Нужен Казахстану четвёртый нефтеперерабатывающий завод или нет – это, пожалуй, один из самых противоречивых вопросов последнего десятилетия. Впервые о новом НПЗ в стране заговорили в 2009 году, тогда вопрос стоял так: модернизация трёх имеющихся или строительство четвёртого? Выбор пал на модернизацию.

Но модернизация – процесс длительный, а дефицит топлива напоминает о себе регулярно, два раза в год минимум: во время посевной и уборки урожая. Новый завод решил бы не только проблему обеспечения внутреннего рынка топливом классом не ниже "Евро-4", но и позволил бы выйти с высококачественными нефтепродуктами на заграничные рынки, что всегда было заманчивой перспективой для Казахстана. В условиях кризиса и снижения цен на нефть и газ четвёртый нефтеперерабатывающий завод стране нужен, отметил Президент и в 2014 году поручил Правительству определиться со сроками его строительства. Informburo.kz разобрался, как возникает дефицит топлива в Казахстане и какие решения предлагают, чтобы избавиться от этой проблемы.

Альтернатива от нацкомпании

Когда казалось, что всё окончательно и бесповоротно решено, в "КазМунайГазе" вдруг предложили вместо строительства нового завода увеличивать мощности Шымкентского. Главный аргумент нацкомпании заключался в том, что по трём основным месторождениям страны вопрос решён на десятки лет вперёд: по условиям долгосрочных контрактов с Тенгиза, Карачаганака и Кашагана экспортироваться будет именно сырьё, а не готовые нефтепродукты, поэтому тратиться на четвёртый НПЗ не рентабельно. На базе шымкентского фактически обещали построить новый, но возникли сложности.

"Оказалось, что земли вокруг Шымкентского завода проданы и территориально расширяться ему сложно. Для этого надо выкупать участки, но можно представить, какие деньги за них запросят хозяева!" – прокомментировал informburo.kz независимый эксперт Сергей Смирнов.

К вопросу о строительстве четвёртого НПЗ снова вернулись через год: в 2015-м стало известно, что новый завод планируется разместить в Мангистауской области. Проект планировалось реализовать в партнёрстве с Китаем и Ираном, но дело дальше разговоров опять так и не продвинулось.

Нужен ли в итоге Казахстану ещё один нефтеперерабатывающий завод или нет, сегодня на этот вопрос чиновники отвечают крайне неохотно и с большой осторожностью. Официальная позиция Министерства энергетики такова, что в ближайшие 8 лет страна сможет легко обойтись без четвёртого НПЗ, так как к 2018 году наконец завершится масштабная модернизация Павлодарского, Атырауского и Шымкентского заводов.

"Мощности модернизированных НПЗ достаточны для обеспечения потребителей внутреннего рынка в ближайшей перспективе. В связи с этим вопрос строительства четвёртого НПЗ необходимо рассматривать в 2025 году", – говорится в о ответе Минэнерго на официальный запрос informburo.kz.

Мощности трёх модернизированных заводов, если верить официальным прогнозам, позволят не только полностью обеспечить внутренний рынок топливом, но и производить нефтепродукты с избытком. Впрочем, так будет лишь первое время. Потребности казахстанцев в бензине, дизельном топливе и авиакеросине с каждым годом растут. И уже вскоре профицит снова сменится дефицитом, поэтому, по мнению специалистов, откладывать со строительством четвёртого НПЗ нельзя.

Перерабатывать нефть в Казахстане невыгодно

"Потребление топлива у нас растёт из года в год: во-первых, растёт количество нового автотранспорта в Казахстане – рынок обновляется. Во-вторых, прирост автотранспорта связан с тем, что строятся хорошие трассы, развивается туризм, люди могут больше путешествовать – народ у нас стал более мобильный. Профицит, который появится после модернизации заводов с 2018 года, со временем перейдёт в дефицит с 2019 к 2025 году. Я считаю, что этот завод нам нужен, нефти у нас достаточно", – высказал своё мнение заместитель генерального директора по операционному управлению "КазМунайГаз Өнімдері" Нуркен Мурзагалиев.


Нуркен Мурзагалиев / Фото "КазМунайГаз Өнімдері"

Нефти в Казахстане действительно хватает для того, чтобы загрузить четыре завода, однако добывающие компании не особо охотно пользуются услугами и трёх имеющихся. Практически половина объёмов, поступающих на отечественные НПЗ, – российское сырьё. Львиную часть добычи недпрользователи экспортируют за границу.

"Мы добываем около 80 миллионов тонн сырья, перерабатываем 14,5, причём из них почти половина – российская нефть. В России, для сравнения, перерабатывается половина добываемой нефти. Таким образом, сырьё-то у нас есть, только практически оно всё идёт за рубеж, на экспорт", – рассказал независимый эксперт Сергей Смирнов.

Такое положение дел эксперт связывает с особенностями казахстанской налоговой политики, при которой экспортировать сырьё намного выгоднее, чем поставлять его на отечественные НПЗ.

"Налоговая политика у нас построена так, что когда я экспортирую сырьё, то я его там продаю по мировым ценам, и мне возвращают НДС. А когда я поставляю сырьё на наш НПЗ, то я обязан поставлять его уже по более низким, в 1,5-2 раза ниже мировых, ценам и ещё должен заплатить НДС, то есть никакого интереса поставлять сырьё на наши заводы у недропользователей нет, поэтому производственные мощности остаются недозагруженными", – пояснил он.

Дефицит кроется в деталях

Тем временем 30% дефицита топлива на отечественном рынке этой осенью в очередной раз напомнили о себе повышением цен на ГСМ. По официальным данным, заправочные станции "КазМунайГаз Өнімдері" в сентябре подняли цены на бензин марки АИ-92 со 144 до 147 тенге, на дизтопливо – со 143 до 146 тенге. Аналогичные манипуляции с ценниками проделали и все остальные сети АЗС.


Сергей Смирнов / Фото Ярослава Радловского

"Чем больше опта заходит, тем выше становится цена в Казахстане, так как цены в России выше казахстанских. Основной фактор, из которого складывается розничная цена топлива на АЗС, – это себестоимость, цена приобретения. Если мы приобретаем в России, где цены намного выше, чем в Казахстане, то, соответственно, цена растёт и у нас. Если мы не будем поднимать цену, мы не сможем купить его. Мы же не можем продавать дешевле, чем купили, – получается дисбаланс", – пояснил заместитель генерального директора по операционному управлению "КазМунайГаз Өнімдері" Нуркен Мурзагалиев.


Автозаправочная станция / Фото с сайта motor.kz

Однако Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей в повышении цен узрел сговор владельцев сетей заправочных станций и подал на них в суд с требованием оштрафовать на общую сумму более 600 млн тенге. Подают иски антимонопольщики на реализаторов не в первый раз, случается это регулярно, как только происходит очередное сезонное повышение цен на ГСМ. В прошлом году доказать факт сговора им удалось, и только "КазМунайГаз Өнімдері" оштрафовали на 88 миллионов тенге.

"Когда они ссылаются на то, что цены в России значительно выше, чем в Казахстане, – это действительно так. Но обратите внимание, что цены сравниваются на автозаправках. Сейчас в России идёт повышение цен, потому что повышаются акцизы – в следующем году они повысятся ещё дважды, но акцизы в оптовой цене не сидят, они сидят в рознице. Когда покупаешь оптом, ни акцизов, ни части других налогов нет", – подчеркнул Сергей Смирнов

За топливных реализаторов вступилось профильное ведомство. В Министерстве энергетики отмечают, что все крупные сети АЗС приобретают импортные ГСМ в одном ценовом диапазоне и формируют розничные цены под влиянием одинаковых факторов, поэтому розничные цены могут меняться у разных реализаторов практически в одно время. В связи с этим предлагается доработать Предпринимательский кодекс, чтобы ценовая политика стала более гибкой.


Канат Бозумбаев / Фото informburo.kz

"В среднем российский бензин на границе стоит 560 долларов за тонну плюс есть доставка, раскредитовка, где-то 13 тысяч на тонну – это расходы заправочных станций. В среднем получается, если российский бензин в Казахстан привезти, 150-151 тенге расход есть за литр на заправку", – пояснил министр энергетики Канат Бозумбаев, отвечая на вопрос редакции.

После завершения модернизации трёх отечественных НПЗ в 2018 году зависимость Казахстана от России, по данным профильного министерства, должна сойти на нет, и тогда цены на топливо в нашей стране стабилизируются. Правда, ненадолго. В 2025 году по условиям договора стран-участниц ЕАЭС стоимость нефтепродуктов внутри экономического объединения должна сравняться. Впрочем, зависимость может вернуться и раньше: к примеру, если официальные прогнозы не сбудутся, что уже было не раз в подобных случаях, то дефицит возобновится досрочно.