Убытки на миллиарды: тысячи вагонов с грузом простаивают на границе с Китаем
Китайская сторона ужесточила санитарные требования и пропускает не более 500 вагонов в сутки. Это в два раза меньше, чем до пандемии, сообщает "31 канал".
Поставщики товаров ждут свои заказы месяцами. Срываются сроки, приостанавливается строительство объектов, пожаловались бизнесмены.
Более трех месяцев Алексей Гесс не может получить лифты из Китая. Его подъёмники ждут школа и четыре жилых дома.
"Если раньше срок поставки составлял 25 дней, то сейчас эти сроки не выдерживаются. При этом мы несём достаточные убытки ввиду того, что грузоперевозчики за последний год более чем в три раза увеличили стоимость перевозки за единицу контейнера", – рассказал бизнесмен.
Проблемы с поставками товаров начались ещё в прошлом году. Из-за пандемии Китай ввёл жёсткие ограничения. Через границу пропускают не более 500 товарных вагонов. В результате сейчас на железнодорожных путях простаивает около пяти тысяч вагонов с грузом. Некоторые ждут заказанный товар уже более полугода, срывая все сроки и договорные обязательства. Поставщики вынуждены доказывать, что их вины в этом нет. Всё это непредвиденные обстоятельства. На сегодняшний день выдано около двухсот свидетельств о форс-мажоре. Убытки терпят и экспортёры.
"За семь месяцев текущего года выполнили всего 80% поставок на Китай. Соответственно, 20% – это недополученная прибыль", – прокомментировал сложившуюся ситуацию зампредседателя правления палаты предпринимателей "Атамекен" Талгат Темирханов.
Ещё весной в палате предпринимателей были уверены, что скоро ситуация стабилизируется, и Китай вновь будет открыт миру. Но надежды не сбылись. Прогнозировать что-либо сейчас никто не берется. Тем временем, по предварительным подсчётам, из-за ситуации на границе с Китаем казахстанский бизнес теряет около 170 миллиардов тенге.
Огромные убытки из-за ограничений, введённых Китаем в связи с пандемией, – ощутимый удар для казахстанского бизнеса. Сгладить его могло бы собственное развитое производство. Однако, как сказал в интервью "31 каналу" экономист Арман Байганов, Казахстан по сей день экспортирует в основном сырьё, а импортирует готовую продукцию: оборудование, технику, медицинские препараты. Этот перекос делает нынешний кризис особенно болезненным.
"Есть в Казахстане национальная экспортная стратегия на 2018–2022 годы. Согласно этому документу, Казахстан к 2022 году должен увеличить экспорт несырьевых товаров до 31 млрд долларов. А в итоге на сегодняшний день у нас экспорт несырьевых товаров составляет лишь 17–18 млрд долларов", – пояснил эксперт.
По словам экономиста, Казахстан должен активно развивать сельское хозяйство и связанную с ним пищевую промышленность.
"То, что сельское хозяйство занимает 5% в ВПП – это непростительно, так как в сельской отрасли самое большое число самозанятых и безработица выше, на селе 40% населения проживает", – уточнил Байганов.
По его мнению, у Казахстана выгодное географическое положение для экспорта аграрной продукции: рядом огромный Китай, а также страны Центральной Азии и Афганистан.
Читайте также: Казахстанские автосалоны пустуют. В чем причины дефицита авто