Российская авиастроительная корпорация "Иркут" в рамках контракта на поставку для ВВС Казахстана многоцелевых истребителей Су-30С оснастила 604-ю авиационную базу в Талдыкоргане высокотехнологичным тренажёрным комплексом. По мнению казахстанских военных специалистов, он позволит существенно улучшить процесс подготовки военных лётчиков и сохранить ресурс боевых самолётов. На этом тренажёре можно отрабатывать применение истребителем любых авиационных средств поражения.


Фото Григория Беденко

Казахстанские военные лётчики активно осваивают новейшие многоцелевые сверхманевренные истребители Су-30СМ. В распоряжении наших ВВС уже 12 единиц. Об этом мы подробно писали. Создана первая полноценная эскадрилья, и в рамках программы перевооружения армии Казахстана Су-30СМ в ближайшие годы должны стать основой Военно-воздушных сил.


Фото Григория Беденко

В этом году ожидается поставка в Талдыкорган ещё четырёх новых бортов с авиазавода в Иркутске. Общее число самолётов достигнет 16, часть из них будет перебазирована на авиабазу в Шымкент с целью укрепления авиационной составляющей Южного регионального командования. Всего же контракт предполагает передачу казахстанским Военно-воздушным силам 20 единиц до 2020 года.


Фото Григория Беденко

Такое значительное количество боевых самолётов одного типа требует расширения штатов лётного и технического персонала казахстанских частей ВВС, кроме того, существенно возрастут расходы на их эксплуатацию, обслуживание и боевую подготовку. По этой причине контракт, заключённый с российской стороной, предполагает оснащение главной точки базирования Су-30СМ – авиационной части в Талдыкоргане новейшим многофункциональным тренажёрным комплексом.


Аскар Избасов, командир 604-й авиабазы, полковник / Фото Григория Беденко

– Это необходимый элемент всей системы, позволяющий в значительной мере сэкономить бюджетные средства, – рассказывает командир авиабазы полковник Аскар Избасов. – Тренажёр также позволяет значительно сократить по времени обучение лётчиков и сохранить ресурс боевых самолётов. Если отработать на тренажёре 50-60% программы, которая входит в курс боевой подготовки, то экономия налицо.


Сегмент тренажёра для индивидуальной подготовки лётчика / Фото Григория Беденко

По словам командира, в казахстанских авиационных частях сохранились тренажёры от старых боевых самолётов фронтовой авиации 3-4-го поколения. Это такие самолёты как МиГ-27, Су-24, МиГ-23. Эти модификации советских истребителей и бомбардировщиков несколько лет назад были сняты с вооружения. Современный авиасимулятор высотного истребителя-перехватчика МиГ-31 работает на авиабазе в Караганде. Однако для лётчиков, которые переучились на Су-30СМ, наземного тренажёрного оборудования ранее у нас не было.


Фото Григория Беденко

– Это оборудование для нас – весьма существенная поддержка, – рассказал полковник Избасов. – В Казахстане сложный климат и зачастую возникают такие условия, когда нет возможности осуществлять полёты. В это время лётчики могут тренироваться здесь и, соответственно, не терять свои навыки. Для нас это большая радость, для лётного состава – однозначно!


Фото Григория Беденко

Симулятор состоит из трёх основных сегментов. Это рабочее место специалиста, который моделирует различные условия полёта, место для индивидуальной подготовки лётчика, а также имитатор кабины Су-30СМ, где экипаж может отрабатывать всевозможные задачи – как в области пилотажа, так и применения оружейного комплекса самолёта. При этом пилотская и штурманская кабины оснащены теми же приборами, что и реальный самолёт с их полной функциональностью.


Имитатор кабины Су-30СМ / Фото Григория Беденко

– Визуализация практически полностью реальная. Позволяет отрабатывать пилотаж во всех метеорологических условиях, днём и ночью, в любое время года. Местность вокруг аэродрома полностью скопирована и перенесена на анимационную модель. Здесь специально проводилась аэрофотосъёмка с этой целью. Детализация просто фантастическая. У нас на полигоне стоит одинокое дерево. Так вот, мы его заметили во время полёта на тренажёре в виртуальном мире, – рассказывает командир авиабазы.


Лейтенант Темирлан Байменов в кабине командира / Фото Григория Беденко

Вполне естественно, что такой сложный в техническом отношении комплекс требует отдельной подготовки военных инженеров для его обслуживания.

– Наши военнослужащие получили сертификаты. Они проходили обучение здесь, на базе после того, как был смонтирован тренажёр. Для обучения прибыли российские специалисты. Сертификаты сегодня имеет инженерно-технический и лётный состав. Если возникнут, как обычно, какие-то нюансы в процессе эксплуатации, будем обращаться, спрашивать. На реальных машинах было то же самое, когда мы переучились. Сейчас уже на 80-90% эту машину освоили. И наши специалисты уже регламентные работы самостоятельно проводят. А когда-то это был для нас первый опыт. Когда первый раз провели регламентные работы, инженеры прибежали ко мне и радовались, что первый раз самостоятельно провели регламент на этом самолёте. А теперь это стало рутинной работой, – говорит полковник Избасов.


Юрий Аксёнов, директор центра подготовки лётного состава корпорации "Иркут" / Фото Григория Беденко

– Мы поставили этот тренажёр в рамках ранее подписанных контрактов, с тем чтобы повысить эффективность боевой подготовки и снизить затраты на её проведение, – поясняет ведущий специалист корпорации "Иркут" Юрий Аксёнов. – Он позволяет комплексно отрабатывать лётным составом применение авиационных средств поражения. Тренажёр также можно использовать для первоначальной лётной подготовки, а также при переходе лётчиков с одного типа боевых самолётов на другой. В целом симулятор существенно помогает в решении ряда вопросов, которые возникают в процессе организации и проведения полётов в рамках боевой подготовки.


Комплектация командирской и штурманской кабин тренажёра полностью идентична боевому самолёту / Фото Григория Беденко

По словам Юрия Аксёнова, тренажёр позволяет решать комплекс задач. Причём этот комплекс задач фактически не отличается от того, который решает реальный самолёт. На тренажёре можно отрабатывать любую задачу. Более того, можно ещё и совершенствоваться.


Фото Григория Беденко

– Например, при применении корректируемых бомб необходимо обеспечивать подвеску имитаторов – это дорогое удовольствие. Если берём на борт сложное вооружение – авиационные ракеты, то оно ограничено по количеству посадок, то есть с реальными боеприпасами можно взлетать и садиться строго ограниченное количество раз, потом они подлежат списанию. Это также большой расход материальных средств. В этом отношении тренажёр – звено, которое позволяет командованию и лётному составу, который непосредственно эксплуатирует самолёт Су-30СМ, с большим качеством готовиться и выполнять весь спектр стоящих перед ними задач, – утверждает Юрий Аксёнов.


Фото Григория Беденко

Следует добавить, что в настоящее время тренажёров, подобных тому, что теперь есть в распоряжении казахстанских военных лётчиков, – всего три. И два из них находятся в российских лётных центрах. Разработкой системы по заданию корпорации "Иркут" занималось российское оборонное предприятие "Спецтехника", расположенное в городе Дубна.


Авиасимулятор Су-30СМ


Многоцелевой истребитель Су-30СМ (справка)

Су-30СМ (серийный модернизированный) является двухместным многофункциональным истребителем поколения 4++. Он предназначен для уничтожения как воздушных, так и наземных (надводных) целей широкой номенклатурой управляемого и неуправляемого вооружения класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Самолёт разработан ОКБ Сухого и выпускается на Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО "Корпорация "Иркут". Первый полёт Су-30СМ состоялся в сентябре 2012 года.


Фото Григория Беденко

Самолёт продолжает линейку боевых машин семейства Су-30МКИ, созданного на базе самолёта Су-30 для Индии. Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащён радиолокатором с фазированной антенной решёткой (АФАР), двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. Может использоваться для подготовки лётчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители. Су-30СМ адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, состава вооружения, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем. В Казахстан истребители поставляются почти в той же комплектации, что и в Воздушно-космические силы РФ, за исключением навигационной системы французского производства. Данная система закупается Казахстаном отдельно и монтируется в самолёте во время его сборки в Иркутске.


Директор центра подготовки лётного состава корпорации "Иркут" вручает сертификат командиру 604-й авиабазы полковнику Аскару Избасову / Фото Григория Беденко

Истребитель Су-30СМ может не только сбивать самолёты противника и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолётам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34). Самолёт обладает большой дальностью полёта и возможностью дозаправки в воздухе. В конструкции Су-30СМ не использована технология малозаметности, поэтому его защита основана на подавлении вражеских радиолокационных станций с помощью мощной бортовой системы радиоэлектронной борьбы. Высокая степень маневренности самолёта достигается за счёт переднего горизонтального оперения (ПГО) и двигателей с управляемым вектором тяги. В целом же размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Лётчики размещены в кабине тандемом.


Фото Григория Беденко

Су-30СМ оснащён бортовой радиолокационной станцией управления "Барс", которая способна взять в цель 15 объектов и поразить одну ближнюю цель или четыре дальних, а также преодолеть помехи вражеских средств радиоэлектронной борьбы. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Всё это обеспечивает лётчикам высочайший уровень осведомлённости о воздушной обстановке. Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину оптико-локационная станция, она является подсистемой системы управления вооружением. Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полёта самолёта.


Фото Григория Беденко

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащён инерциальной навигационной системой с приёмником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС в российское версии (в казахстанской – GPS), это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полёт на разных режимах, включая полёт на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой. Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет восемь тысяч килограммов. Самолёт имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 килограммов, контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами. Кроме ракетно-бомбового вооружения на самолёте установлена 30-миллиметровая пушка ГШ-30-1.