В прокат вышел фильм Аскара Узабаева, который не выпускали на экран 4 года
Ценители казахстанского кино ждали выхода ленты "Жол: Путь боксёра" с таким же нетерпением, с каким любители бокса в нашей стране ждут боёв с Геннадием Головкиным. У фильма "Жол" – тяжёлая карма, его сняли четыре года назад, но по какой-то причине не пустили сразу в прокат. Спустя два года после первых съёмок решили полностью изменить историю и пересняли некоторые сцены, а потом фильм вообще положили на полку.
"Первое время я переживал, но потом просто решил, что, значит, время этой картины ещё не пришло и, наверное, так оно и должно было быть", – делится с informburo.kz режиссёр фильма Аскар Узабаев (известный ранее по фильмам "Коктейль для звезды", "Осторожно, корова", сериалу "Любовь тракториста") .
По словам Аскара, первоначально "Жол" была попсовой историей о боксёре, который сумел из непрофессионала перейти в разряд профессиональных спортсменов: несокрушимая воля главного героя к победе, немного юмора, немного любви – словом, так он стал бы одним из проектов "Казахфильма". Однако после того как режиссёр вложил в фильм ещё и свои собственные деньги, картина "Жол: Путь боксёра" стала искренней социальной драмой, отражающей наше общество честнее и талантливее, чем все эти радужные истории о выпускниках стипендии "Болашак".
Теперь "Жол" – это история о парне, который работает на барахолке носильщиком. Днём он бегает с тележкой и криками "Жол, жол!", вечером участвует в боях без правил, а ночью мечтает пробиться в другой социальный слой, выйдя на большой ринг. Фильм "Жол" затрагивает не только вопросы социального расслоения, доступности спорта и возможностей развития для молодых людей, но и глубокие темы, трогающие каждого человека: например, тему семьи и отца – как первого и самого главного ориентира для будущих мужчин. Отчего одни парни становятся чемпионами, как Геннадий Головкин или Серик Сапиев (оба вдохновляют главного героя), а другие так и остаются со своими мечтами один на один?..
"Почему вы изменили фильм? Вы хотели, чтобы он понравился зрителям и собрал кассу?" – спросила я Аскара.
"Я хотел, чтобы фильм понравился мне, – ответил он. – И сейчас он мне нравится. Фильм "Жол" для меня особенный, ведь, снимая его, я по-настоящему понял, что такое кино".
Действительно здесь мы впервые видим серьёзное кино от Узабаева.
Фильмов о боксе десятки – кто-то сравнил "Жол" с "Бешеным быком" Скорсезе, кто-то увидел в герое фильма столько же желания и отчаяния как в героине "Малышки на миллион" Иствуда. И всё-таки достоинство фильма "Жол" в том, что это не копия чего-то, а оригинальный казахстанский продукт. Интересно, что Аскар Узабаев то ли намеренно, то ли неосознанно проводит мост к классике казахстанского кино. К примеру, главного негодяя в его фильме играет актёр – Динмухамет Ахимов. Он активно снимался и в советское время, и у зрителей ассоциируется с лучшим кино тех лет. А одна из сцен в картине "Жол" похожа на цитату из роли Мамонова в фильме "Игла" Нугманова.
Операторская работа от Азамата Дулатова отличная. Актёрские работы в новом детище Узабаева хорошие - непрофессионалы ничуть не теряются на общем фоне. "Мы так долго ждали этот фильм, что в один момент я просто потерял надежду на то, что он вообще когда-нибудь выйдет, – рассказывает исполнитель главной роли, рэпер Назар Шархан. – Я говорил, что не пойду на премьеру, но сегодня я здесь. И это всё благодаря трём вещам. Во-первых, "Жол" ждали, и он вызывал интерес задолго до премьеры, о нём говорили ещё до выхода на экран. Мне самому было интересно – почему? Во-вторых, я слышал, что фильм понравился тогдашнему руководителю "Казахфильма" Ермеку Аманшаеву, он сказал, что картина по-настоящему получилась, и это подогрело мой интерес. А в-третьих, на первом закрытом предпоказе "Жол", который был несколько лет назад, его обсуждали почти три часа, и было мнение, что этот фильм может вызвать острую реакцию. Последнее ещё больше усилило желание посмотреть "Жол" на большом экране".
Назар Шархан актёр хоть и непрофессиональный, но действующий: сейчас он играет в театре "Ак-Сарай" с Болатом Атабаевым и мечтает сыграть роль в сложной психологической драме. До съёмок он полгода готовился к этой роли – на сцене театра, затем под руководством актрисы Ольги Ландиной. "Аскар Узабаев умеет работать с актёрами, он помогал мне работать над образом моего героя и, главное, вдохновлял меня на то, чтобы написать музыку к фильму", – рассказал Назар.
"Свою работу оценивать сложно, но если говорить о фильме в общем, то мне он понравился, – признаётся Динара Жумагалиева – актриса, играющая в фильме возлюбленную главного героя. – Мне кажется, это одна из тех казахстанских картин, которые можно отнести к настоящему кино. Это фильм о нашей жизни, который будет понятен и близок казахстанцам".
Несмотря на то что Динаре на тот момент было всего 19 лет, и её роль включала в себя сложные драматические эпизоды, с задачей актриса справилась. Она рассказывает, что во всех сценах плакала по-настоящему. "Был только один момент, когда не удавалось настроиться на нужную волну, – говорит она. – Мне намазали веки ментолом, после которого я вообще не могла открыть глаза, потом поняла, что лучше собраться и отыграть, чем прибегать к хитростям".
По словам актрисы, не все драматические сцены вошли в фильм, как и не вошли те эпизоды, где ребята снимались в непростых условиях. "Были сцены, где мы играли как бы в летнее время, а на самом деле это была зима, а мы снимались в неотапливаемом помещении в лёгкой летней одежде. Аскар может войти в раж и снимать сутками: например, одну сцену мы снимали с 7 вечера до 4 утра. На съёмочной площадке он требовательный и даже жёсткий человек".
Получится ли картине "Жол" послать публику в нокдаун? Вопрос, конечно, интересный. Как жаль, что фильм решили выпустить в кризис, а не сразу после того как он был готов. Увы, эта премьера вышла не такой большой и громкой, как хотелось бы. К тому же фильм "Жол" появился на экранах после картины "Шлагбаум" Жасулана Пошанова, который тоже о парне, мечтающем стать боксёром. И хотя сам Аскар Узабаев и был продюсером "Шлагбаума", но все же зритель начинает невольно сравнивать эти две картины. Картина Аскара получилась более эмоциональной. Но о чём бы мы сейчас ни рассуждали, фильм "Жол" настоящий, и его есть за что поддержать в прокате.