Самозанятое население в Казахстане стало целым социальным классом, очертить контуры которого в обществе профильные министерства не могли долгие годы. При этом вопрос о необходимости определиться с самозанятыми поднимался на самом высоком уровне. В феврале на расширенном заседании Правительства Нурсултан Назарбаев заявил, что эта категория казахстанцев находится "в тени" и не платит налогов.

Между тем, именно из-за самозанятых кабмин сдвинул сроки внедрения обязательного социального медицинского страхования. В 2017 году выяснилось, что в Казахстане их слишком много, а система медстрахования их бы попросту не охватила, потому что они не делают обязательных отчислений. В итоге внедрение перенесли сперва на 2020-й, но затем с разрешения главы государства "приблизили" до 2019-го.

После критики Президента Правительство решило плотнее взяться за "самостоятельно и неформально занятых". Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство национальной экономики и Министерство финансов подготовили законопроект, в случае принятия которого в Казахстане появится новый налоговый режим – единый совокупный платёж. Informburo.kz рассказывает, что это даст рядовым казахстанцам и как отразится на системе социального обеспечения страны.

Для кого вводят новый платёж?

Из более чем 18-миллионного населения Казахстана заняты трудом почти 8,6 млн. При этом только 6,5 млн работают по найму, а оставшиеся 2,1 млн относятся к категории "самозанятых". Это довольно широкая прослойка людей, в которую входят, к примеру, работодатели, индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства. Безработных в 2017 году было зарегистрировано 442 тысячи.

Однако не все наёмные работники и самозанятые оформляют свою деятельность официально. По данным Минтруда, "неформально занятых" в Казахстане почти 1,4 млн человек. Они не отчитываются о своей работе, не платят налоги и не делают отчисления в социальные фонды.


Презентация Министерства труда и социальной защиты населения РК

Из-за этого неформально занятые "отрезаны" от систем социального обеспечения – информации о них нет в базах данных. Решить этот вопрос профильное ведомство – Министерство труда и соцзащиты населения решило новым законопроектом.

"Всё больше людей выбирают работу не на постоянном контракте, хотят заниматься собственным делом или иметь гибкие формы занятости. Казахстан не исключение. Сегодня в стране более 2 млн человек относятся к категории самостоятельно занятых. Наша задача – чтобы эта категория граждан была полностью охвачена системами социального обеспечения, особенно пенсионной и медицинского страхования", – сказала министр труда и соцзащиты населения Мадина Абылкасымова на круглом столе "Формализация самостоятельно и неформально занятого населения: необходимые законодательные меры".

Для достижения своих целей Минтруда вместе с другими госорганами реализует специальную "дорожную карту". Работа идёт и по изменению законодательства, и по обновлению данных граждан в государственных базах данных, и через помощь в поиске работы или открытии своего бизнеса.


Министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова / Фото Министерства труда и социальной защиты населения РК

Объёмы работы перед чиновниками большие. К началу 2018 года у 2,7 млн казахстанцев не было статуса в базах данных. Сейчас информацию по 800 тысячам обновили. В результате 309 тысяч работников заключили официальные трудовые контракты, 17 тысяч предпринимателей зарегистрировали свой бизнес, 71 тысяче человек помогли с занятостью. По оставшимся 1,8 млн казахстанцев работа продолжается.

Причину того, что граждане не регистрируют свою наёмную или предпринимательскую деятельность, в Минтруда видят в несовершенстве нынешних налоговой и правовой систем.

"Это связано с высокой финансовой нагрузкой или необходимостью сложных процедур регистрации. Поэтому мы предлагаем введение в Казахстане нового налогового режима. Этот режим, по нашим оценкам, позволит более чем половине категории (самостоятельно и неформально занятых – Авт.) воспользоваться этим режимом и на правовой основе вести свою деятельность", – добавила Мадина Абылкасымова.

Новый режим для "неформальных"

Под новым режимом подразумевается введение "единого совокупного платежа". Проект ЕСП презентовали в Правительстве ещё в апреле, однако тогда часть общестенности восприняла его неоднозначно – как "налог на самозанятых".

На самом деле это налоговый режим, предназначенный для определённой категории граждан. В Минтруда считают, что он станет стимулом для выхода из "тени" людей, которые работают вне формальных договоров.

"Основные причины, почему таксисты, домашние работники, слесари и прочие не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, в первую очередь, это очень сложные процедуры регистрации и снятия с учёта. Второе – боязнь налогового бремени, нагрузки. (…) Более 50% опрошенных в ходе социологического опроса лиц выразили готовность легализоваться при условии роста и стабильности доходов, упрощения процедур регистрации и при низкой налоговой нагрузке", – рассказал вице-министр труда и социальной защиты населения Нуржан Альтаев.

Величину ЕСП в расчёте на месяц предлагают установить в размере 1 минимального расчётного показателя для городов и 0,5 МРП для сёл. В 2018 году это 2 405 и 1 202 тенге соответственно, а в 2019-м – ориентировочно 2 525 и 1 262 тенге. Предполагается, что оплачивать его можно будет через банки или терминалы на счета Государственной корпорации "Правительство для граждан". Далее корпорация сама разделит платёж в бюджет и фонды, а также оповестит Комитет государственных доходов Минфина об уплате.


Презентация Министерства труда и социальной защиты населения РК

По планам Минтруда, единый совокупный платёж станет инструментом, через который неформально занятые будут информировать государство о своей деятельности. В рамках ЕСП они на льготных условиях смогут оплачивать индивидуальный подоходный налог, обязательные взносы в пенсионный фонд (ЕНПФ), фонд медицинского страхования (ФСМС) и социального страхования (ГФСС).

"В целом каких-то больших (поступлений – Авт.) бюджет не ожидает от ЕСП. Основная задача – чтобы люди были охвачены социальным обеспечением", – подчеркнул Альтаев.

На использование нового режима есть ограничения. Так, ЕСП будет распространяться только на физических лиц, которые попадают под одно из этих требований:

  • не используют труд наёмных работников;
  • оказывают услуги только физическим лицам;
  • реализуют физическим лицам сельхозпродукцию (кроме той, что попадает под акцизы) из личного подсобного хозяйства.

Предельный доход за календарный год не должен превышать 100 минимальных зарплат (в 2018 году это 2 828 400 тенге, а в 2019-м ориентировочно 2 969 800 тенге).

В Министерстве национальной экономики тоже уверены, что новый налоговый режим станет стимулом для граждан оформить свой труд официально. Сам платёж при этом будет схож с транспортным налогом – никакой отчётности и деклараций.

"Мы посмотрели, кто такие самостоятельно и неформально занятые. Таксисты, нянечки, репетиторы, те, кто занимается ремонтом домашней техники или личным подсобным хозяйством – они все работают и честно зарабатывают. (…) К нам поступали письма. (Граждане – Авт.) просили сделать так, чтобы можно было просто заплатить один налог", – сказал первый вице-министр нацэкономики Руслан Даленов.


Первый вице-министр экономики Руслан Даленов / Фото Министерства труда и социальной защиты населения РК

По его словам, оплачивать ЕСП можно будет помесячно или же авансом за тот период, когда человек работает.

Помимо введения совокупного платежа, чиновники планируют ввести в законодательство единое определение терминов "занятое лицо" и "самостоятельно занятое лицо" и определить категории, которые относятся к занятому населению. Также в законах о социальном страховании, медицинском страховании и пенсионном обеспечении унифицируют категории плательщиков.

Портрет самозанятого в Казахстане

Научный руководитель Центра исследований прикладной экономики Жаксыбек Кулекеев считает, что большая доля самозанятых на рынке труда – это общемировая тенденция.

"Политики меняют отношение к самозанятому населению, потому что рассматривают эту форму занятости как наиболее перспективную и незатратную", – подчеркнул эксперт.

В Турции таких граждан более 30%, в США – 30%, в Бангладеш, Индии, Азербайджане – до 70%. В Казахстане, по данным 2016 года, самозанятых было 25% от экономически активного населения, и эта доля имеет тенденцию к снижению.

На круглом столе Жаксыбек Кулекеев представил итоги исследования "Социальный портрет самозанятого населения в Республике Казахстан". Исследование проводили в четырёх южных регионах: Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях – именно здесь проживает более половины всех самозанятых в стране.

Основная доля самозанятого населения приходится на возраст от 25 до 44 лет. При этом уровень образования среди этой категории растёт: доля людей с базовым средним образованием уменьшается, а с высшим или среднеспециальным – увеличивается. Эксперт связывает это с ростом конкуренции и усложнением производства в экономике – это требует квалификации и соответствующего образования.


Ярмарка вакансий / Фото пресс-службы акимата Алматы

В южных регионах Казахстана доля самозанятого населения в целом остаётся высокой. При этом вклад четырёх областей в экономику в 2010 году составлял 16%, а к 2016-му упал до 15%.

"Это свидетельство того, что в этих регионах нет нормальных условий для более эффективного использования трудовых ресурсов. Хотя занятость высокая, производительность падает", – отметил Жаксыбек Кулекеев.

Доходы самозанятых остаются невысокими. 54% опрошенных имеют доходы от 30 до 100 тысяч тенге, только 3% – более 200 тысяч.

Представитель Центра исследований прикладной экономики считает, что самозанятое население в Казахстане уже стало сформировавшимся классом. И резко сократить его будет сложно.

"Самозанятое население – это сформировавшийся класс, лучшая часть которого имеет длительный стаж самостоятельной деятельности и устойчивые доходы, они заняты поиском возможностей для расширения масштабов своего дела. Поэтому резкое сокращение её количества и доли в общей численности занятых будет сложно. Следовательно, нужно вырабатывать государственные меры по стимулированию самозанятости, в том числе совершенствовать формы регистрации самозанятости", – считает Жаксыбек Кулекеев.

С позиции социальной справедливости

Ещё один вопрос, который возникает с введением единого совокупного платежа, – это социальная справедливость. Председатель правления Фонда социального медицинского страхования Елена Бахмутова считает, что включение самозанятых в систему медстрахования – это существенный фактор. Ведь активное обсуждение этой темы и началось в процессе внедрения ОСМС.

"Выгоды для человека от внедрения ЕСП присутствуют – заплатив, он приобретёт право на полный пакет медицинских услуг в рамках медицинского страхования. В этой связи введение ЕСП позволит вовлечь население в формализацию. (…) С другой стороны, является ли это справедливым? С точки зрения справедливости, очень важно, чтобы после первого этапа внедрения платежа была сделана оценка для того, чтобы не произошёл переход индивидуальных предпринимателей с существенными доходами (в новый режим – Авт.), чтобы они не наслаждались уплатой ЕСП", – считает Бахмутова.

По мнению главы фонда медстрахования, на первом этапе инициатива Минтруда своевременна и целесообразна. Однако в будущем, уверена Елена Бахмутова, нужно будет ещё раз вернуться к этому вопросу, чтобы "население, привыкнув платить, социализовавшись, всё-таки было соотнесено системам согласно своим доходам".


Фото Министерства труда и социальной защиты населения РК

Независимый журналист Денис Кривошеев предложил взглянуть на тему социальной справедливости с другого ракурса. По его мнению, нужно в первую очередь заниматься налогами для богатых.

"Нам следует задаваться вопросом, а с той ли стороны мы вообще начали? Налоговое законодательство не отвечает на главный вопрос и запрос общества – это социальная справедливость. Чтобы не встретить сопротивления, (…) надо увеличить до справедливого налог на богатых. (…) Введение поголовной декларации о расходах, налога на роскошь – это шаги в сторону социальной справедливости. Только после этого можно говорить о ЕСП", – отметил журналист.

Денис Кривошеев предложил представлять новый режим не в качестве налога или выплаты, а как абонентскую плату за "пользование социальными благами".

Такой подход поддержал модератор дискуссии – директор Центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев.

"С учётом контекста тех миллионов человек, которых реформа может затронуть в позитивном ключе, я думаю, она может стать одной из самых прогрессивных реформ на постсоветском пространстве. (…) Радикально снижается количество налогов для самозанятых. Этот режим предлагается только для тех, кто имеет доходы. (…) Соответственно, те, кто не имеют доходы, например, домохозяйки – для них это опция подключиться одним платежом ко всей системе социального обеспечения", – сказал Ошакбаев.

Пока не ясно, какими будут отношения с системой соцобеспечения у людей без доходов (а ЕСП направлен на трудящихся и предпринимателей) и как планируют предотвращать переток в новый режим казахстанцев из числа ИП и наёмных работников. Законопроект с социальными поправками планируют внести в Мажилис Парламента уже во втором квартале текущего года. Ответы на эти вопросы, очевидно, будут получены там.