Российская Travelsystem открещивается от Tengri Travelsystem, объявившей о прекращении деятельности
Надо полагать, далеко не все в Казахстане знают, что приостановившая свою деятельность компания Travelsystem тесно связана с известным в России туроператором под аналогичным названием. Согласно информации, размещённой на сайте негосударственного реестра турфирм Российской Федерации, представительства Travelsystem расположены не только в крупнейших российских городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург или Самара. Есть у Travelsystem, сообщает вышеуказанный сайт, туроператорские и розничные офисы и за пределами России: в Чехии, Узбекистане, Киргизии и Казахстане. И если у наших южных соседей Travelsystem присутствует только в столичных городах - Ташкенте и Бишкеке, то в нашей стране офисы этой компании есть и в Алматы, и в Астане, и в Актобе.
Tengri Travelsystem был ещё и генеральным агентом авиакомпании Czech Airlines в Казахстане.
Сфера деятельности: не только туризм
При этом центральноазиатское подразделение Travelsystem, центр которого до последнего времени находился в Алматы, в соответствии с данными, размещёнными уже на официальном сайте "Группы компаний Travelsystem" не только отвечало за туры к турецким берегам, но являлось ещё и генеральным агентом авиакомпании Czech Airlines. 2 июня этого года официальный сайт группы Travelsystem поспешили закрыть, о чём оповещает служба кэша корпорации Google. Сделав такие неожиданные открытия, редакция informburo.kz решила связаться с головным офисом Travelsystem. Чтобы понять, что на самом деле произошло.
На сообщение реакции не последовало
Первым делом просьба с предложением помочь найти исчезнувшего руководителя их казахстанского подразделения - Романа Мироновича Хана, дабы он разъяснил сложившуюся ситуацию, была отправлена через мессенджер социальной сети Facebook 4 июня. Однако несмотря на то, что письмо было получено и прочитано, ответа от Travelsystem так и последовало. Нет, так нет. Тем более что обычный телефон ещё никто не отменял.
Звонок в Москву
Звоним по указанному во всех информационных справочниках Российской Федерации принадлежащему головному офису Travelsystem телефонному номеру в Москве +7 495 9337007, что прописан по адресу: Мамоновский переулок, дом 4, строение 1, офис 4. На другом конце провода сразу же после записанной скороговорки-предупреждения "с целью повышения качества обслуживания все разговоры записываются", не называя своего имени, трубку берёт молодая барышня, судя по голосу, лет 23-25:
- Компания Travelsystem, добрый день!
- Добрый день! Это вас из Алматы беспокоят из информационного портала informburo.kz. Не подскажите, с кем мне можно поговорить на тему банкротства Travelsystem в Казахстане?
- С Ириной Лурье, но она в данный момент отошла. Я сейчас попробую вас с Элиной Бобровой соединить.
- Если можно. Мы хотели бы разъяснить ситуацию как-то…
Телефонный футбол
Как оказалось, с этого момента начался традиционный не только для Казахстана, но и для России "телефонный футбол", поскольку всякий раз никого не оказывалось на месте. То Ирина вышла, то Элина на совещании, то Элина куда-то ушла, то уже Ирина отправилась на неведомое совещание. В течение 4 часов было сделано 8 звонков. В итоге удалось получить соединение с директором по туризму компании Travelsystem Ириной Лурье. Однако как только она услышала, что её спрашивают о ситуации, сложившейся в Казахстане, тут же заявила: "Вы знаете, это не ко мне. Я не могу ничего сказать. Мне надо посоветоваться с компетентным в этом вопросе человеком. Вам надо с Элиной Бобровой разговаривать или перезвоните мне чуть позже".
Сотрудница головного офиса Travelsystem в Москве: юридически мы с Казахстаном никак не связаны
Travelsystem: мы к Казахстану отношения не имеем
Нетрудно догадаться, что дозвониться до Лурье и Бобровой так и не удалось: ни через сорок минут, ни через 30, ни к 6 часам вечера, когда загадочное совещание "точно должно было завершиться". Тем не менее некоторую информацию, дающую пищу для размышления, выудить из сотрудников головного офиса группы компаний Travelsystem нам всё же удалось: вдруг выяснилось, что Tengri Travelsystem никакого отношения к Москве не имеет.
- Это не наше подразделение, - заявила, не назвав своего имени, одна из сотрудниц головного офиса.
- Не ваше? Но у них же и логотип в виде "устремлённой ввысь божьей коровки", и новости у вас абсолютно одинаковые.
- Да, по бренду мы одно и то же были когда-то. Просто бренд остался, но юридически мы абсолютно разные.
- То есть вы никак не связаны?
- Юридически мы не связаны.
- В реестре турфирм Российской Федерации указано, что вы имеете подразделения в Алматы, Астане и Актобе.
- Это действительно было когда-то, но не сейчас. У нас прошло несколько реорганизаций, о которых вам могут рассказать только Ирина или Элина. Я всего не знаю. Вообще за последние дни таких звонков из Алматы очень много.
Сотрудник компании Travelsystem: под общим брендом работало несколько юридических лиц, несколько разных компаний по абсолютно разным направлениям.
Журналистам из Казахстана комментарии не даём
Впрочем, больше всего порадовал последний звонок, сделанный уже под занавес рабочего дня в Москве. Вместо "уже ушедших Ирины и Элины" позицию головного офиса Travelsystem в отношении ситуации, сложившейся в Казахстане, informburo.kz взялась было объяснить сотрудница компании по имени Инга, однако услышав фамилию директора казахстанского подразделения Travelsystem, тут же переключила звонок другому сотруднику, который как-либо представиться отказался категорически:
- Хм-м. Вы, в принципе, говорите с одним из сотрудников компании Travelsystem. Какой вопрос у вас?
- Вопрос простой: вы наверняка знаете, что произошло в Казахстане?
- Вы журналист или кто?
- Да, журналист из казахстанского издания informburo.kz…
- Журналистам из Казахстана мы комментарии не даём!
- Почему? Вы же были связаны с казахстанской компанией Travelsystem.
- Никак не связаны. Под общим брендом работало несколько юридических лиц, несколько разных компаний по абсолютно разным направлениям. Просто несколько лет назад мы объединились, чтобы было всем удобно. При чём здесь Казахстан и Россия?
- Но мы посмотрели официальные сайты Travelsystem - и казахстанские, и российские, и узбекские - они абсолютно идентичны. Даже новости одни и те же.
- Вы можете о чём угодно догадываться, но мы комментарии по Казахстану не даём! До свидания!..
Непонятно, почему об отсутствии каких-либо связей с казахстанской компанией было сообщено только под конец рабочего дня.
Вопросы без ответа
Можно подвести некоторые итоги мини-расследования. В первую очередь непонятно, почему два сотрудника лишь под конец рабочего дня заявили об отсутствии каких-либо связей с казахстанской компанией? Что мешало сообщить об этом сразу же, как только informburo.kz обратилась к москвичам с предложением высказать свою точку зрения о происшедшем событии в Казахстане? Пока же их отрицание связей с казахстанским офисом не совсем вяжется с той информацией, которую до сих пор можно наблюдать на официальных сайтах группы компаний Travelsystem. Помимо общего логотипа и единого портала group-ts.com, закрытого для общего доступа именно 2 июня, до последнего времени в большинстве случаев предлагались туры в одни и те же страны.
Россия - на Европу, Казахстан - на Турцию
Хотя надо признать, некоторая специализация всё же имелась. Если российский и узбекский офисы указаны как туроператоры по Чехии, Франции и другим странам Европы, то казахстанская Travelsystem вместе со своей дочерней компанией в Киргизии больше "налегали" на Турцию, ОАЭ, Таиланд и Чехию.
Может, ошибка, а может, и нет
То, что тесные связи между Москвой и Алматы имелись, подтверждают и отзывы клиентов Travelsystem, которые пока ещё можно увидеть на официальных сайтах этой группы компаний. Взять, к примеру, наблюдаемую на российском сайте Travelsystem.ru благодарность от руководителя МТА "Арман-тур" из Астаны Салтанат Абжановой в адрес Галины Аксановой. В общем-то, ничего особенного, если не принимать во внимание, что Галина Аксанова, возможно, ещё остаётся главным менеджером по туризму компании Tengri Travelsystem. Но ведь офис в Москве никак не связан с офисом в Алматы! Поэтому, непонятно, как отзыв Салтанат Абжановой попал на сайт российской Travelsystem, и вот уже полгода никто его убрать не сподобился. Может, по ошибке?
Не знают или знать не хотят?
Как бы то ни было, но возникает подозрение, что в головном офисе группы компаний Travelsystem хорошо знают и истинную причину банкротства их казахстанского партнёра, и где искать сегодня бывшего его директора Романа Хана. Знают, но предпочитают помалкивать. Надо полагать, именно этим и объясняется устроенный москвичами "телефонный футбол" со стандартными для таких случаев и предложениями перезвонить чуть позже и сообщениями, что их руководители на совещании. Кстати, в пределах одного офисного помещения.
До сих пор российскую Travelsystem не смущало, что под тем же брендом в Казахстане действует совершенно не связанное, как утверждает Москва, юридическое лицо. Теперь же они всячески открещиваются от своего партнёра, видимо, чтобы не нести ответственность за туристов, потерявших свои деньги.