В Кахетии завершился первый в Грузии международный фестиваль классической музыки – Tsinandali Festival.

Он проходил в историческом месте – Цинандали, здесь было родовое поместье князя Александра Чавчавадзе.

Из-за мощных дубов доносятся звуки классической музыки, динамики вмонтированы в камни, вокруг усадьбы, ставшей музеем, толпы людей из разных стран.

Стены винного завода органично перерастают в современное строение с сочетанием стекла, воды, камня, плюща. Разные фактуры вместе создают образ в стиле хайтек, при этом умудряясь сохранить аутентичность средневекового строения.

"Туризм, основанный на ценностях"

Модернизировать винный завод, не разрушая культурный памятник, а стараясь подчеркнуть его ценность, – идея казахстанца, председателя правления Kusto Group Еркина Татишева.


Фото предоставлено организаторами фестиваля

При поддержке правительства Грузии Татишев создал в бывших владениях Чавчавадзе новое место притяжения для интеллектуального туризма. Винный завод превратился в комплекс с арт-пространствами, амфитеатром, концертными залами, гостиницей.

"Мы вывезли отсюда 80 КамАЗов мусора, это было заброшенное место. Здесь были свои преданные люди, которые любят это место, которые сохранили его и работали без заработной платы. Мы решили восстановить это место и взяли его в аренду у государства. Ту часть, где был старый винзавод, мы выкупили, он был разрушен. Со временем мы превратили это в отель, концертные площадки, ивент-площадки. И это пространство зажило", – рассказал Еркин Татишев.

Проект с учётом восстановления музея Чавчавадзе и усадьбы с парком, а также создание инфраструктуры обошлись в более чем $60 млн.

"Для государства иметь такого рода фестиваль – это не просто туризм, это уже high сlass, интеллектуальный туризм. Всё это даёт узнаваемость стране и рост бизнесу. Одно дело, когда ты отдыхаешь в Турции, где всё включено, или all inclusive. А другое дело – это туризм, основанный на ценностях, культуре, моральных вещах, это совсем другое качество", – считает Еркин Татишев.

Симфония Малера

Каменный пол коридора, красная дорожка, ультрасовременные люстры на старинном потолке, за стеной-обманкой – тайная комната со свечами. Вдруг распахивается дверь, в коридор выливаются мощные звуки оркестра – идёт репетиция первого концерта в рамках фестиваля классической музыки Цинандали. Всемирно известный дирижёр Джанандреа Носеда за пару недель смог помочь талантливым молодым музыкантам из разных стран найти общее звучание и сыграться.

Tsinandali Festival – первый столь масштабный для Грузии фестиваль классической музыки. Он проходил с 8 по 22 сентября. Он был организован при поддержке Национальной администрации туризма и компании Silk Road Group. Генеральным директором фестиваля выступил известный в Грузии режиссёр Давид Сакварелидзе, художественным руководителем – итальянский дирижёр Джанандреа Носеда. Учредители: основатель знаменитого фестиваля в швейцарском Вербье (Verbier) Мартин Энгстрем, генеральный директор Израильского филармонического оркестра Ави Шошани.

Фото предоставлено организаторами фестиваля

Вечер в амфитеатре, под открытым небом среди каменных стен – сцена для оркестра. Хор в тёмных одеяниях выходит на возвышение над сценой, в полутьме они напоминают чёрных ангелов, что перекликается с замыслом пятой части Второй симфонии Густава Малера – апокалиптичная, полная экзистенциального трагизма и идеи возрождения одновременно, завершающая часть знаменитой симфонии австрийского композитора.

На сцене панкавказский оркестр, созданный специально для первого столь масштабного фестиваля классической музыки в Грузии. Здесь 60 человек из Грузии, Украины, Армении, Азербайджана, Казахстана. Разные культуры, разные контексты, не все страны дружат на политической арене, но все понимают язык музыки. Из Казахстана для фестиваля на специальном конкурсе отобрали 9 молодых музыкантов. В жюри конкурса были помощник музыкального директора Международного фестиваля классической музыки в Цинандали маэстро Клаудио Ванделли, известный казахстанский поэт и композитор Еркеш Шакеев, профессор Национальной консерватории им. Курмангазы Танатар Нуралиев и доцент Национальной консерватории им. Курмангазы Алма Абатова.

Музыканты приехали в Цинандали в середине августа, у них было около двух недель, чтобы подготовиться к фестивалю и сыграться. Они напряжённо репетировали с лучшими специалистами со всего мира. При фестивале была создана музыкальная академия, для студентов воздвигли современное общежитие, когда они уедут, здесь смогут жить туристы.
Для молодых музыкантов фестиваль Цинандали – возможность познакомиться с мировыми величинами из мира академической музыки, почувствовать, что такое "открытый мир". Акмарал Жангазина – скрипачка из Алматы, сейчас она обучается в Москве.

"По первому звуку можно понять, сыграешься ли ты с этим человеком, важно отношение к музыке, если есть отношение и желание играть, всё получится. Иногда бывает, что тебе кажется, что человек не так хорошо играет, но старается, стремление и усидчивость имеют большое значение, – говорит Акмарал. – Мы занимались каждый день и утром, и вечером, физически уставали, но есть моральная подпитка: ты понимаешь, что вокруг происходит столько всего, ты не хочешь ничего пропустить, тебе всё это нравится".

"Мне кажется, это чудо"

Джанандреа Носеда говорит то по-русски, то на английском, он долгое время работал в Мариинском театре. Он говорит, что, чтобы преобразовать хороших музыкантов в оркестр, недостаточно двух недель. Но считает первый фестиваль в Цинандали хорошим началом.

"Мне кажется, это чудо, собрать вместе за короткое время очень талантливых молодых музыкантов и одолеть Малера, каждый из них полностью выложился. Моя работа была лишь в том, чтобы направить их, провести через эту симфонию. Я думаю, что всё было исключительно хорошо, конечно, не все сыграли идеально, но никто не идеален. Я думаю, как группа они запомнят это выступление надолго, потому что это было испытанием, всё равно что взобраться на Эверест. Они доверились мне, а я им", – говорит Джанандреа Носеда.


Фото предоставлено организаторами фестиваля

Все объекты, построенные специально для фестиваля, по задумке тех, кто их создал, будут жить и дальше.

"Определённое время назад я влюбился в это место, – улыбаясь, говорит Еркин Татишев в библиотеке на территории бывшего винного завода. – Было выпито много вина, сердца были открыты, мы решили создать этот проект, заняться музеем, восстановить всё вокруг. Это место само настроено на классическую музыку, так получилось, что были приглашены представители фестиваля Вербье (знаменитый фестиваль классической музыки, проходит ежегодно в конце июля – начале августа на горном курорте Вербье в Швейцарии. – Авт.), они предложили приехать в Грузию, они были заинтригованы необычным местом, тогда здесь ещё не были построены все эти объекты. Мы показали им свой план, идею. И они сказали: "А может быть, сделаем фестиваль подобный Вербье, но в Грузии, объединим тем самым регион, так как Кавказ часто выступал зоной конфликта, он как бы перекрёсток, с одной стороны Европа, с другой арабский, евроазиатский, Россия. Это хорошая зона для объединения".