из трёх вариантов предТЭО, Правительству Казахстана также необходимо выбрать, кто будет платить. Чем больше капиталовложений придёт из бюджета страны, тем меньше будут платить жители города. Соответственно, заём в каком-либо банке или за счёт средств холдинга "Самрук Казына" будет оплачиваться алматинцами через тарифы.
"Предварительный технико-экономический анализ показывает, что при текущем финансовом состоянии АО "АлЭС" не имеет возможности реализовать проект модернизации ТЭЦ-2 за счёт собственных средств. В случае же использования заёмных средств произойдёт значительный рост тарифа, что свою очередь повышает риск возникновения социальной напряжённости. В связи этим вопрос определения источников финансирования реализации проекта вынесен для рассмотрения на уровень Правительства РК", – пояснили в АО "Самрук-Энерго"
Читайте также: Активисты говорят о критическом загрязнении воздуха в Алматы. "Казгидромет" опровергает
Если верить расчётам предТЭО, в лучшем и самом дорогостоящем варианте качество воздуха улучшится всего на 10,5%, но эти выкладки основываются на официальной статистике, к которой независимые экологи не единожды предъявляли претензии.
Частный сектор газифицирован, но неизвестно, сколько хозяйств реально отапливается газом. Выбросы предприятий рассчитываются не по реальным показателям, а по примерным коэффициентам и потреблённому объёму топлива, данные о которых предоставляют сами предприятия, загрязняющие атмосферу.
В акимате говорят, что большую часть выбросов генерирует автотранспорт, но расчёты ведутся по определённому коэффициенту, который умножается на примерное количество машин в городе. Параметры двигателей в учёт не берутся, хотя базы данных зарегистрированных автомобилей позволяют проводить более точный анализ.
Реальность предположений подтвердится только после модернизации ТЭЦ-2, но красноречиво описывает текущую ситуацию, график которой выложил на своей странице в "Фейсбуке" Павел Александров, автор проекта airkaz.org. По данным приборов, установленных в разных точках Алматы, больше всего выбросов в атмосферу фиксируется в отопительный сезон.
Если предТЭО действительно существует, то жители города должны были участвовать в выборе альтернативных вариантов
Представители "АлЭС", "Самрук-Энерго", акимата Алматы и лично аким Бауыржан Байбек не раз говорили, что предТЭО разработано и передано Правительству. Но, по словам руководителя экологического общества "Зелёное спасение" Сергея Куратова, если документы и вправду существуют, первым делом их должны были опубликовать в открытом доступе и провести общественные слушания. В соответствии с национальным законодательством и Орхусской конвенцией общественность имеет право участвовать в процессе принятия решений на самых ранних этапах, когда открыты все возможные варианты и даже отказ от проекта.
"Если документация готова, то ПредОВОС, который передан на обсуждение Правительству, ответственные государственные органы должны опубликовать в открытых источниках, чтобы общественность могла ознакомиться с ними, обсуждать и вносить предложения, – пояснил Сергей Куратов, руководитель экологического общества "Зелёное спасение". – "На основании 13-й,14-й статей Экологического кодекса и 4-й, 6-й статей Орхусской конвенции уполномоченные государственные органы обязаны предоставить документацию, иначе это прямое нарушение законов Казахстана и норм международного договора".