С 6 апреля школы Казахстана переходят на дистанционное обучение. Для отечественной сферы образования это вызов, потому что ранее онлайн-образование практиковалось только в вузах. И это были первые шаги. Наверное, именно поэтому ещё до окончания школьных каникул, 1 апреля, в стране провели пробный онлайн-урок.

Корреспондент Informburo.kz поговорил с родителями школьников, чтобы узнать, каким был их первый опыт.

"Если бы не пробный урок, то все бы сошли с ума"

Махаббат Нургалиева, мать третьеклассника

Пробный урок затянулся на один час 20 минут – столько нам понадобилось, чтобы понять, что к чему, и выполнить задание. Это был урок русского языка. В WhatsApp учитель поздоровался с ребятами, рассказал, какую тему будут проходить на пробном уроке, где смотреть презентацию, домашнее задание и куда обращаться с вопросами.

В Kundelik нужно было скачать презентацию урока. Видно, какой труд проделал учитель: составил презентацию с аудиосопровождением, маршрутный лист для ученика, вставил ссылку на мультфильм, расписал каждое действие. Но если бы я не была рядом, ребёнок не понял бы, что делать. То, что там есть аудиосопровождение, я, взрослый человек, считающий себя уверенным пользователем ПК, поняла на пятом слайде. Аудиосопровождение, кстати, облегчает понимание.

Читайте также: Как учатся на карантине казахстанские студенты

Пока мы смотрели познавательный мультфильм, в это время в группе в WhatsApp творился ад. Писали дети, писали родители, задавали вопросы: где найти презентацию, как скачать файл, у одного не открывается, у другого нет программы для этого.

Если на ноутбуке запустить презентацию не проблема, то на мобильный телефон для этого нужно скачать хотя бы элементарный Power Point. Детям это название ни о чём не говорит. Мне было жалко учителя, которому каждому пришлось объяснять: что делать, куда нажимать, что скачивать.

Задания выполнили, домашнее – тоже. Как отправить учителю? Пока только в WhatsApp личным сообщением, потому что никто не знает, как его прикрепить в Kundelik. Учитель обещал снять видеообзор, как это правильно сделать.

Если бы не пробный урок, 6 апреля все – и родители, и дети, и в первую очередь учитель – сошли бы с ума, потому что нужно провести не один урок, а все по расписанию. Сейчас есть хоть какое-то представление, где искать в Kundelik файлы.

И ясно, что ученик, по крайней мере начальной школы, без помощи взрослого не справится ни со скачиванием файлов, ни с переходом из презентации по ссылкам на сторонние ресурсы, и уж тем более прикреплением домашнего задания. Мои знакомые из алматинской школы пытались прикрепить домашнее задание в Kundelik, но программа выдавала вот это:


При прикреплении домашнего задания сайт выдавал ошибку / Скриншот с сайта Kundelik

Только сейчас начинаешь понимать, как было хорошо учиться в школе, а не дистанционно. Отвёл ребёнка – и никаких забот. Там его научат, объяснят. А теперь ты соучастник учебного процесса, без помощи взрослых наши дети не справятся. Хотелось бы пожелать учителям и родителям сил и терпения.

"Из-за дистанционки в итоге мы занимаемся с ребёнком"

Рамина Еникеева, мать первоклассницы

Перевод обучения в дистанционный режим в первую очередь лёг нагрузкой на нас – родителей. Из-за дистанционки в итоге мы занимаемся с ребёнком. Если раньше учитель всё в школе объяснял, то теперь нам приходится это делать самим.

Мы меньше проводим видеоуроков, потому что в первом классе дети ещё неусидчивые. Для них это всё игра. Они всерьёз не воспринимают учёбу дома, потому что привыкли учиться в школе. Даже заставить делать уроки ребёнка сложно, он не слушает, не хочет воспринимать информацию.

С другой стороны, и учителей жаль. На них сейчас большая ответственность. Они много работают, чтобы подготовить презентации, организовать подготовку. Мы видим, как им сложно, приходится работать в таких условиях. Мы все не готовы к такому формату, мы никогда с этим не сталкивались. Думаю, это может сказаться на качестве образования. Но сейчас такая ситуация, поэтому люди с пониманием относятся.

Нам объяснили, что от видеоуроков никто не отказывается и мы всё равно их будем использовать. Наверное, в видеорежиме дети будут рассказывать стихи или выполнять работу, которую должен видеть преподаватель.

"Всё как в школе, только виртуально"

Румиля Ходжаева, мать второклассника

Я больше боялась, переживала, что не сможем справиться. Однако на деле всё оказалось не так сложно. Мы же уже давно работали с этой программой – нам и раньше в Kundelik скидывали домашнее задание. Некоторые родители туда не заходили, предпочитая брать домашку по WhatsApp. Мы же работали в Kundelik.

Обучение проходит по достаточно простой схеме. Каждый учитель загружает в Kundelik маршрутный лист, где расписывается домашнее задание по каждому предмету. Всё наглядно демонстрируется. Учительница по информатике сняла для нас видеоурок, чтобы всем было понятно, как пользоваться программой Kundelik.

Читайте также: Обучение на дому. Как получают знания дети, которые отказались от школы?

Слышала от знакомых, что во многих классах на пробных уроках был шум-гам. Но у нас всё прошло довольно спокойно. Это ещё и потому, что мы пока не используем видеоконференции. Пробный урок провели в режиме аудиоконференции. Пока учителя опасаются, что в режиме видео будет пропадать связь.

Домашнюю работу отправляем до 6 вечера на почту. Учителя проверяют. Если есть ошибки, то приходится делать работу над ошибками. В принципе, всё как в школе, только виртуально.

С одной стороны, сыну нравится дистанционная учёба. Он смеётся, говорит: "Теперь и в школу ходить не надо!". Но при этом настолько любит школу, что с утра начал надевать костюм с галстуком, искать свои брюки. Я ему объяснила, что пока уроки будут в режиме аудио, а значит, ему не обязательно быть в школьной форме.

"Связь обрывалась постоянно"

Али Намазбаева, мать первоклассницы

Единственная сложность – это слабая связь интернета. Связь обрывалась постоянно, временами пропадал звук. Но в целом особых проблем не было.

Мы общались с учителями по WhatsApp и электронной почте. Сказали, что проследить учебный процесс можно на сайте Kundelik. Для онлайн-уроков рекомендовали использовать Zoom. Домашнее задание нужно прикреплять в Kundelik. Пока ещё не пробовали, но думаю получится.

Старшим детям несложно адаптироваться, они даже лучше, чем мы, разбираются в гаджетах. Но первоклассники не могут сами учиться онлайн. Они не знают, как войти на сайт и скачать файлы. Родителям приходится помогать. Но думаю, со временем детям станет проще.

Перед пробным уроком учитель нам всё объяснила, как надо работать в Zoom и Kundelik. Поэтому мы были подготовлены. Хоть и были шероховатости, но без них никуда.

Дочери дистанционное обучение нравится. Думаю, детям это по душе. Ведь у них учёба ассоциируется со школой, а тут никуда ходить не надо, учителя видишь по компьютеру. Одним словом, впечатления фантастические у ребёнка.