В прокате фаворит американских кинокритиков – фильм Дэвида Маккензи "Любой ценой"
Лента "Любой ценой" Дэвида Маккензи, получившая восторженные рецензии известных американских критиков и почти 98% положительных отзывов на киносайте Rotten Tomatoes, оказалась депрессивной, неспешной, искренней, но, как и все настоящие истории, довольно простой картиной. Поскольку речь в ней о буднях американской глубинки, фильм сам - будто воплощение одного из героев, о которых рассказывает: его можно представить рассказом от лица потрепанного жизнью (или, как в фильме – ипотекой) ковбоя, у которого своя сермяжная правда. "Любой ценой" также честен, прост, прямодушен, и героям его истории от души сочувствуешь, даже если знаешь, что они совершают преступление.
Действия в картине разворачиваются в одном из захолустных городков штата Техас. Два брата, один из которых - только что освободившийся из тюрьмы хулиган и вечный бунтарь Тэннер (Бен Фостер), другой - вроде бы положительный со всех сторон и всегда послушный Тоби (Крис Пайн), лихо грабят банки, чтобы расплатиться с ипотекой покойной матери и выплатить прожорливым банкам их сверхприбыль и обеспечить семью Тоби безбедным существованием. Обезвредить умников и их семейный подряд – братья так тщательно и хитро организовывают преступления, что поймать их сложно, - должны ещё одни настоящие техасцы: старый, но всё еще крутой, как Большой Американский Каньон, рейнджер Маркус Хэмилтон (Джефф Бриджес) и его напарник индейско-мексиканского происхождения Альберто Паркер (Джил Бирмингем).
"На третью операцию в Ираке деньги есть, а чтобы спасти нас от банкротства – нет", – говорится в начале фильма и эта мысль будет главной на протяжении всей картины. Без истерик, воплей, пижонских диалогов перед убийством и ненужной суеты вокруг крови и перестрелок, герои добиваются каждый своего – одни грабят, другие ловят. Удивительно, как натура американской глуши послушно отдаётся в руки шотландскому режиссёру Дэвиду Маккензи (его фильм "Молодой Адам" с Эваном Макгрегором критики очень хвалили). Хоть он и не американец, но ему удалось схватить главное и рассказать настоящую американскую историю. И это при том, что в фильме зритель видит совсем не ту Америку, что мы привыкли видеть на экране: без небоскрёбов и дорогих машин, суперзвёзд и шикарных мегаполисов.
Это настоящая одноэтажная, нищая и неприкрашенная ничем американская провинция, где люди страдают от действий банков и нефтяных гигантов, где всю жизнь живут в трейлерах и еле сводят концы с концами, где в придорожных кафе ничего, кроме жареной картошки и стейка одной степени прожарки, а бедность - это не просто бич, а наследственная болезнь. Это та же Америка, что мы видели в фильмах "Старикам тут не место" Коэнов или же "Небраска" Александра Пэйна. Удивительно, но в этой нищете тоже есть своя поэтика, и мы это наблюдаем весь фильм.
Отдельные комплименты сценаристу фильма Тэйлору Шеридану, известному по написанному ранее сценарию к захватывающему триллеру о наркомафии Дэни Вильнёва "Сикарио"(для русского проката его перевели как "Убийца"). На этот раз, балансируя между многими жанрами: вестерном, социальной драмой, семейным кино, криминальным триллером, и даже роуд-муви, заимствуя элементы то одного, то другого, ему удалось рассказать вроде незамысловатую, но на самом деле глубокую и, несмотря на свою брутальность, трогательную историю. В ней разом показано всё, на чём держится Америка: это и семья, и герой, не желающий прогибаться под систему и жаждущий добиться справедливости, как бы он её себе не представлял.
Интересно, как по-новому, сквозь расистские шутки и подколы зазвучала тема коренных жителей Америки – индейцев, справедливость в итоге восторжествовала: белые отняли земли у индейцев, а теперь их банки отнимают земли у белых же граждан. Другой плюс сценария в том, что, несмотря на отсутствие однозначного злодея, все характеры в фильме получились интересными и объёмными, каждый со своей правдой, а противостояние между ковбоями-правонарушителями и рейнджерами, которые выводят их на чистую воду, вообще классическое.
Несмотря на драматический накал, в фильме есть место шуткам, что делает эту картину, безусловно, приятнее для восприятия. Актёрские работы неплохи, в Джеффе Бриджесе мы и не сомневались, но даже Крис Пайн, оказывается, может, если хочет, брать высокую драматическую ноту и ради роли научится ходить как ковбой. Единственное, что, возможно, не устроит зрителя, - это открытый, чёрт его подери, финал, ну и, как обычно, русский перевод названия фильма. В английской версии, он звучит как: Hell or high water – что означает что-то вроде "Чтобы ни случилось" или "Будь что будет". Тоже, конечно, не лучшее название, но и не дурацкое "Любой ценой".
Фильм уже в прокате.