Время есть, а денег нет, и в гости некуда пойти. Рецензия на фильм "Ледокол"
Сюжет фильма "Ледокол" вдохновлён историей советского ледокола "Михаил Сомов", который оказался в плену антарктических льдов и был вынужден лечь в дрейф на 133 дня и дожидаться спасательной операции. В фильме "Ледокол" корабль зовётся тоже Михаилом, но только не Сомовым, а Громовым. Кроме самого факта – дрейфа на несколько месяцев посреди вечных льдов, огромных блуждающих айсбергов и пары моментов вроде увольнения первого капитана, управлявшего судном, в фильме почти ничего общего с реальной историей. Тогда большую часть команды вывезли на вертолётах, здесь же моряки оказываются брошенными и забытыми советским руководством, и их спасение зависит от них самих.
Итак, 1985 год. Ледокол "Михаил Громов" движется к берегам Антарктиды, но встретившись с огромным айсбергом, капитан Петров (его играет мегавостребованный сейчас Пётр Фёдоров) решает обойти его. Именно в этот момент за борт падают живущий на попечении команды пёс и один из членов экипажа. Из-за развернувшейся спасательной операции судну не удаётся уйти от столкновения с айсбергом, в результате чего ледокол лишается локаторов, а команда – своего капитана. Петрова увольняют, прислав с Большой земли ему замену (Сергей Пускепалис). Но Петрову не удаётся улететь из-за поломки прибывшего вертолёта, в итоге капитанов на судне оказывается двое. А два капитана плюс один исполняющий его обязанности – это ещё хуже, чем женщина на корабле, которая, как мы помним, всегда приводит к бунту. Вскоре зритель понимает, что "два с половиной" капитана – это настоящая катастрофа. В итоге корабль застревает, и в ожидании спасения экипаж корабля проводит 133 дня среди льдов.
Когда фильмы, рассчитанные на широкую аудиторию, снимает режиссёр авторского кино, всегда получается любопытно и неординарно, пусть даже и не совсем то, чего зритель ждёт. Автор картины "Ледокол", которую везде заявляют как фильм-катастрофу, – Николай Хомерики. Его "Сказку про темноту" – чернушную и богатую на нецензурную лексику драму об одинокой женщине, сотруднице правоохранительных органов – приглашали в престижный конкурс Каннского кинофестиваля "Особый взгляд". Своим принципам режиссёр не изменил, и ждать от него плакатной истории о подвиге советских граждан не нужно. Получилось куда более тонкое кино, пусть и довольно брутальное по форме.
"Ледокол" – это не классический фильм-катастрофа, не героическое кино, к которому мы привыкли, и не историческая лента, реконструирующая известные события. Учитывая, что главный акцент в этой картине на том, что происходит внутри команды, между капитанами, между теми, кто отдаёт приказы и и теми кто их выполняет, "Ледокол" – это, скорее, психологическая драма, разворачивающаяся на одном корабле в антарктических льдах.
Сначала вас в фильмы всё раздражает: кажется, там и смеются на организованном кинопросмотре уж слишком натужно, и герои кажутся шаблонными – вот почти анекдотический украинец, а это лицо кавказской национальности и т.д. Да и ощущение создаётся, что все катастрофы здесь случаются только от банальной халатности, самонадеянности и отсутствия дисциплины. И даже благородная цель – спасение человека, прыгнувшего за борт за собакой, в то время как остальных 70 человек экипажа собирается раздавить громадный айсберг, выглядит как результат глупости. Но спустя время оказывается, что фильм-то довольно неплох. Нет там грандиозных спецэффектов и нет драматургического напряжения, которое должно сопровождать фильм-катастрофу, но этого и не нужно. И без того получилась довольно увлекательная картина о мужчинах, способных бросить вызов не только судьбе, природе, бюрократическому начальству, но и даже здравому смыслу. Ну а как в жизни без этого?..
Сам ледокол здесь как образ Советского Союза, огромной махины, которая может пробивать льды в самых суровых условиях и способна выжить там, где температура может опускаться до минус 93 градусов, но при этом выйти из строя из-за недооценки человеческого фактора. А важная для спасения экипажа трещина в вечных льдах – как то самое время, когда лёд советской цензуры начал таять: перестройка, гласность, Михаил Горбачёв. Через несколько лет развалится Союз, а молодёжь во всю поёт песни Цоя (они сопровождают всю картину). В картине нет любования советским образом жизни, но и ненависти к нему – тоже. Наоборот, в фильме ненавязчиво и без ретро-истерии стараются собрать в одно то, по чему люди сейчас скучают: по советским комедиям, по цитатам из них вроде "Семен Семёныч!", по, как это ни странно, дефициту и заграничным командировочным, которые "капают, даже если ты в дрейфе".
Актёрский состав в "Ледоколе" отличный: и оба капитана (симпатичный Фёдоров и суровый Пускепалис), и их колоритный боцман (Виталий Хаев, напоминающий в этом фильме Моргунова), и скромняга Александр Яценко, и романтичный пилот вертолёта, непризнанный поэт в исполнении Александра Паля. Если бы заменили девушку с выцветшими бровями – актрису Ольгу Филимонову (она играет жену Петрова), то кастинг был бы идеальным.Так или иначе, но картину стоит посмотреть – хотя бы понять, как по-разному можно снять историю о терпящем бедствии судне, так что не пропустите.
"Ледокол" уже в прокате.