Услуги, которые нас выбирают
Эта сфера именуется третичным сектором экономики. Два предшествующих – первичный (добыча сырья и переработка в полуфабрикаты) и вторичный (производство промышленных изделий).
Экономика, функционирующая в условиях господствующего третичного сектора, называется "постиндустриальной". Переход к преимущественно третичной экономике связан, главным образом, с ростом производительности, автоматизации и роботизации производства, которые высвобождают человеческие ресурсы, перетекающие затем в сферу услуг. Поэтому в развитых (постиндустриальных) странах сектор услуг занимает первое место по числу занятого населения.
Некоторые экономисты считают, что назрели предпосылки для отпочкования от третичного сектора четвертичного сектора - информационного. Он включает в себя информационные технологии, глобальный маркетинг, финансово-банковские услуги, научные исследования и прочие услуги, связанные с планированием и организацией производства. На мой взгляд, было бы правильнее всё же оставить эти виды деятельности под зонтичным понятием "сфера услуг".
В структуре ВВП Казахстана в 2014 году сектор услуг занял 54% или 21 трлн тенге. Объём производства товаров за указанный период составил 37% ВВП или 14 трлн тенге.
Сектор услуг в последние годы занимает до 70% от совокупного общего прироста казахстанского ВВП. При этом вклад промышленности в экономический рост страны существенно снизился. По сравнению с показателями 2008 года объёмы промышленного производства в Казахстане выросли на 20%, в то время как, например, прирост в секторе торговли составил 79%.
С какого барана можно содрать три шкуры
Несмотря на превышение сектора услуг в общем объёме ВВП, этот показатель доли услуг значительно отстаёт от аналогичных показателей развитых стран. В странах Западной Европы и Канаде сектор услуг формирует от 2/3 до 3/4 ВВП, в США – около 80%.
В последнем докладе об экономике Казахстана "Время низких цен на нефть – возможность для проведения реформ", подготовленном группой Всемирного банка, говорится, что рост сектора услуг снизился в 2014 году на 0,8% (с 6,8% в 2013 году) по причине снижения внутреннего спроса и отсроченного эффекта уменьшения экспортных доходов. В первые два месяца 2015 года рост сектора услуг замедлился ещё больше, при этом больше всех пострадала торговля, так как снизившиеся поступления от продажи углеводородов стали негативно влиять на экспортные доходы и ещё больше на внутренний спрос. Прогнозируется, что по итогам 2015 года рост сферы услуг снизится до 2,2% из-за замедления инвестиций, снижения объёмов производства и экспорта промышленной продукции.
Очевидно, что в сфере услуг у нас ещё имеется простор для роста
Для выявления тенденций развития этой сферы и прогнозирования её дальнейшей роли в экономике был проведён ряд исследований. Не так давно Азиатский банк развития провёл исследование этого сектора и дал ряд рекомендаций.
Несколько месяцев назад была утверждена "Программа по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года", в которой поставлена цель увеличить долю сферы услуг в ВВП страны. Если оперировать цифрами, то к 2020 году вклад сферы услуг в казахстанский ВВП должен вырасти в 1,7 раза и составить более 200 млрд долларов. За оставшиеся пять лет производительность в секторе услуг должна вырасти в 3-5 раз.
Как высказался председатель Сбербанка г-н Греф на прошедшем недавно 27-м заседании Совета иностранных инвесторов, казахстанский сектор услуг имеет потенциал для превращения в основной драйвер роста экономики. Казахстан, по его словам, мог бы стать основным игроком на пространстве ЕАЭС в сфере услуг. Помимо стимулирования инноваций он способен расти двузначными темпами в год, в отличие от промышленного производства. Поскольку программа развития услуг "позволит значительно больше задействовать таких соседей, как Россия, Китай, Европа – в силу того, что услуги предоставлять физически значительно проще, и барьеров на пути предоставления услуг значительно меньше".
Но перед тем как эта сфера станет, выражаясь языком г-на Грефа, драйвером роста экономики, Казахстану предстоит решить несколько насущных задач. Первая: приступить к развитию этого сектора за счёт его качественного развития. Как отметил в сентябре прошлого года министр национальной экономики Ерболат Досаев, рабочие места в секторе услуг создаются в пять раз быстрее, чем в секторе производства товаров. Казалось бы, следует порадоваться созданию рабочих мест и снижению безработицы.
Не всё так просто
Рабочая сила в сектор услуг привлекается в основном за счёт её "высасывания" из сельского хозяйства. Это является обратной стороной миграции сельского населения в города, где для него не находится работы кроме частного извоза, работы в общепите, охране и прочих занятий, не требующих высокой квалификации.
Высокий уровень создания рабочих мест в период между 2003 и 2013 годами был обусловлен преимущественно за счёт их появления в торговле, образовании и строительной отрасли. Число рабочих мест в экономике за этот период увеличилось примерно на 1,5 миллиона, а уровень занятости вырос примерно на 22%.
Рабочая сила в сектор услуг привлекается в основном за счёт её "высасывания" из сельского хозяйства. Это является обратной стороной миграции сельского населения в города, где для него не находится работы кроме частного извоза, работы в общепите, охране и прочих занятий, не требующих высокой квалификации.
Кстати, занятость в области государственного управления и социальной сфере, где велика доля бюджетных работников (например, в сфере образования и здравоохранения), обеспечила почти треть общего роста занятости в период 2003-2013 годы.
За счёт чего растём и падаем
Уровень занятости повысился в сфере транспортных и складских услуг (10% в общем увеличении занятости), оптовой и розничной торговли (15%), образования (18%), сфере строительства (21%) и прочих услуг (35%). Хотя уровень занятости в обрабатывающей промышленности вырос на 15%, это дало всего лишь 4% в росте общего уровня занятости за период. Занятость в сельском хозяйстве снизилась на 14%.
Поэтому сектор услуг должен расти не за счёт дальнейшего наращивания "услугооборота" в сфере продаж, охранных услуг или общепита, а через развитие торгово-финансовых, туристических, информационных и других видов услуг. С другой стороны, развитие новых видов, в которые требуются высококвалифицированные кадры, позволит сократить отток человеческих ресурсов из сельского хозяйства.
Сфера услуг достигает своего наибольшего развития (с сопутствующим вовлечением большого количества рабочей силы) при максимально развитой производственной части экономики. Если следовать этому утверждению, занятость большей доли казахстанского населения в сфере услуг выглядит довольно странно – ведь наша промышленность и уж тем более сельское хозяйство особым развитием не блещут. Поэтому этот тезис относится скорее к случаю, когда аграрный сектор упорядочен и автоматизирован настолько, что рабочие руки там уже не требуются. В Казахстане же применим второй вариант, при котором сельское хозяйство находится в таком состоянии, что не представляет собой никакого интереса в качестве сколько-нибудь доходного вида деятельности.
Задача №2
Она опосредовано связана с миграцией сельского населения в города. Резкий приток рабочей силы в сферу услуг не мог не вызвать сопутствующее увеличение скрытой от фискальных органов некоторой части доходов. Поэтому задача, которая стоит перед специальными органами, заключается в повышении степени вовлечения в экономический оборот теневого сектора сферы услуг – проще говоря, увеличение налогооблагаемой базы. Понятно, что задача для большинства участников теневого сектора неприятна. Но необходима в интересах государства, ведь почти каждый, у кого есть автомобиль, время от времени занимается частным извозом. Многие сограждане вообще превратили это в основной вид деятельности, укрытый от налогообложения.
Согласно налоговому законодательству, если человек заработал деньги, он должен отчитаться государству подоходным налогом, определённую сумму которого государство использует для создания социальных благ – в том числе и для самих "вольных таксистов".
Казахстану, конечно же, не следует бросаться в крайности и легализовывать спорные с моральной точки зрения виды деятельности. Однако все разрешённые законом способы заработка должны быть выведены из тени и отражены в доходной части бюджета в виде адекватных налогов, соразмерных объёмам дохода.
Кроме решения задач качественного роста сектора услуг и налогообложения пользу может принести и порядком набившее оскомину "уникальное географическое положение" Казахстана. Оно может сыграть свою роль в привлечении инвестиций в сферу услуг – в логистику. При правильном подходе Казахстан способен извлечь из своего потенциала пользу, предложив китайским и российским компаниям транспортировочную и производственную базу: железнодорожные и авиаперевозки, складирование, погрузочные работы и сопутствующий сервис.
Вступление Казахстана в ЕАЭС и планирующееся в конце этого года вступление в ВТО, как ожидается, принесёт казахстанским потребителям пользу в виде снизившихся из-за усиления конкуренции расценок на большую часть предоставляемых в Казахстане видов услуг. 1 января утверждены правила Единого рынка услуг. Предпринимателям государств-членов ЕАЭС предоставлен максимальный уровень свободы для поставки и получения услуг в 43 секторах. Деловые люди смогут работать без повторного учреждения юридического лица и получат право на взаимное признание лицензий, разрешений и квалификаций. Договором о ЕаЭС предусмотрен диверсифицированный подход к различным секторам услуг: по шести секторам услуг Казахстан получил переходный период до 1 января 2016 года. Хороший бонус. Им бы ещё успеть воспользоваться.