Серьёзный раскол произошёл в православном мире. Русская православная церковь объявила о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом.

Это, конечно, не Великий раскол 1054 года, когда христианский мир распался на римско-католическую церковь на Западе и православную на Востоке с центром в Константинополе, но всё же масштабное событие, которое может повлечь за собой последствия прежде всего на политическом уровне.

Парадоксально, что при этом Константинопольский патриархат заявляет о том, что продолжает состоять в общении с РПЦ.

"Вселенский патриархат не прерывал общения с Московским патриархатом и продолжает его поминать в порядке, установленном в диптихе", – говорится в обращении экзархата русских приходов в Западной Европе, который подчиняется Константинополю.

В апреле президент Украины Пётр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху о предоставлении автокефалии.

Константинопольский патриархат поддержал эту просьбу. В начале сентября в Стамбуле прошло заседание архиереев, на котором объявили, что патриархат может предоставлять автокефалию без согласия других православных церквей.

Хронология событий

9-11 октября в Стамбуле прошёл Синод, на котором Константинопольский патриархат снял анафему с патриарха Филарета (он был лишён сана и предан анафеме РПЦ в 1997 году) и отменил указ 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.


Патриарх Варфоломей / Фото с сайта "Новое время"

В ответ на это Московский патриархат объявил, что даст адекватный и жёсткий ответ на решения Синода Константинопольского патриархата по Украине.

15 октября в Минске прошёл Священный синод Русской православной церкви, на котором и было объявлено о разрыве отношений с Константинополем.

"Отныне и впредь до отказа Константинопольского патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской православной церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской церкви, а для мирян – участие в таинствах, совершаемых в её храмах", – говорится в официальном обращении Священного синода Русской православной церкви.

Это решение означает, что совместные богослужения священников и причащения в храмах Константинопольского патриархата для прихожан РПЦ официально запрещены и могут повлечь за собой отлучение от церкви. РПЦ также официально предупредила своих прихожан об ограничениях при посещении святой горы Афон.

Что это означает для Казахстана

Казахстанский митрополичий округ выразил солидарность с решением РПЦ. Об этом рассказал "Интерфаксу" управделами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий.

"Мы оказались на пороге, может быть, очень новых событий, и нам остаётся надеяться на то, что в Украине мы сможем избежать каких-то трагических последствий и кровавых событий, которые могут последовать вслед за этим беспрецедентным, неканоническим решением Константинопольского патриарха. На каждой службе мы здесь, в Казахстане, возносим особую молитву о мире на земле Украины и всей своей душой мы с нашими братьями по вере, которым предстоит, возможно, противостоять тем людям, которые пытаются разрушить единство православия", – сказал епископ.

Как уточнил для Informburo.кz пресс-секретарь митрополичьего округа Русской православной церкви в Казахстане отец Евгений Иванов, в практическом и ритуальном плане для православных Казахстана решение РПЦ ничего не означает. Храмов, которые относятся к Константинопольскому патриархату, в Казахстане нет.


Протоиерей Евгений Иванов / Фото с сайта Voxpopuli.kz

"Для православных Казахстана ничего не меняется, единственное, что мы делаем сейчас, – усиливаем молитву за наших православных братьев в Украине, – говорит отец Евгений. – В службу введены особые прошения об единстве православной церкви, чтобы она не была расколота, чтобы был мир, чтобы избежать кровопролития в братской Украине. Но Православная церковь Казахстана, конечно, говорит, что действия патриарха Варфоломея противоречат канонам церкви. И глава Православной церкви Казахстана, митрополит Александр, является постоянным членом Синода, под документом с его последним решением есть его подпись. Поэтому что от нас зависит? Мы можем сейчас только молиться за преодоление раскола, чтобы мир всё-таки восторжествовал".

Сложности и духовно-нравственные дилеммы могут возникнуть, скорее, у православных за рубежом. Прежде всего это связано с не до конца решённым вопросом о посещении горы Афон – одной из главных святынь для православных людей.

"Со времён раскола церкви на католическую и православную прошло почти 1000 лет, однако вы знаете, что есть нормальная практика, когда православные едут в католические страны и поклоняются святыням католической церкви. Единственное, что беспокоит православный мир, – это Афон, – говорит председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Православной церкви Казахстана протоиерей Александр Суворов. – Гора Афон имеет важнейшее значение для всего православного мира. Потому что для христианина очень важно побывать на этой святыне".


Протоиерей Александр Суворов / Фото с сайта Voxpopuli.kz

Александр Суворов считает церковный раскол печальным событием для всего христианского мира. Он сравнивает его с событиями 90-х годов, когда Эстонская православная церковь раскололась на две структуры: Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонскую апостольскую православную церковь Константинопольского патриархата (ЭАПЦ КП).

"Это, безусловно, трагедия. Конечно, никаких практических последствий для жителей Казахстана это не понесёт, поскольку национальность, гражданство в вопросах богослужения не имеют никакого значения. Если русский человек или украинец приезжает, например, в Грузию, то он становится прихожанином Грузинской православной церкви. В Казахстане нет храмов Константинопольского патриархата, поэтому у нас проблем не будет. Это создаст сложности для людей в Западной Европе, где в одном городе могут быть храмы разных юрисдикций. Что трагично – бывают семьи, в которых муж из Европы и привык посещать церковь Константинопольского патриархата, где богослужение ведётся на греческом языке или на языке страны. А жена, допустим, из России, и в этом же городе есть церковь Московского патриархата. Вот тут уже, к сожалению, могут быть проблемы на уровне личностных отношений. Это трагично", – сказал Александр Суворов.

Что думают теологи

Религиоведы считают, что разрыв отношений РПЦ с Константинопольским патриархатом нельзя сравнить с Великим расколом 1054 года или событиями 17 века, когда произошла реформа патриарха Никона, так как в этих случаях расхождения были связаны не только с политикой, но и с догматическими канонами. В этом же случае религиоведы оценивают разногласия прежде всего в политической плоскости. Церковь, которая исторически является мощным институтом власти, в этом контексте выступает как политический инструмент.

"Фактически, как это цинично ни звучит, этот томос, то есть кусок "дал" украинцам именно Путин. Уже после Крыма было понятно, что произойдёт нечто ещё более существенное, чем просто санкции. Это хорошо просчитанный специалистами по постсоветским государствам удар. Это пытались сделать ещё с начала 90-х, но не выходило, – говорит религиовед Николай Мерзляков. – На сам институт православия это, конечно, не повлияет. Но это будет очень и очень болезненно для самих православных, потому что пойдут анафемы. Все начнут друг друга предавать анафеме. Те, кто поддержит это решение, будет предаваться анафеме одной стороной, те, кто не поддержит, – другой. При этом свара будет уводить прихожан в альтернативные религиозные сферы. А как вы хотите, это тоже рынок – рынок религиозных услуг".

Казахстанские религиоведы считают, что стратегически для РПЦ разрыв отношений с Константинополем не совсем выгодный шаг, он, скорее, вынужденный.

"Для РПЦ, на мой взгляд, это очень проигрышная позиция, так как у неё, вероятнее всего, заберут важную составляющею – Украину. Но и для Украины это может также закончиться плохо: найдутся люди, которые начнут противостояние, которое может быть поддержано рядом горячих голов, кстати, во всему миру и уж точно в СНГ", – считает Николай Мерзляков.

Ещё один эксперт, специалист по теологии и политолог, высказал нам своё мнение о церковном расколе, попросив не называть его имени. Он объяснил это тем, что является сотрудником международной организации, работа в которой не позволяет ему делать открытые заявления на политические темы.

"Русская церковь не совсем по праву занимает первое место по статусу, потому что фактически Румынская церковь по количеству общин превышает её. Если Украина уйдёт, то она скатится на третье место. Украинская будет на втором или первом, потом румынская. Это серьёзный удар по позициям России. РПЦ может утратить право выступать защитницей всех православных, – говорит религиовед. – Да и с канонической точки зрения ситуация двусмысленная. Если бы она не была двусмысленной, настолько неоднозначные позиции не занимали бы канонические церкви. Москву поддерживают только трое: Антиохийский, Александрийский и Сербский патриархаты. Причём Сербский потому, что у него очень похожая ситуация была с Черногорией. Остальные либо поддерживают Константинополь, либо занимают неоднозначную позицию. А вот с точки зрения интересов Казахстана, на мой взгляд, для нас наиболее правильная позиция, если мы в это не вмешиваемся, не наше дело, но тихонько болеем за Константинополь. Но это только моё мнение".