Туалетная революция в Китае: истоки, задачи и уроки
Китай всё ещё от кого-то в чём-то отстаёт? Отстаёт. Причём в самой что ни на есть пикантной области достижений человеческой прогресса. Отстаёт – и не стесняется признаться! А если признаёт и ставит себе задачу – значит, справится. Такая уж это ныне страна.
Коли власти сумели за несколько лет отучить пекинских таксистов от генетической привычки поминутно плевать в открытое окно своего авто, то они с такой же лёгкостью сумеют привить согражданам любовь к чистым и современным туалетам, борьба за которые и началась на государственном уровне. Тем более что в стране есть для успеха в важном деле не только воля нынешних властей, но и серьёзные исторические предпосылки.
Появление туалетной бумаги – этап культурного роста цивилизации. А вы знаете, кто её изобрёл? Напрасно связывать технологический прорыв в деликатной сфере с "обществом потребления" XX века. Ибо задолго до того, как просвещённые европейцы начали мотать свои рулоны в своих ватерклозетах, туалетная бумага уже много веков широко использовалась в обиходе презираемых ими китайцев.
То, что она впервые появилась именно в Китае, легко объяснимо. Во-первых, бумага вообще была изобретена в Китае. А во-вторых, классический китаец никогда не позволил бы себе осквернить прикосновением к нечистому месту любого клочка, на котором написаны иероглифы. Такие, исписанные (знаками!) и обладавшие заведомой святостью бумажки, если даже и находились, то тут же бережно подбирались и специальным образом утилизировались с благоговением и уважением – даже теми жителями Поднебесной, которые не были обучены грамоте.
Нужно сказать, что изысканность гастрономической составляющей местной жизни отличалась гармоничной утончённостью всех этапов процесса – как при входе, так и на выходе. А как ещё может быть там, где люди при встрече вместо приветствия спрашивают у визави, успел ли он сегодня принять свой рис?
О китайской кухне всуе говорить непристойно, так что и не будем – это не сегодняшняя тема. А вот про национальные особенности последнего акта пищевращения в культуре китайцев поговорить уместно. Тем более что финита процесса была не менее вычурной и мудрёной, чем всё остальное, к чему только прикасался изощрённый китайский гений. Этот, казалось бы, сугубо физиологичный акт китайская мысль превратила в настоящее духовное действо. Божественность коего подчёркивает то, что в Поднебесной даже появилась особая богиня Цзы-гу – Хозяйка отхожего места.
По поверью, именно Цзы-гу оберегала посетителей своего алтаря от сонмища злобных духов. Ибо в такие сокровенные моменты бытия человек особо беззащитен. Каждый год, в ночь середины первого лунного месяца, происходила торжественная встреча популярной богини. И никто не думал чураться её духа как низкого, презренного и дурно пахнувшего.
Как выглядела богиня? Вовсе не так, как можно подумать исходя из примитивных представлений классической западной эстетики. Вот выдержка из средневекового источника:
"В доме Вана иногда также появлялся и сам дух: до поясницы вполне видимая, пригожая девушка, а ниже всегда клубился туман, поддерживая её. Девушка прекрасно играла на чжэне, извлекая из него прелестные мелодии, от которых слушавшие, как говорится, забывали об усталости… В последние годы очень многие встречают Цзы-гу. Во многих случаях Цзы-гу пишет литературные произведения, песни, слагает стихи, иногда очень искусные…"
Ну не прелесть ли?..
Не случайно многие китайские учёные предпочитали туалет кабинету и относились к нему как к месту, где можно продуктивно придаваться не только низким занятиям. Например, "литератор и эрудит" Цянь Сы-гун, живший на рубеже X-XI веков, признавал, что "его страстью всегда было чтение книг". Причём в разных местах, разных.
"В кабинете, мол, он читает каноны и историков, лёжа в постели – сяошо (лёгкую беллетристику), а когда сидит в уборной – читает короткие куплеты".
А вот откровение ещё одного философа того времени – Сун Гун-чуя:
"Я чаще всего пишу свои произведения в трёх местах – верхом на коне, лёжа в постели и сидя в уборной. Ведь только в этих местах рождаются наилучшие замыслы!"
Правда и увы – со временем очаровательная богиня Цзы-гу стала достоянием прошлого. В современном Китае, судя по состоянию общественных алтарей, её уже давно не привечают так, как прежде.
Однако теперь Китай взялся исправлять историческую несправедливость. И не столько ради возвращения традиций (специальными туалетами-кабинетами в старые времена пользовались только образованные и богатые китайцы, большинство же справляло нужду там, где она настигала их), а ради поддержания своего нынешнего реноме. В том числе и в глазах многочисленных иностранных гостей, от приезда которых страна получает немалые доходы и изрядное количество рабочих мест.
Когда нечто подобное китайской программе "туалетизации" страны появится в Казахстане – вопрос скорее риторический. При наших просторах вкладывать лишние деньги в какой-то мутный процесс вряд ли резонно. Да и никакие сакральные причины не тяготеют над нашими бизнесменами. Туризм? Гости? Кто взыщет – тот и обрящет! В этом деле по-другому и не случается…