Завершился кем-то ожидаемой, а для кого-то неожиданной победой кыргызской картины «Небесное кочевье». Член жюри FIPRESCI Дмитрий Мостовой специально для Informburo.kz рассказывает обо всех фильмах, получивших награды главного отечественного кинофорума.

«Небесное кочевье» («Сутак»), Кыргызстан – Гран-при и специальный диплом жюри маленькой актрисе Жибек Бактыбековой

С названием триумфатора «Евразии» вышла небольшая путаница – в каталоге фестиваля фильм обозначен как «Небесное кочевье» с аналогичной адаптацией на английский язык Heavenly Nomadic, однако, в оригинале он называется «Сутак» и под этим же именем, Sutak, упоминается в иностранной прессе. Сутак – ночная птица с характерным пением (орнитолог-любитель подсказывает мне, что, видимо, речь идёт о сове-сплюшке). По легенде, в неё колдуньей превращена девушка, вышедшая постоять с парнем не в то время и не в том месте. В картине режиссёра-дебютанта полного метра Мирлана Абдыкалыкова иносказательно сутак – это вдова, живущая с дочерью, а также родителями трагически погибшего супруга в уединённом местечке в горах пока ещё вдали от цивилизации. Старший сын уже перебрался в город, туда же вдову зовёт застенчивый метеоролог – единственный возможный жених в округе… За неделю до «Евразии» «Небесное кочевье» получило главный приз фестиваля «Киношок», кроме того, фильм выдвинут Кыргызстаном на соискание премии «Оскар», но шансов оказаться хотя бы в лонг-листе у него немного.


Кадр из фильма "Сутак"

«Набат», Азербайджан – призы за лучшую режиссуру Эльчину Мусаоглу и лучшей актрисе Фатиме Мотамед-Арья

Тема Нагорно-Карабахского конфликта и непростых взаимоотношений Азербайджана и Армении неисчерпаема в кинематографиях обеих стран. Эльчин Мусаоглу рассказывает историю стариков, чей сын погиб на войне, а сами они вот-вот станут её жертвами, потому что, уходя и эвакуируя из села местных жителей, азербайджанская армия про пожилую пару забыла. Но женщина с говорящим именем Набат не сдастся на милость ворогам и поведёт свою, потаённую войну.


Фото Дарьяш Наджафи
Сцена из фильма "Набат"

«Любимое дело», Индия – специальный приз жюри

В оригинале фильм называется Labour of Love, что логичнее было бы перевести прямо – «Работа любви», сохранив двойственность смысла. Тем более, что никакого «любимого дела» здесь нет. Молодая индийская пара, как и многие современные семьи, находится под прессом и на грани расставания из-за того, что их графики категорически не совпадают: у мужа ночная работа, и когда он возвращается домой, жена уже уходит на свою, дневную работу. Альтернативы нет – действие фильма происходит в разгар экономического кризиса и забастовок в Калькутте. Один из самых минималистичных фильмов «Евразии» - ни одного диалога, зато искусная операторская работа.

 


Кадр из фильма «Любимое дело»

«Жат», Казахстан – приз лучшему актёру Ержану Нурымбету

Про картину Ермека Турсунова, как и «Сутак», выдвинутую на «Оскар», я подробно рассказывал здесь, поэтому нет смысла повторяться. Ержан Нурымбет должен был собрать множество наград, в том числе отечественных, ещё за ленту «Келiн», так что, можно сказать, это классический случай «Награда нашла героя».

«Я Ноджум, мне 10 и я разведена», Йемен, ОАЭ, Франция – специальный диплом жюри режиссёру Хадидже Аль-Салями

Логичнее было бы отправить данный фильм в последний раздел – «Недооценённое кино» (см. ниже). Тем более, если мы говорим о юных актрисах. В йеменской картине, может быть, не всё стройно и не всё выполнено на высшем уровне, но это компенсируется реальной историей девочки, первой в истории восставшей против местных обычаев и порядков и подавшей на развод с мужем, которому она была продана собственным отцом.

«Шлагбаум», Казахстан – приз FIPRESCI, а также приз NETPAC лучшему актёру Еркебулану Дайырову


Кадр из фильма "Шлагбаум"

Оба жюри кинокритиков так или иначе не обошли стороной фильм Жасулана Пошанова, одну из первых ласточек движения «Партизанское кино». В жюри FIPRESCI решение было принято единогласно и без обсуждения – мы с французом Пьером-Ивом Роже и Ханной Марголис из Польши, не сговариваясь, поставили «Шлагбаум» на первое место в своих рейтингах. Это редкая для Казахстана профессиональная картина, не боящаяся рассказывать о проблемах нашего общества, об особенностях правосудия, о продолжающей расти как в доходах, так и в непонимании пропасти между богатыми и бедными. В кинотеатрах «Шлагбаум» должен появиться 8 октября.



«Первая жена Сагынтая», Казахстан – приз NETPAC лучшей актрисе Альфии Сембаевой

В 2008 году фильм режиссёра Данияра Саламата «Вдвоем с отцом» получил на «Евразии» награды за лучшую режиссуру, мужскую роль и приз NETPAC. Семь лет спустя Саламат представил ещё более лаконичную картину, снятую, по его словам, вообще без бюджета. Это не очень качественное (что естественно) чуть ли не мокьюментари о женщине с семью дочерьми, от которой ушёл муж, потому что она не могла родить ему сына. Тяжёлое кино, в котором правды жизни гораздо больше, чем искусства.

 

«Кунанбай», Казахстан – приз NETPAC

Местами историческое, местами аллегорическое кино о человеке, которого большинство из нас знает только, как отца великого Абая. Роль Кунанбая сыграл Досхан Жолжаксынов, выступивший также режиссёром и одним из авторов сценария этой ленты.


Фото Courtesy Photo
Фильм  "Кунанбай" режиссера Досхана Жолжаксынова

Недооценённое кино

Из фильмов, которые, увы, не получили на «Евразии» ничего, выделяются два.

«Мельбурн», Иран

Потрясающе сделанная картина режиссёра-дебютанта Нимы Джавиди о супругах, которые в день своего отъезда (официально – временного, но, судя по всему, окончательного) сталкиваются с неординарной, трагической ситуацией. Няня соседей просит присмотреть за младенцем, пока тот спит. Но вскоре герои понимают, что ребёнок мёртв... «Мельбурн» получил призы на фестивалях в Каире и Стокгольме, награду Asia Pacific Screen Awards («Оскар» Азиатско-Тихоокеанского региона), был встречен овацией на Неделе критиков в Венеции. К сожалению, по регламенту, жюри FIPRESCI и NETPAC на «Евразии» не могли оценивать этот фильм.

 

«Мустанг», Турция, Германия, Франция, Катар



Ещё одна сложная история о пяти сёстрах-сиротах, воспитываемых дядей и бабушкой в деревне неподалеку от Трабзона. Привыкшие к светской жизни девочки, «благодаря» навету соседки, оказываются буквально в тюрьме в собственном доме. Преклоняющиеся перед традициями родственники готовятся выдать их одну за другой замуж за незнакомых мужчин. Кто-то из сестёр мирится с этой участью, а кто-то попытается вырваться на волю.