В чём ходят на занятия ученики в разных странах Азии
Приготовить современного тинейджера к многотрудной стезе школяра – проблема непростая. Для всех категорий граждан. И если для малообеспеченных главное – как-то свести концы с концами и не залезть в крупные долги, богатые – тоже плачут. Нужно умудриться, чтобы достойный отпрыск не вызывал ни у кого вопросов, чей это сын (дочь).
В общем, каждое начало каждого нового учебного года – изрядная нервотрёпка для всех, кто имеет наследников школьного возраста. Одна школьная форма чего стоит! Но это у нас, где правила игры меняются с приходом каждого нового министра просвещения. А как в других странах Азии?
В других странах перед родителями стоит та же проблема. Собрать и одеть – чтобы отправить. Но вот стиль школьной формы, определяющий внешний вид ученика – различается разительно.
Самая народная и гуманная форма, которую только можно придумать, наблюдалась в народном образовании Китайской Народной Республики, где природный рационализм взял своё, и отцы системы просвещения решили, что одень ребятёнков даже в костюмы от всяких местных "армани" и "версаче" – всё равно: после первой большой перемены все они будут свиньи свиньями. И одели школьников в спортивные костюмы от "адидасов" и "пум".
Оттого-то, не стеснённые рамками одежды, маленькие китайцы могли давать максимальный выход своей природной энергии, быть спортивными и подтянутыми и не зацикливаться на том, кто из какой семьи. Выход дали. Случайно или нет, но очень скоро китайские спортсмены стали стабильно побеждать на Олимпиадах и мировых первенствах.
А вот в странах, антиподных Китаю и относящихся к зоне индуистской цивилизации – всё наоборот. Здесь издревле принято гордиться не внешними проявлениями, а внутренними поползновениями личности. Оттого и школьная форма тут отличается своей непрактичностью и традиционностью. Нет, большинство воспитанников школ и колледжей одеты вполне общепринято, но обращают на себя внимание стороннего наблюдателя не они, а парни, одетые в форменные саронги и дхоти, а главное – девушки, облачённые в единообразные сари. Честно говоря, я не видел ничего более оригинального, а главное – красивого, нежели эти юные ученицы нежного возраста, окутанные трепетным и ярким шёлком традиционных одеяний индийских девушек!
На их фоне совсем уж прозаично и банально смотрятся юные мусульманки – в их хиджабах и платьях-футлярах. Хотя истины ради нужно признать, что главное украшение юности – глубокие и мечтательные глаза, здоровые, румяные щёки, алые губы (ну, плюс совсем немного косметики!) – не способна скрыть ни одна косынка! Ну, а ребята-мусульмане, в их подчёркнуто белоснежных одеждах и аккуратных шапочках – вообще верх благообразия и педантичности!
Однако признаю честно: по-настоящему ёкнуло сердце не в Индии, Китае, или Аравии. А в социалистическом Лаосе. Школьная форма здесь сохранила то же, что и собственная память. Строго – белый верх, тёмный низ. И – красный галстук, кусочек того самого знамени, окрашенного кровью пламенных борцов за народное счастье.
Ну, а в общем, наверное, не открою большой тайны, если скажу, что не важно, в чём ходить в школу, главное – зачем ходить.