"Волнуюсь так, будто в первый раз представляю свой фильм", - поделился с журналистами режиссёр Сатыбалды Нарымбетов. Он признался, что шёл к экранизации жизни Ермухана Бекмаханова много лет, с тех пор как впервые узнал обо всех перипетиях его непростой жизни. Сценарий автор начал писать 5 лет назад, и только сегодня мы можем видеть результат.
"У меня было девять вариантов сценария, - признался Сатыбалды Нарымбетов журналистам. - И я старался снять так, чтобы ничего не исказить и не упустить ни одну важную деталь. В этом мне помогли дневники Халимы-апай (вдовы историка. - Авт.). И мы обращались и к профессионалам. Главным консультантом нашего фильма стал доктор исторических наук Мамбет Койгельдиев".
Какой из девяти вариантов сценария был выбран, так и осталось за кадром - возможно, тот, который ратует не за художественный вымысел, а за историческую правду. И хотя сам автор подчеркнул, что не претендует на документализм, некоторые вещи в фильме говорят об обратном. К примеру, поимённо названы все те, кто чинил препятствия талантливому историку и оказался виновен в его трагической судьбе.
Кадр из фильма "Аманат" Сатыбалды Нарымбетова
Герой Берика Айтжанова беседует с ученым Халелом Досмухамедовым
Начинается фильм с Алматы конца 60-х - начала 70-х. К вдове Ермухана Бекмаханова приходит молодой дотошный журналист, который собирается написать о судьбе историка. Вдова (актриса Карлыгаш Мухамеджанова, плохо загримированная в старушку) достаёт семейный фотоальбом, и её воспоминания переносят всех в далёкое прошлое, когда они были молоды, полны сил и желания творить. Действие картины разворачивается сразу в трёх временных отрезках. Первый - это 30-50-е годы, пришедшиеся на молодость Ермухана Бекмаханова. Зритель наблюдает его взлёт, а затем гонения: исключение из партии, ссылка, сначала в село учителем, и заключение в исправительно-трудовую колонию на 25 лет за то, что имел другое мнение относительно личности Кенесары Касымова и не считал алаш-ординцев японскими шпионами. Второй временной отрезок, показанный в фильме, - время, когда жил Кенесары Касымов – примерно 20-40-е годы XIX века. И, наконец, третий - это Казахстан конца 60-х, когда творческим путём историка начинают интересоваться молодые представители казахской интеллигенции.
Кадр из фильма "Аманат" Сатыбалды Нарымбетова
Берик Айтжанов и Карлыгаш Мухамеджанова играют в картине супружескую пару
В каждом из временных отрезков фильма герои по-своему расшифровывают название фильма и раскрывают суть казахского слова "аманат", что означает "завет, завещание". "Аманат" делает Кенесары Касымов потомкам. "Завещает" довести исследование о Кенесары до конца и старший коллега Ермухана – учёный Халел Досмухамедов. А "Аманат" от Ермухана Бекмаханова современному зрителю – это его непростая, полная трудностей, но всё же честная жизнь, и потомкам есть чем гордиться. Именно благодаря трудам Бекмаханова сегодня все знают, кем на самом деле был Кенесары Касымов.
Кадр из фильма "Аманат" Сатыбалды Нарымбетова
Санжар Мадиев в роли Кенесары Касымова
"Многие факты нашей истории скрыты от нас. Мы знаем о них недостаточно хорошо, и там ещё много белых пятен, - говорит Сатыбалды Нарымбетов. - Но мы должны знать своих героев и наших лучших сынов. Для меня судьба Ермухана Бекмаханова - это пример глубокого, искреннего патриотизма и твёрдого характера".
Несмотря на то, что экранизированная история безусловно драматична – за право вернуть народу своего героя, человек поплатился всем, что у него было – глубоких эмоций картина не вызвала. В погоне за тщательным изложением фактов автор упустил главное - художественную ткань фильма, ту самую, что заставляет нас сопереживать герою. Персонажи получились простенькими и однозначными, один – мудрец, другой – подлец. Лучшей сценой стала встреча двух оппонентов в одном исправительно-трудовом лагере, что показывает: системе, уничтожающей своих граждан, безразлично, на какой ты стороне.
Актёрский состав в фильме неплох. В главной роли – популярный казахстанский актер Берик Айтжанов, роль хана Кенесары досталась Санжару Мадиеву. Актёр Азиз Бейшеналиев сыграл злодея-следователя. На вопросы журналистов о том, почему на роль постаревшей вдовы историка взяли не женщину соответствующего возраста, а молодую актрису Карлыгаш Мухамеджанову, режиссёр ответил оригинально: "Это символ. Она должна быть вечно молодой, как Джоконда".
Кадр из фильма "Аманат" режиссёра Сатыбалды Нарымбетова
Азиз Бейшеналиев сыграл в фильме отрицательную роль
Мнения первых зрителей о фильме оказались разными. "Папа был немного другим – он был сильным, волевым, - поделилась его дочь от первого брака Наиля. - Когда он вернулся из заключения, не сдался, а нашёл в себе силы вновь защитить докторскую диссертацию, будучи тяжело больным человеком".
"Мне очень понравилось, - оппонировала ей Халима-апа. - Всё было так, как показано на экране, Берик Айтжанов очень похож на моего мужа, Карлыгаш, конечно, немного другая. Я счастлива, что прожила с таким человеком всю жизнь и не жалею ни об одном дне с ним. Он был очень интересной и яркой личностью".
Фильм выйдет в прокат осенью.
Трейлер фильма "Аманат" Сатыбалды Нарымбетова