Увидеть и умереть: 5 легенд о мифических убийцах Казахстана
Демон ночи с Кордайского перевала
Пожалуй, это и есть самая популярная "страшилка" в казахстанском мифотворчестве. На счету у этого легендарного убийцы не один десяток невинных жертв и сотни чудом уцелевших казахстанцев. Истории об автолюбителях, которым ночью в попутчицы просилась молодая женщина с козлиными или лошадиными копытами вместо ног, стала настолько большим "баяном" интернета, что об этом и говорить как-то не хочется. Но придётся.
Сюжет встречи с демоном давно не менялся. Он классический, как бутерброд из детства, тот самый, что со съедобной докторской колбасой. Итак, представьте на секунду следующую картину: ночь, дорога, уставший за рулём водитель, голосующая на трассе молодая девушка. Согласитесь, очень неплохое начало. Хотя бы для дешёвого фильма ужасов американского производства. Затем в этой истории появляется развилка сюжета. Кто-то рассказывает о том, что водитель успел-таки заметить копыта вместо привычных стоп ещё во время обмена первыми репликами и "дал по газам", благополучно уехав.
Другие рассказчики уверяют, что водитель не смог отказать девушке и всё-таки взял её в качестве попутчицы. А о копытах узнал, когда знакомство с молодой и симпатичной зашло чуть дальше рядового общения незнакомых друг другу людей. Каждый рассказчик сам индивидуально выбирает степень глубины того самого общения, до которого дошли действующие герои: водитель и "копытная дева". К счастью, большинство встреч с представительницей женского пола заканчивается для главного героя тем, что он уезжает в спасительное далёко, как говориться, не солоно хлебавши.
Удивляет, кстати, что главные герои зачастую от демона ночи именно спасаются и непременно каким-то чудом. Но самое главное: герой избегает загадочной и именно поэтому обязательно ужасной смерти. А финальная фраза у "страшилки" одна: "А ты представляешь, сколько от неё не убежали – те, кто погиб и уже не расскажут про неё ничего".
Историю эту начали рассказывать ещё в советское время заезжим туристам и гостям жители южных регионов страны. Изначально местом встречи с демоном ночи в виде девушки с копытами вместо симпатичных нижних конечностей фигурировал знаменитый Кордайский перевал. Долгие десятилетия перевал считался одним из самых опасных участков дороги во всём Казахстане. Он связывает Жамбылскую и Южно-Казахстанскую области, отличается невероятно сложными метеоусловиями и там необъяснимым порой образом случаются страшные ДТП, часто с гибелью большого числа людей.
Сегодня дурная слава Кордая потихоньку уходит. Был пробит прямой участок (в объезд Кордая) трассы в рамках международного проекта "Западная Европа – Западный Китай". И теперь Кордайский перевал пересекают быстро и долго там не задерживаются. Возможно, именно из-за этого в последние годы встречи с "демоном ночи" плавно переместились на трассы Алматы – Капшагай, Алматы – Астана. А сейчас рассказывают и про чертовщину на первом платном автобане страны – магистрали Астана – Щучинск: мол, там эта история на самом деле и произошла.
Как гласят многочисленные легенды и мифы народов мира, дева с копытами вместо ног – один из древнейших персонажей такого типа. Древние греки человекоподобных существ с копытами вместо ног называли сатирами и силенами, духами леса. Гораздо позже, уже в фольклоре народов Европы такие существа стали ассоциироваться только со злыми духами, встреча с которыми для человека обычно плохо заканчивается. Только вот откуда древним духам леса взяться на наших степных просторах, не совсем понятно. Видимо, завезли купцы во время путешествий по маршрутам Великого Шёлкового пути.
Дух банка
Этот герой не так известен, как его коллеги по цеху, но поверьте, персонаж также заслуживает внимания. Первые упоминания о нём в широких массах фиксируются в начале 90-х годов прошлого века. Время тогда в Казахстане было непростое и, чего уж скрывать, народ наш любил в тот период и лясы поточить, и "страшилками" обменяться.
Так вот, в первоначальной версии история звучала следующим образом: дело происходило именно в хранилищах Национального банка Республики Казахстан. Народные фантазёры рассказывали, что дух этот не что иное, как дух народа. И носится этот дух с возмущением по пустым хранилищам Национального банка и творит несусветное. Некоторые особо одарённые рассказчики добавляли, что дух или некий полтергейст каждую ночь что-то ломает из мебели и техники. А непонятных финансовых чиновников ещё и поколачивает. И не успокоится полтергейст до тех пор, пока в стране не наведут порядок, и не наступит финансовая благодать. Причин для появления подобной "страшилки" в то время было достаточно.
Так называемые сытые 2000-е наступили позже, но легенда о банковском духе с наступлением нового времени лишь немного изменилась. Теперь дело происходит в офисе одного из солидных банков страны. Кто-то из рассказчиков настаивает, что географически дело было в Алматы, другие, напротив, уверяют, что полтергейст обитает именно в Астане.
Вкратце обновлённый сюжет прост: коллектив из нескольких сотен сотрудников крупного банка недавно переехал в новый офис, в котором по ночам происходят странные вещи. То лампы освещения взрываются, до документация загорается сама по себе вместе с ценными документами клиентов, то ещё какая-то напасть. И даже кто-то из сотрудников пропал в неизвестном направлении.
При этом рассказчик подчёркивает, что эта информация строго засекречивается службой безопасности банка. Переезжать сотрудникам всё равно, мол, некуда – такие деньги вбухали в новый офисный комплекс. Особо искушённые рассказчики добавляют, что в новом офисе даже не хранят деньги: боятся, что и с ними что-то нехорошее приключится.
В общем, из неких концентрированных народных переживаний в 90-е годы сегодня эта легенда превратилась в какой-то аналог многочисленных американских подростковых "страшилок". Уже не так страшно и не так задевает за живое, ведь за банкиров в нашей стране переживает с каждым годом всё меньше человек.
"Чёрная альпинистка"
Призрак погибшей некогда молодой девушки в полном альпинистском снаряжении будоражит воображение особо впечатлительных казахстанцев не первое десятилетие. В своё время в Казахстане, как и в других советских республиках, был настоящий бум любительского альпинизма. Помните знаменитую песню Владимира Высоцкого "Если друг оказался вдруг…" и киноленту "Вертикаль" 1966 года? Так вот, свой "чёрный альпинист", правда в женском обличье, завёлся и в наших краях. К счастью, не благодаря творчеству Владимира Семёновича.
Версий появления "чёрной альпинистки", как и полагается в таких случаях, множество. Те, кто постарше, утверждают, что чуть ли не лично знали ту самую комсомолку, красавицу и старосту университетской группы. Вторые твердят, что речь идёт о событиях, которые произошли чуть ли не в 60-х годах прошлого века, и никто с точностью не может знать, как погибла молодая девушка.
Отзывы о поведении "горной девы" тоже весьма противоречивы: некоторые верят, что загадочный призрак помогает в сложных обстоятельствах опытным альпинистам и, наоборот, наказывает новичков за игнорирование элементарных правил безопасности. Причём наказывает весьма сурово, отсюда, мол, и высокий процент гибели начинающих в альпинистском деле. Иными словами, "чёрная альпинистка" – серийный убийца, и количество её жертв измеряется как минимум в десятках. Другие рассказчики, те, кто любит сгущать краски, уверяют, что призрак – не что иное, как предзнаменование смерти человека: мол, раз увидел – готовься к кончине.
Самое удивительное в том, что долгие годы "чёрная альпинистка" не меняла своего места жительства. "Местом боевого дежурства" для неё всегда был Заилийский Алатау. То ли общая тяга казахстанцев к миграции, то ли проблемы с оформлением временной регистрации в алматинских ЦОНах, но так или иначе, "чёрную альпинистку" видели уже и на казахстанских участках Алтая. И там, как рассказывают старожилы, на её счету уже не один смертельный эпизод, связанный с гибелью туристов-экстремалов.
Опасный старик-игроман
Это легенда долгие годы подпитывалась многочисленными байками геологов, которые колесили по казахстанским просторам в поисках важных для страны элементов таблицы Менделеева.
Несколько десятилетий назад сюжет этой степной легенды был прост и не замысловат. Итак, представьте себе: голая степь, пара грузовиков с повышенной проходимостью, маленький палаточный лагерь, полевая кухня. К группе обедающих или отдыхающих людей в какой-то момент подходил неизвестно откуда взявшийся старик и предлагал сыграть с ним в шахматы.
Обязательно бородатый и седой дедушка, согласно канонам легенды, был добр, улыбчив, но не принимал отказа. Мог в ожидании соперника провести несколько часов. Если пожилой человек так и уходил ни с чем, не сыграв хотя бы одной партии, то отказавшихся ждал целый перечень гарантированных неприятностей и несчастий, вплоть до гибели. А вот если пойти старику навстречу, то за игрой в шахматы собеседник может поведать своему сопернику его судьбу, ответить на самые сложные в жизни вопросы и даже предостеречь от опасности близких.
Странно, но в легендах не упоминается, опасно ли у старика в шахматы выиграть, и вообще – возможно ли это в принципе. Интересно, что это степная легенда удивительным образом похожа на несколько вариаций сказок в арабской, индийской и китайской культурах. В эпоху торговых караванов Великого Шёлкового пути тоже, как отмечают историки, была легенда о белом старике, который ждёт путников и предлагаем им сыграть.
Правда, не всегда речь шла о шахматах. Так что это легенда, скажем так, с бородой. Верить этой легенде сложно, но рассказы о белом старике до сих пор можно услышать на юге нашей страны. Причём рассказчики вас сразу предупреждают: отказывать пожилому человеку в игре никак нельзя. Лучше сразу согласиться сыграть.
Сом-людоед
Список смертельно опасных созданий из казахстанских легенд замыкает сом-людоед. Причём речь пойдёт о легендарном соме-убийце, живущем на Балхаше.
Последние рекорды вылова на озере, зафиксированные официально в истории уже независимого Казахстана, остановились на отметке в 210-220 килограммов. Местные старожилы говорят, что балхашского сома сегодня выловили и не дают ему расти. А вот в середине ХХ века сомы весом несколько сотен килограммов для Балхаша были привычным делом.
Но вернёмся к легендарному убийце. Легенда о соме-людоеде живёт, видимо, не одно столетие. В старых казахских сказках, как рассказывают специалисты по фольклору, сохранилось упоминание об удивительной рыбе, которая могла проглатывать целиком вооружённых всадников. К счастью, обычно эта рыба съедала плохих персонажей, а хорошего батыра даже защищала. Идёт ли речь о той самой балхашской легенде или есть ещё на казахстанских просторах опасные водоёмы, неизвестно.
О рыбе, которая нападает на рыбаков и домашний скот, на Балхаше можно легко услышать. Спросите – и местные с вами обязательно поделятся самыми жуткими подробностями этой легенды. Сом, как известно, рыба непростая, стоит ли упоминать, что это самый крупный на планете пресноводный хищник. Да и живёт он, по расчётам ученых, в дикой природе от 80 до 100 лет.
Каждого фольклорного героя из нашего списка теоретически можете повстречать и вы лично. Надеемся, что предоставленная порталом Informburo.kz полезная информация поможет вам сохранить нервы, здоровье, а главное жизнь.