В Алматы презентовали первый вертолёт казахстанской сборки Ми-8АМТ. Фоторепортаж
В Алматы на 405-м авиаремонтном заводе прошла торжественная церемония передачи МЧС первого собранного в Казахстане вертолёта Ми-8 АМТ. Эти многоцелевые машины выпускает Улан-Удэнский авиационный завод, входящий в холдинг "Вертолёты России". У нас будет производиться крупноузловая сборка Ми-8 АМТ из комплектов, поставляемых российским предприятием. Подробнее – в фоторепортаже Григория Беденко.
Россия поставляет в Казахстан вертолёто-комплекты
Российские вертолёты Ми-8 АМТ для Министерства по чрезвычайным ситуациям и отечественных силовых структур теперь будут собирать в Казахстане. В соответствии с контрактом, заключённым Национальной компанией "Казахстан инжиниринг" и холдингом "Вертолёты России" в Алматы налажена крупноузловая сборка этих машин. Так называемые вертолёто-комплекты поступают с Улан-Удэнского авиазавода в Алматы на 405-й авиаремонтный завод. Здесь производится их монтаж, а затем отладка готового изделия.
Ми-8 АМТ – современная гражданская модификация одного из самых массовых серийных вертолётов в мире. Эта надёжная многоцелевая машина сегодня работает почти на всех континентах и в разных климатических условиях – от тропиков до полярных широт. Казахстан считается одним из крупнейших эксплуатантов вертолёта на постсоветском пространстве – их несколько десятков. У нас налажен полный цикл технического обслуживания этого типа. И вот теперь 405-й авиаремонтный завод в Алматы будет не только заниматься капитальным ремонтом, но и собирать машины на территории Казахстана.
Начало этому проекту было положено в 2015 году во время визита в Казахстан президента России Владимира Путина. Сам проект реализуется по поручению Нурсултана Назарбаева при поддержке Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, АО "НК "Казахстан Инжиниринг" и АО "Авиаремонтный завод №405". В 2019 году национальной компанией "Казахстан инжиниринг", холдингом "Вертолёты России" и АО "Авиаремонтный завод №405" был подписан договор на поставку первых 17 вертолёто-комплектов Ми-8АМТ/Ми-171.
Улан-Удэнский авиазавод специализируется на производстве вертолётов:
- Ми-8 АМТ (Ми-171Е);
- Ми-171;
- Ми-171 А2;
- Ми-8 АМТШ (Ми-171Ш).
Авиаремонтный завод №405 в Алматы сертифицирован казахстанскими и международными структурами для ремонта, модернизации и технического обслуживания вертолётов Ми-8/17/171. На сегодняшний день предприятием освоен капитальный ремонт и техническое обслуживание вертолётов Ми-8/17 и их модификаций, а также вертолётов Ка-32А, Ка-32А11ВС.
"Нашему предприятию была поручена сборка вертолётов Ми-8 AМТ. Это самая востребованная техника, которая нужна сейчас и государственным структурам, и в коммерческой авиации. В 2018 году был подписан соответствующий меморандум об организации этого производства. И в 2019 году подписали договор на поставку вертолёто-комплектов, документации на трансферт технологий. В общем-то это ещё один шаг в развитии нашего предприятия, потому что мы ставим задачу обеспечить весь жизненный цикл вертолёта и дополнительные компетенции, которые получат наши работники", – рассказывает гендиректор 405-го авиаремонтного завода Константин Ушаков.
До 2022 года завод соберёт 17 вертолётов для госнужд
Первый этап контракта предполагает сборку в Казахстане 17 бортов. 11 из них предназначены для МЧС, 6 – для Национальной гвардии. Поставка комплектов запланирована до 2022 года. Вертолёты будут использоваться для перевозки пассажиров и груза, аварийно-спасательных работ, охраны лесов, пожаротушения, оказания услуг санитарной авиации, а также выполнения правоохранительных задач. Использование опыта и разветвлённой сервисной сети авиаремонтного завода №405 позволит обеспечить интегрированную сервисную поддержку заказчиков в местах дислокации.
Технические характеристики вертолётов Ми-8 АМТ/Ми-171:
- максимальная взлётная масса – 13 000 кг;
- масса перевозимого груза – 4000 кг;
- количество перевозимых человек – до 31 человека;
- максимальная скорость – 250 км/ч;
Собранные вертолёты Ми-8 АМТ оснащены дополнительным оборудованием для выполнения различных задач и конвертируемым вариантом салона грузовой кабины. Установлены внешние топливные баки, увеличивающие практическую дальность полёта с 610 до 1400 км. Конвертируемый вариант салона грузовой кабины расширяет возможности применения вертолёта – это перевозка пассажиров, транспортировка грузов, противопожарные работы, поисково-спасательные операции, медицинская эвакуация, патрулирование.
"В этом году мы получили первые два вертолёто-комплекта, до конца года нам должны отгрузить ещё два, – говорит Константин Ушаков. – В течение следующего года планируем до 10 многофункциональных вертолётов собрать. Программа включает в себя развитие других направлений. Мы сотрудничаем с Академией гражданской авиации по подготовке кадров".
По словам гендиректора предприятия, для подготовки специалистов потребовалось пройти аудит. Готовность предприятия проверили специалисты Улан-Удэнского авиационного завода.
"Глубина локализации будет с каждым годом выше. Крупноузловая сборка тяжёлых вертолётов вообще впервые в Казахстане проводится. Для нас это тоже новый вид работы", – отмечает Константин Ушаков.
"Это у нас третье направление – сборка вертолётов и костомизация, адаптация их для заказчика, чтобы они выполняли различные специфические цели. Мы устанавливаем различное дополнительное оборудование, позволяющее увеличить дальность, количество выполняемых операций. Также – специфическое оборудования для какой-то конкретной задачи", – продолжает руководитель авиапредприятия.
"Конечно же, это влечёт увеличение числа сотрудников. Только за последний годы мы более 70 человек набрали – высококвалифицированных авиационных специалистов. Есть синергетический эффект от этого проекта: он влияет и на развитие авиакомпаний, и на развитие учебных заведений, которые готовят кадры для авиакомпаний и для нашего предприятия. Казахстанские предприятия АО "Тыныс", "Завод имени Кирова", "Казахстан-Аселсан инжиниринг", Helicom будут производить компоненты, оборудование для эксплуатации этих вертолётов", – добавляет Константин Ушаков.
Сейчас завод разрабатывает лизинговую схему сборки вертолётов для коммерческих авиакомпаний. По оценочным данным, стране нужна замена 33 вертолётов, плюс потребность в гражданских машинах – более 60 единиц.
Завод совместно с "Вертолётами России" и с "Казахстан-Инжиниринг" планирует подготовить 10-летний план – производственную программу для сборки машин.